2018-03-02

Ис. VII, 1-14, Быт. V, 32 - VI, 8, Притч. VI, 20 - VII, 1
Поделиться

69-17Книга пророка Исаии. Глава 7, стихи 1-14.

1 И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя Иудейского, Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его, но не могли завоевать.
2 И было возвещено дому Давидову и сказано: Сирияне расположились в земле Ефремовой; и всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу.
3 И сказал Господь Исаии: выйди ты и сын твой Шеар-ясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему,
4 и скажи ему: наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина.
5 Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря:
6 пойдем на Иудею и возмутим ее, и овладеем ею и поставим в ней царем сына Тавеилова.
7 Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется;
8 ибо глава Сирии – Дамаск, и глава Дамаска – Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом;
9 и глава Ефрема – Самария, и глава Самарии – сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены.
10 И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал:
11 проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте.
12 И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа.
13 Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего?
14 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок книги пророка Исаии, который мы только что услышали, содержит в себе повествование об исторических событиях. В VIII в. до Р.Х. в Палестине было два еврейских государства. Первое, в котором и жил пророк Исаия, находилось на юге Палестины. Его называли Южное или же Иудейским царством. Столицей его был Иерусалим. Второе — находилось на севере Земли Обетованной и называлось Северным или же Израильским царством. Столицей его был древний город Самария. Несмотря на то, что это был один народ, отношения между государствами были напряженные. Периодически случались войны. Для участия в этих конфликтах обе стороны привлекали иноземных союзников. Брат убивал брата руками иностранцев.

Такая же ситуации сложилась и на этот раз. В Иерусалиме правил царь по имени Ахаз. На него двинул свои войска царь Северного Израильского царства вместе с царем Сирии. Для Ахаза война началась страшным поражением. В один день союзная армия уничтожила 120 тысяч его лучших солдат. В плен было взято 200 тысяч мирных жителей. Положение усугублялось тем, что по стране рыскали банды мародеров. Состояние царя Ахаза и жителей Иудейского царства Писания характеризует как страх, который переходит в панический ужас.

Именно в этот момент Господь посылает к нему пророка Исаию. Он находят царя, который готовиться к штурму и занят постройкой укреплений. Пророк Исаия передает Ахазу слова Бога. Господь обещает, что замыслы врагов не будут исполнены. Да и сами царства его противников скоро перестанут существовать. От Ахаза требуется только одно — иметь твердую веру. Именно поэтому Исаия говорит ему, чтобы он просил у Бога знамения. То есть царь Иудеи должен был прилюдно продемонстрировать веру в господа и доверие Его Промыслу. Однако в это время Ахаз уже получил поддержку от молодого и сильного государства под названием Ассирия. Поэтому он, прикрываясь внешне благочестивым предлогом, якобы не хочет тревожить Бога по мелочам, отказывается от предложения Исаии. По сути, это отречение от Самого Господа.

Такова изменчивая человеческая натура. Когда нам плохо, мы вопим к небесам о помощи, обещаем исправить свою жизнь, даем обеты, не идем, а бежим в храм. Только беда миновала, и мы обрели внешнюю поддержку и уверенность в своем положении, Бог для нас уходит на периферию нашей жизни. Только недавно Ахаз в страхе и ужасе готов был на все, чтобы получить избавление. Как только появилась поддержка от сильной Ассирии, он забывает о Боге. Он уверен в своих силах — Бог ему не нужен.

Горькая ирония заключается в том, что всего через несколько лет царь Ассирии будет воевать уже не на стороне Ахаза. Бывший союзник станет врагом. Он сам придет со своим войском, чтобы опустошить Иудею и поработить ее жителей. Эта история учит нас тому, что не может быть у человека подлинного союзника кроме Бога. Любой человек, кем бы он ни был, может встать перед выбором, где на одной чаше весов будет его интерес, а на другой мы. А потому, чтобы не оказаться в положении иудейского царя, которого разорили его же вчерашние друзья, будем всегда во всякой ситуации, и особенно в дни своего благоденствия и достатка, когда нам хорошо и ничего нас не беспокоит, в первую очередь искать союза с Богом. Когда все бросят, Он единственный, кто не предаст, не отвернется, и не оставит. Но за верность к Себе проведет через все испытания и покроет в результате с лихвой все наши скорби и печали.

Бытие. Глава 5, стих 32; Глава 6, стихи 1-8.

32 Ною было пятьсот лет и родил Ной [трех сынов]: Сима, Хама и Иафета.

ГЛАВА 6.

1 Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,
2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.
3 И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.
4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.
5 И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
6 и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
8 Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога].

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Многие из нас сталкивались с людьми, которые толком ничего не зная о христианстве, говорили, что когда-то пробовали ходить в храм, но разочаровались и ушли. К сожалению, с такими людьми бывает очень трудно говорить, потому что они уверены, что знают о чем речь, хотя на самом деле, то, с чем они столкнулись могло быть искажением и карикатурой на веру. Они могли быть обмануты специально или поддаться влиянию фанатиков, по-своему расставивших приоритеты, скажем морящих себя голодом или закопавшихся к пещеры в ожидании конца времен… Человек смотрит на тебя с высоты своего печального опыта и не хочет верить тому, что прежняя встреча была ошибкой. Кроме того, понимая, что духовная жизнь трудна, оказывается так удобно держаться за эти карикатуры на веру, ведь от карикатур легче отказаться.

В сегодняшнем чтении мы видим людей, которые не просто не знали чего-то о Боге, они сознательно от Него отказались и пренебрегали Им. Не потому что знали Его, а потому что почувствовали вкус земной жизни, опьяняющий вкус свободы от Бога, от обязательств, от нравственной жизни. Причем праведные потомки Сифа, которые именуются детьми Божьими, стали смешиваться с потомками Каина, дочерями человеческими. Результатом их единства стало рождение людей рослых и сильных. Речь, конечно, не идет о каком-то другом виде людей, просто они оказались более рослыми и сильными, чем другие, чем проявляется их принадлежность земле и земной жизни, они становятся все сильнее и властнее на земле. Все глубже укореняются в ней, все больше и больше становятся плотяными, все больше в них проявляется животное начало, вырвавшееся на свободу в грехопадении. Можно сказать, что лишенная Бога жизнь как бы входит в свои права, становится для них привычной. Более того, они развращаются больше и больше, так что мысли их становятся злом на всякое время. Если вспомнить, что зло — есть противление Богу, сознательное противоборство Его воле, станет понятно, что речь идет не о том, что они были жестокими или грубыми… В первую очередь они были злыми, то есть сознательно воинствующими против Творца. Однако, Он именно Творец и источник жизни, без Него ничего существовать не может, так как только Он вседержитель, и бытие всех укоренено в Его благой воле. И вот появляются люди, которые сами себя от Бога отлучают, своим пренебрежением уничтожают всякую связь с Ним.

Все дальнейшее является лишь следствием их собственного духовного состояния. И хотя Писание говорит нам о Боге, это не просто объективное описание Его состояния. Оно неизменно, как неизменна Божественная сущность. Кроме того, Он обладает предведением, в то время как раскаяние — это эмоция говорящая об ощущении собственной неправоты. Но описание дается человеком, для человека, и с точки зрения человека. И поэтому говорится, что Бог раскаялся в том, что сотворил мир людей. Происходящее они ощутили так, как будто бы Творец раскаялся. На самом же деле, сами люди стали такими, что жизнь с Богом стала для них невыносимой, их бытие стало буквально разрушаться, потому что отказ от источника жизни не может завершиться ни чем другим.

Естественно Бог Библии живой, Он существо личностное, способное любить и вести к спасению. Но при этом Бог не способен заставить себя любить, всякое насилие претит Его любви. И все же, человек, который желает быть с ним всегда обретает благоволение в очах Его. Именно таким был в то время Ной. Именно таким может стать каждый из нас.

Притчи Соломона. Глава 6, стихи 20-35; Глава 7, стих 1.

20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;
21 навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.
22 Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою:
23 ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни,
24 чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.
25 Не пожелай красоты ее в сердце твоем, [да не уловлен будешь очами твоими,] и да не увлечет она тебя ресницами своими;
26 потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.
27 Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?
28 Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?
29 То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины.
30 Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден;
31 но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего.
32 Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это:
33 побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится,
34 потому что ревность – ярость мужа, и не пощадит он в день мщения,
35 не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.

ГЛАВА 7.

1 Сын мой! храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. [Сын мой! чти Господа,- и укрепишься, и кроме Его не бойся никого.]

Комментирует иеромонах Феоктист (Игумнов).

Есть несколько довольно популярных современных авторов, которые, когда пишут о борьбе со страстями и о том, каким образом можно избежать грехов, дают рекомендации о некоторой специальной внутренней «настройке». То есть они предлагают смоделировать ту ситуацию, которая может спровоцировать, к примеру, раздражение и с помощью этого моделирования пережить все то, что может произойти до того, как оно случится. Этот прием, по их мнению, способен помочь избежать непредвиденных ситуаций и нежелательной реакции на них. Подозреваю, что такие рекомендации не более чем попытка перенести отдельные рекомендации психологов в область духовной жизни, а именно в область борьбы с живущими в нас греховными наклонностями. Вероятнее всего, подобные советы и в самом деле помогают. Впрочем, есть некоторые сомнения в качестве этой помощи, ведь Священное Писание предлагает иной метод достижения победы над самими собой. Мы слышали сегодня, что наставления об уклонении от общения с чужими женами сопровождалось предисловием. В нем слушатель призывался хранить «заповедь отца твоего» и не отвергать «наставления матери твоей». В традиции эпохи Ветхого Завета «заповедь отца» и «наставления матери» — синонимы Закона Божия, обучение ему своих детей вменялось в обязанность любому благочестивому израильтянину. Дальше Соломон говорит о том, что «когда ты пойдешь», заповеди «будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою». Получается, что сам по себе Закон, который человек должен навсегда наложить себе на сердце, будет и руководить, и охранять. Руководить — для мудрых и разумных дел, охранять — не только от возможной опасности, но и в первую очередь от самой главной опасности, той опасности, которую мы сами представляет для самих себя, то есть от сознательного впадения в тот или иной грех. Именно по этой причине как древние, так и современные монахи-подвижники единогласно советуют утром, сразу после сна не думать ни о чем другом, как о заповедях. Сначала о них, потом обо всем ином. Их молитва выглядит просто: «Господи, вот Твои заповеди, Сам помоги мне их исполнить!» Собственно, в этом и заключается «настройка» христианина на предстоящий день.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (109 оценок, в среднем: 4,89 из 5)
Загрузка...