2019-03-22

Ис. VII, 1-14, Быт. V, 32 - VI, 8, Притч. VI, 20 - VII, 1
Поделиться

69-17Книга пророка Исаии. Глава 7, стихи 1-14.

1 И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя Иудейского, Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его, но не могли завоевать.
2 И было возвещено дому Давидову и сказано: Сирияне расположились в земле Ефремовой; и всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу.
3 И сказал Господь Исаии: выйди ты и сын твой Шеар-ясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему,
4 и скажи ему: наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина.
5 Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря:
6 пойдем на Иудею и возмутим ее, и овладеем ею и поставим в ней царем сына Тавеилова.
7 Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется;
8 ибо глава Сирии – Дамаск, и глава Дамаска – Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом;
9 и глава Ефрема – Самария, и глава Самарии – сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены.
10 И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал:
11 проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте.
12 И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа.
13 Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего?
14 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Для христиан во всем этом отрывке самыми важными являются заключительные слова: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Впрочем, они важны были и для тех, кого самым непосредственным образом касались политические события той эпохи, для Ахаза, для Рецина и для Факея, для самого пророка Исайи и для всего народа Иудеи. Иудея с центром в Иерусалиме была небольшим государством, значительно меньшим, чем Северное царство — Израиль. У Иудеи было и ещё одно название — Дом Давидов. По той простой причине, что правили в ней потомки царя Давида. Для удостоверения Иудеи — дома Давидова — в том, что угрожающая ему со стороны союзных царей Сирийского и Израильского царств опасность истребления минует, и что им не удастся покорить Иудею, Господь обещает дать необычайное знамение. Оно состоит в том, что родится Эммануил, и что родит Его Дева. Христианская традиция безусловно связывает это пророчество с рождением Христа Спасителя, именно о Нем здесь идёт речь, именно на это пророчество Исайи ссылается апостол и евангелист Матфей, который в повествовании о Рождестве Христовом дословно цитирует слова пророка: «да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». Несмотря на то, что пророчество Исайи мы понимаем совершенно однозначно, возникает один важный вопрос: а какое отношение это пророчество имеет ко всей той политической ситуации? Как оно может успокоить Иудею? Для ответа на этот вопрос стоит помнить, что Иудея — Дом Давидов, а Христос — Потомок Давида по плоти. Об этом знали все благочестивые иудеи. Если из рода Давида надлежало произойти Христу, то этому роду нечего было опасаться искоренения от внешних врагов, пока не родится Христос, а значит и Южное царство — Иудея — устоит как минимум до пришествия в мир Христа Спасителя.

Бытие. Глава 5, стих 32; Глава 6, стихи 1-8.

32 Ною было пятьсот лет и родил Ной [трех сынов]: Сима, Хама и Иафета.

ГЛАВА 6.

1 Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,
2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.
3 И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.
4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.
5 И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
6 и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
8 Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога].

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы только что услышали, – вступление к одной из самых трагических страниц в истории человечества. Перед начало рассказа о всемирном потопе. Прежде чем приступить к описанию этого страшного катаклизма, автор книги Бытия указывает на его непосредственную причину. Для него таковой является человеческая греховность. Ее наиболее ярким проявление является союз добра со злом. Именно об этом говорит Писание, когда рассказывает о нечестивых браках между «сынами Божиими» и «дочерями человеческими».

«Сынами Божиими» Библия часто называет благочестивых людей. Поэтому большинство толкователей считает, что «сыны Божии» – это потомки праведного Сифа. Они стали жениться на «дочерях человеческих», под которыми понимают представительниц рода Каина. Чем плохи были эти браки? Очевидно, что яблоко от яблони не далеко падает. А поэтому логично предположить, что каинитки обладали таким же развращенным и горделивым нравом, как и их отцы и все то окружение, в котором они жили. Учитываю тот факт, что именно женщина создает в семье то, что называется домашней атмосферой, их обычай жизни оказал большое влияние на душевное состояние мужей и детей. Да и сами потомки Сифа брали себе в жены каиниток не из благочестивых побуждений. Писание говорит о том, что «сыны Божии» женились на «дочерях человеческих» именно из-за их красоты. По мнению большинства толкователей, так автор книги Бытия указывает нам на то, что некогда целомудренными сифитами овладела блудная страсть и похоть.

Плодом таких греховных союзов стали исполины. Они и до этого существовали на земле. Но с этого момента начали появляться во множестве. Кто это такие? Исполины – люди, гордость и высокомерие которых достигло невероятных размеров. Именно поэтому о них говорится, что они «издревле славные люди». Слава, которую они получали это не та слава, которой покрывал их Бог. Это слава, которой они обладали в собственных глазах и которую они желали получать от других людей. Другими словами, с момента заключения этих браков и среди некогда благочестивых потомков Сифа стали во множестве появляться люди, одержимые духовным недугом под называнием тщеславие и гордость.

Так, Священное Писание с горечью сообщает нам о том, что великая династия Сифа пала: смешалась с нечестивыми потомками Каина, подчинилась страстям и греху. Человека стало интересовать только материальное. Все мысли людей были заняты земным настолько, что превратились по словам автора в одну единственную плоть. Иными словами, все их желания и устремления перестали чем-то отличаться от желаний и устремлений животных. Это мгновенно отразилось и на окружающем мире, с котором человек связан незримыми нитями и за который он в ответе, так как должен быть его отцом и правителем. Все это и привело к Великому потопу, в котором погиб не только людской род, но и множество других живых существ.

Окружающий мир и человек – это единый организм. Ничего не происходит в природе просто так. Она очень тонко чувствует настроения человеческой души и болезненно реагирует на негативные изменения нашего духовного состояния. Именно об этом и говорит нам сегодняшний отрывок. Это и предупреждение, и совет, прямая инструкцию, как спасти все то, что мы видим вокруг. Конечно, мы можем вести борьбу за экологию при помощи современных технологий, обсуждая проблемы на различных форумах, разрабатывая новые законы и т.д. Но мы не должны забывать, что любое сражение за окружающую чистоту и здоровья нашей планеты должно начинаться с борьбы человека с самим собой. С борьбы за чистоту своей души, сердца и совести перед Богом и Его законом.

Притчи Соломона. Глава 6, стихи 20-35; Глава 7, стих 1.

20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;
21 навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.
22 Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою:
23 ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни,
24 чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.
25 Не пожелай красоты ее в сердце твоем, [да не уловлен будешь очами твоими,] и да не увлечет она тебя ресницами своими;
26 потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.
27 Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?
28 Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?
29 То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины.
30 Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден;
31 но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего.
32 Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это:
33 побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится,
34 потому что ревность – ярость мужа, и не пощадит он в день мщения,
35 не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.

ГЛАВА 7.

1 Сын мой! храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. [Сын мой! чти Господа,- и укрепишься, и кроме Его не бойся никого.]

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Когда говорят, что ученые открыли тот или иной закон для всех очевидно что они его именно открыли, а не сотворили. Они лишь увидели его действие и описали его на языке формул.  Например, в нашем физическом мире всемирное тяготение существовало, в то время как закон всемирного тяготения был открыт Ньютоном. Бог так сотворил мир, что материя существует и изменяется по раз и навсегда вложенным в нее законам. В то же время, существа духовные, разумные и свободные, тоже должны существовать по законам, исполнение которых приближает или удаляет их от источника жизни. Законы мира духовного отличаются от законов мира физического тем, что действуют не автоматически и не слепо… Бог не механизм, но существо разумное и любящее, он все видит и все учитывает… И если закону всемирного тяготения все равно, знаем мы о нем или нет, он не может нас пожалеть… Бог, напротив, может как бы превозмогать превосходить человеческую немощь идти ему навстречу.  

В сегодняшнем чтении мы слышим как Соломон говорит сыну о близости к нему Божественных заповедей: «напиши их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою». И если помнить, что сердце – это самый сокровенный орган в человеке, средоточие его сознания, воли и чувств, станет ясно, что обвязать сердце заповедями – значит сделать их основанием всей своей жизни. Причем не в каком-то теоретическом возвышенном плане, потому что ситуации, в которых мы можем поступить по заповедям, окружают нас повсеместно, не только тогда, когда мы помним о них, но и тогда не помним, когда ложимся спать и когда просыпаемся. Соломон говорит о существовании в сердце непрестанного нравственного диалога, во время которого человек собеседует с заповедями.  

Каждый из нас по опыту знает, что такое собеседование может иметь разный исход. Есть даже такое выражение: «договариваться с собственной совестью». Понимая это, Соломон говорит, что заповеди – светильник и Божье наставление – свет.  Рождаясь в этот мир, мы ещё не помним себя, но учимся ориентироваться на законы физического мира. Законы духовные не таковы, их надо сознательно усвоить, развить навык исполнения заповеди, свободного понуждения себя к этому. Никто не удивляется, когда спортсмен отрабатывает движение, доводя технику до совершенства. То же самое происходит с терпением, кротостью, милосердием, чтобы эти добродетели стали нормой для нашего сердца, мы должны долго и упорно трудиться.  

Труд души – это труд зачастую незаметный, но при этом самый важный. Путь исполнения заповедей – это путь жизни. Если, желая выжить, мы соблюдаем законы физического мира, важно не забывать о законах духовных, которые открывает для нас Господь.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (172 оценок, в среднем: 4,92 из 5)
Загрузка...