Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Иоанна, Глава 2, стихи 12-22

12 После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней.

13 Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим

14 и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.

15 И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.

16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.

17 При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.

18 На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?

19 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.

20 На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?

21 А Он говорил о храме тела Своего.

22 Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.

Читает и комментирует Евангелие от Иоанна, Глава 2, стихи 12-22 (о. Дмитрий Барицкий)

608px-Giotto_-_Scrovegni_-_-27-_-_Expulsion_of_the_Money-changers_from_the_Temple

Джотто ди Бондоне. Изгнание торгующих их храма.

Ин., II, 12-22 (о. Дмитрий Барицкий)

12 После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней.
13 Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим
14 и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.
15 И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.
17 При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.
18 На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?
19 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.
20 На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?
21 А Он говорил о храме тела Своего.
22 Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Иудейская Пасха – одно из самых главных событий религиозной жизни евреев. В этот день много лет назад Бог вывел Свой народ из Египта. Это был день спасения, день рождения нации. Каждый правоверный иудей мечтал хоть раз в жизни прийти на праздник Пасхи в Иерусалим. Здесь находилось сердце ветхозаветной религии, величественный храм. Это было единственное место в Палестине, где совершалось богослужение, приносились жертвы.

Естественно, что всегда найдутся те, кто захочет использовать благочестивые настроения людей в своих корыстных целях. Так было и здесь. Согласно закону, иудеи должны были вносить денежный налог в храмовую казну. В Палестине в те времена имело хождение много различных серебряных монет: римские, греческие, египетские, тирские, сидонские. Однако все они для этой цели не годились, т.к. были языческие, следовательно, нечистые. Платить налог предписывалось только галилейскими сиклями, которые, по этой причине, называли также священными. Во дворе храма были обменные пункты. Меновщики брали за обменную операцию громадный процент. Кроме того в храме можно было купить жертвенное животное, как бы мы сказали сейчас, с гарантией качества, без порока. Для жертвоприношений подходили только такие. Если человек приводил животное с собой, вероятней всего его забраковывали, и он был вынужден покупать другое на месте. Опять же наценка была огромной. Порой цена возрастала в двадцать раз. Все это было откровенным грабежом, который совершался с попустительства религиозной власти.

Однако простые паломники были вынуждены идти на это. Ведь по ветхозаветному воззрению, человек примиряется с Богом, вступает с Ним в полноценное общение, исключительно через ритуал, через жертвоприношение, совершить которое можно только здесь, в Иерусалиме. Только так они могли приобщиться к празднику Пасхи и быть уверенными, что Господь услышал их молитвы. Иными словами, люди оказывались в ситуации заложников не только у спекулянтов, но и у самого уклада религиозной жизни.

Поэтому, выгнав торговцев из притвора, Христос объясняет Свой поступок не только желанием восстановить социальную справедливость. Он еще и намекает на то, что разрушит сам храм, перевернет всю духовную жизнь иудеев. Речь идет о всем ветхозаветном ритуале, о всем укладе религиозной жизни евреев. Бесконечные предписания, дотошные правила, которые скрупулезно регламентирую каждый шаг духовной жизни, – не столько способствуют общению человека с Богом, сколько обременяют его, затрудняю это общение. Скоро этому придет конец. Старое уйдет. За три дня Господь обещает создать новый храм.

Так и случилось. Три дня Спаситель был во гробе, а после воскрес телесно. Создал новый храм, Свою Церковь, Тело Христово. Собрал в нее новый народ, дал ему новый закон, закон свободы от греха и смерти, явился для всех нас Новой Пасхой!

Джотто ди Бондоне. Изгнание торгующих их храма.

Ин., II, 12-22 (о. Дмитрий Барицкий)

12 После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней.
13 Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим
14 и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.
15 И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.
17 При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.
18 На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?
19 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.
20 На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?
21 А Он говорил о храме тела Своего.
22 Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Иудейская Пасха – одно из самых главных событий религиозной жизни евреев. В этот день много лет назад Бог вывел Свой народ из Египта. Это был день спасения, день рождения нации. Каждый правоверный иудей мечтал хоть раз в жизни прийти на праздник Пасхи в Иерусалим. Здесь находилось сердце ветхозаветной религии, величественный храм. Это было единственное место в Палестине, где совершалось богослужение, приносились жертвы.

Естественно, что всегда найдутся те, кто захочет использовать благочестивые настроения людей в своих корыстных целях. Так было и здесь. Согласно закону, иудеи должны были вносить денежный налог в храмовую казну. В Палестине в те времена имело хождение много различных серебряных монет: римские, греческие, египетские, тирские, сидонские. Однако все они для этой цели не годились, т.к. были языческие, следовательно, нечистые. Платить налог предписывалось только галилейскими сиклями, которые, по этой причине, называли также священными. Во дворе храма были обменные пункты. Меновщики брали за обменную операцию громадный процент. Кроме того в храме можно было купить жертвенное животное, как бы мы сказали сейчас, с гарантией качества, без порока. Для жертвоприношений подходили только такие. Если человек приводил животное с собой, вероятней всего его забраковывали, и он был вынужден покупать другое на месте. Опять же наценка была огромной. Порой цена возрастала в двадцать раз. Все это было откровенным грабежом, который совершался с попустительства религиозной власти.

Однако простые паломники были вынуждены идти на это. Ведь по ветхозаветному воззрению, человек примиряется с Богом, вступает с Ним в полноценное общение, исключительно через ритуал, через жертвоприношение, совершить которое можно только здесь, в Иерусалиме. Только так они могли приобщиться к празднику Пасхи и быть уверенными, что Господь услышал их молитвы. Иными словами, люди оказывались в ситуации заложников не только у спекулянтов, но и у самого уклада религиозной жизни.

Поэтому, выгнав торговцев из притвора, Христос объясняет Свой поступок не только желанием восстановить социальную справедливость. Он еще и намекает на то, что разрушит сам храм, перевернет всю духовную жизнь иудеев. Речь идет о всем ветхозаветном ритуале, о всем укладе религиозной жизни евреев. Бесконечные предписания, дотошные правила, которые скрупулезно регламентирую каждый шаг духовной жизни, – не столько способствуют общению человека с Богом, сколько обременяют его, затрудняю это общение. Скоро этому придет конец. Старое уйдет. За три дня Господь обещает создать новый храм.

Так и случилось. Три дня Спаситель был во гробе, а после воскрес телесно. Создал новый храм, Свою Церковь, Тело Христово. Собрал в нее новый народ, дал ему новый закон, закон свободы от греха и смерти, явился для всех нас Новой Пасхой!

editor2

Поделиться
Опубликовано
editor2

Последние записи

Лазарева суббота — один из самых скромных церковных праздников. Большинство прихожан стараются, в первую очередь, посетить богослужение следующего…

26.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Интернет полон ответов на вопрос о том, как найти жену. Есть…

25.04.2024

Как бороться со злобой этого мира? И что делать, если нас окружают люди, которые хотят нам навредить?…

25.04.2024

Здравствуйте, дорогие радио слушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. «У каждого своя правда». Сегодня этому…

25.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. С точки зрения Священного Писания высшее благо человека состоит в хранении чистой совести,…

24.04.2024

В каких случаях необходимо обращаться к Богу с молитвой о помощи? И как сделать это правильно? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке…

24.04.2024

This website uses cookies.