* Поделиться
Читает и комментирует Библейские чтения. Среда первой седмицы
жив1

Сотворение мира

Среда первой седмицы

Книга пророка Исаии, Глава 2, стихи 3-11.

3 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима.
4 И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.
5 О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем.
6 Но Ты отринул народ Твой, дом Иакова, потому что они многое переняли от востока: и чародеи у них, как у Филистимлян, и с сынами чужих они в общении.
7 И наполнилась земля его серебром и золотом, и нет числа сокровищам его; и наполнилась земля его конями, и нет числа колесницам его; 8 и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их.
9 И преклонился человек, и унизился муж,- и Ты не простишь их.
10 Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его.
11 Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В начале только что услышанного нами отрывка пророк Исаия говорит о том, что из Иерусалима выйдет Слово. Оно будет судить и обличать людей. В результате этого на земле воцарится всеобщий мир и согласие. О каком Слове идет речь? Очень часто Священное Писание называет Словом Мессию, то есть Иисуса Христа.

Итак, именно мир и согласие будут отличительной чертой царства Мессии. Раздоров больше не будет. Необходимость в оружие, а также в воинском мастерстве отпадет, люди перекуют мечи на орала, то на есть на инструменты для возделывания земли. При помощи этих образных выражений, которые указывают на всеобщую умиротворенность, Исаия предсказывает проповедь Евангелия и распространении христианского учения, которое радикально изменит состояние человечества. Не может быть, скажем мы. Ведь с распространением христианства войны на земле не закончились. Люди продолжают враждовать. Это действительно так. Однако давайте задумаемся, что такое война, в чем ее причина?

Нам часто кажется, что война — это что-то внешнее по отношению к нам. Зачастую мы к ней не имеем никакого отношения. Начинают ее политики, ведут ее солдаты. На самом деле это не совсем так. Вооруженный конфликт — это лишь наиболее яркие проявления войны. Любая война своими корнями уходят глубоко в человеческое сердце. Ведь именно оно является мощным генератором помыслов вражды и раздора. Ведь именно в нем живет зависть, высокомерие, ревность, жажда к обогащению и другие мрачные состояния. А потому каждый из нас ведет свою маленькую войну: семейные ссоры, вражда с соседями, сражение за место в общественном транспорте, борьба против как нам кажется несправедливости в общественных местах — все это на самом деле своеобразные аналоги войны глобальной. Та же самая вражда, неприязнь и ненависть только в миниатюре. И порой от того, чтобы взять в руки оружие и наказать обидчика по полной программе нас сдерживает закон и та человечность, которая, несмотря ни на что, все еще теплится в нашей душе. Как только ее перестает хватать, вся та грязь, которая накипела в сердце, выплескивается наружу в виде открытого конфликта и кровопролития. Поэтому настоящее, тотальное прекращение войны — это не подписание мирного договора на бумаге. Это не уничтожение оружия и врага. Настоящее прекращение войны — тотальное изменение человеческого сердца. Оно должно научиться порождать не злые помыслы, а добрые.

Вот именно эту возможность, которой раньше не было у человечества, и дал людям Христос. Он наделил Своих верных учеников особой силой, которая позволила им искоренять в себе злобу и вражду, проявлять жертвенную любовь не только к родным, но и к незнакомым людям, а подчас и к врагам. Именно этот благодатный опыт обновленного сердца лежит в основе подлинной христианской жизни. Так живут наши святые. Они стяжали мир и любовь в своих сердцах, а потом смогли подарить этот мир и любовь тем людям, которые их окружали. Подобные высокие духовные состояния были принципиально невозможны до появления христианства.

Частично прикоснуться к этому опыту может и каждый из нас. Пускай не всегда в наших силах изменить весь мир. Но одно нам доступно точно: участвуя в Таинствах Церкви и стараясь исполнить Евангельские заповеди, мы вполне способны принести мир в свои семьи, подарить его своим близким, покрыть им свои личных врагов. И поверьте уже одного этого будет вполне достаточно, чтобы жизнь вокруг нас кардинально изменилась в лучшую сторону.

Бытие, Глава 1, стихи 24-31, Глава 2, стихи 1-3.

Глава 1.

24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; 30а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Глава 2.

1 Так совершены небо и земля и все воинство их.
2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Когда-то задолго до рождества Христова страдающий праведник, которого звали Иов обращался к Богу с вопросом: «Что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание Твое...»? В тот момент он не был знаком ни с географией, ни с астрономией... Не мог оценить масштабов земли и вселенной... Она ограничивалась для него той территорией, на которой он жил или той о которой ему рассказывали. И все же, понимая разницу между Богом и творением, он недоумевал, почему человек важен для Бога?

Сегодня, когда мы знаем землю и заглядываем в глубины космоса, знаем о триллионах галактик, в которых находится бесчисленное множество звезд и планет... как нам не прийти от этого знания в ужас и не посчитать себя ничего не значащими микробами в масштабах вселенной?

Открывая новые галактики, глубины океана и сложные механизмы работы человеческого мозга, наука может ответить на вопросы «что и как», но не может ответить на вопрос для чего? Есть ли смысл нашего существования? Или оно результат игры случая?

На первый взгляд сегодняшнее чтение просто рассказывает об окончании творения. Шестой день начинается с того, Бог повелевает земле произвести самых разнообразных животных. Однако творение на этом не прекращается. Останавливая привычный ритм первых дней, Бог создает человека иначе, чем весь остальной мир. С одной стороны, Он не повелевает воде или земле его произвести, но создает его Сам. С другой, Он не создает человека из ничего, но использует уже существующую материю. Таким образом, человек с одной стороны — часть материального мира, он сроден ему. С другой- он принципиально от этого мира отличен.

Именно об этом отличии Бог как будто бы рассуждает перед сотворением. Он говорит: «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему». И далее действительно творит человека о образу Своему. Но если Бог принципиально отличен от тварного мира, если Он не имеет тела и вообще не существует так, как существует мир, как же нечто материальное, может быть носителем Его образа?

В этом и заключается чудо — человек тварное, живое существо, которое не сводится к механике материального мира. В нем эта механика есть, есть процессы, которые вполне сходны с теми, которые происходят в любых живых организмах... Но вот Божественной волей в этом материальном мире, который подчиняется раз и навсегда данным законам, появляется тот, кто к этим законам не сводится и до конца ими не определяется. Бог есть дух: живой, вечный, благой и премудрый. Он творит человека одухотворяя материю, создавая того, кто будучи практически животным «телесно» призван к тому, чтобы быть образом Бога «духовно», воплотить в себе и на своем тварном уровне божественные совершенства.

Сотворив человека, Бог поручает ему «плодиться и размножаться и наполнять землю», а так же «владеть ею и всем, что на ней существует». Из всего этого видно, что человек сотворен как глава и высшая часть материального мира: он разумен, свободен и способен к творчеству и взаимной любви.

Какая из самых больших звезд или галактик способна любить? Какое из существ способно к рефлексии, к нравственному выбору и жертвенности? Только человек... Именно поэтому Бог столь ценит его, посещает его и обращает на него Свое внимание.

Притчи Соломона, Глава 2, стихи 1-22.

1 Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, 2 так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; 3 если будешь призывать знание и взывать к разуму; 4 если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, 5 то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.
6 Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум; 7 Он сохраняет для праведных спасение; Он - щит для ходящих непорочно; 8 Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих.
9 Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю.
10 Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, 11 тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, 12 дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, 13 от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; 14 от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом, 15 которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих; 16 дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, 17 которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего.
18 Дом ее ведет к смерти, и стези ее - к мертвецам; 19 никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни.
20 Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников, 21 потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней; 22 а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Какую интересную последовательность выстраивает Соломон! Он говорит, что поиск премудрости приводит к страху Господню, а страх Господень — к познанию Бога. Последнее выражение — познание Бога — крайне важно. Вообще, в библейском языке познание чего-либо или кого-либо означает не теоретическое знание об объекте, не обладание суммой информации, а, так сказать, актуализацию практического опыта. Знание Бога проявляется во-первых, в любви к Богу, в стремлении жить в Его присутствии, а во вторых, в нравственном поведении, жизни по заповедям, потому как знание, за которым не следуют соответствующие дела, в библейском словоупотреблении не является знанием вообще, подлинное знание затрагивает человека в его целостности — его ум, чувства и его дела. Отсюда вытекает одна крайне простая мысль: нет ничего более ценного, чем знание Бога. Именно об этом пишет и автор книги Притчей: «если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище». Здесь самое время задать себе вопрос: а что для каждого из нас является сокровищем? Что мы ищем с наибольшей тщательностью и старанием? Этот вопрос особо остро ставит перед нами весь Великий пост. Ради чего это все это, если не ради познания Бога? Ради того, чтобы быть во всех отношениях приятным человеком? Ради прошения грехов? Но грехи прощаются в таинстве исповеди при условии искреннего покаяния, а покаяние не имеет безусловной связи с теми ограничениями, которые накладывает на нас пост. Собственно, пост нужен именно как то время, в которое мы должны сделать переоценку собственных ценностей. Осознать, что сокровище человека не может находится в сфере чего-либо земного и тленного, того, с чем рано или поздно придётся расстаться. Понять, что чаще всего наша жизнь посвящена вовсе не тому, чему она должна быть посвящена по замыслу Бога о нас. Осознать это и постараться переопределить собственные ценности.