2019-03-14

Ис. II, 11-21, Быт. II, 4-19, Притч. III, 1-18.
Поделиться
837_24

“Сотворение мира”, фрагмент четырехчастной иконы

Книга пророка Исаии, Глава 2, стихи 11-21.

11 Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день.
12 Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное,- и оно будет унижено,
13 и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские,
14 и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы,
15 и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену,
16 и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их.
17 И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день,
18 и идолы совсем исчезнут.
19 И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю.
20 В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им,
21 чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Только что мы услышали еще одно пророчества Исаии о т.н. «Дне Господнем». Как мы помним, так в Ветхом Завете называется день пришествия Бога на землю, главным содержанием которого будет суд над человечеством. По словам пророка Исаии, в этот день «Один Господь будет высок». Давайте вдумаемся, о чем же именно идет речь?

Человеку свойственно восхищаться, глядя на монументальные творения как своих собственных рук, так и тех удивительных явлений, которые были рождены природой. Именно о таких и упоминает пророк Исаия в своем пророчестве. Кедры, которые росли на горах Ливана, имели вечно зеленый наряд и ветви, напоминающие огромный зонт. Они выглядели гордо и красиво. Дубы из Васана отличались своей крепостью. Корабли из Фарсиса — это огромные морские суда. На них можно было совершать дальние для того времени плавания. Например, можно было доплыть из Палестины в Фарсис, финикийскую колонию в Испании. Расстояния огромные для того времени. Все перечисленное было для современников Исаии символом величия и могущества природы и человека. Все это свидетельствовало о надежности, прочности, незыблемости уклада жизни и естественных законов этого мира. Вызывало благоговейный трепет. Поэтому мы знаем, что нередко именно подобные предметы обожествлялись людьми. Не случайно Исаия упоминает здесь об идолах. Однако, по словам пророка, в день пришествия Бога кедры ливанские, дубы васанские, высокие горы, холмы, башни, стены и корабли из Фарсиса, одним словом, все великое будет унижено и подавлено. Подобное сравнение призвано проиллюстрировать слушателям одну важную идею: то раньше было значимым, грандиозным, вечным, окажется весьма незначительным, слабым и кратковременным. Ведь придет Тот, Кто обладает подлинным величием.

Однако речь здесь отнюдь не только о тех внешних предметах, которые поражают наше воображение. Все они для пророка есть ни что иное, как символ человеческой гордости и самолюбования. Поэтому и говорит он дальше, что в день Господень будут унижены все гордые и высокомерные. Те, кто в своих собственных глазах, да и в глазах окружающих примеряли на себя атрибуты божественной власти. Вели себя в этой жизни так, будто они ее полноправные хозяева, игнорируя при этом тот закон, который дан Богом. Все их забронзовевшее величие станет трухой и будет пригодно лишь для того, чтобы выбросить его осколки кротам и летучим мышам. Единственное, что им останется — попытаться скрыться от присутствия Божия в глубоких горных пещерах, то есть найти себе хоть какое-то оправдание.

Несмотря на то, что день, о котором говорит пророк, представляется им как всеобщий, он может быть и вполне частным. Ведь обязательно наступает в жизни такой момент, когда Господь посещает человека. Мы оказываемся в сложной ситуации, в которой все наши представления о самих себе и окружающем мире, вся наша система ценностей и жизненных координат проходят проверку. И печально, если окажется, что в своих поступках, в своем отношении к окружающим людям, в своих мыслях мы претендуем на нечто великое, высокое, на то, что превозносит нас над окружающими. Ведь все это в итоге окажется ничем по сравнению с величием Бога. А поэтому первое, чему необходимо учиться — это слушать голос совести и сверять свой образ жизни с теми заповедями, которые дал нам Господь. Лишь в этом случае День Господень станет для нас не днем суда и падения, а днем радостной и долгожданной встречи, днем прославления.

Бытие, Глава 2, стихи 4-19.

4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, 5 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, 6 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.
7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; 12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
13 Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
14 Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.
15 И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, 17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Когда-то в университете, преподаватель философии рассказывал нам о том, что с точки зрения Библии Бог за грехи наказал человека трудом. Надо сказать он был очень удивлён, когда я показал ему отрывок из второй главы книги Бытия, в котором сказано совсем другое. И именно этот отрывок мы читаем сегодня.

Итак, Бог сотворил мир, небо и землю, растения и все прочее. Однако для полноты замысла в мире не хватало человека. Причем человек не только являлся завершением замысла, он должен был завершить его в своей жизни, завершить своим трудом.

Взяв прах земной, то есть уже сотворенную материю, Бог вдыхает в него дыхание жизни, одушевляет и одухотворяет его. Он не просто создает жизнь, т.к. уже о рыбах и птицах говорится как о живых душах… Он создает нечто более высокое, чем способность клеток делиться и размножаться. Жизнь человека отличается от всех прочих, ведь он живет дыханием Божиим, которое делает его сродным Самому Богу.

Сотворенного человека Бог помещает в рай или сад Эдемский. При этом, что интересно, место с идеальными условиями создается не для того, чтобы человек в нём ничего не делал… Напротив, Бог поручает ему возделывать и хранить рай. И если первой заповедью, обращенной к человеку, можно считать повеление плодиться и размножаться, то вторая говорит о том, что он призван к труду и материальному творчеству.

На пути творческого познания себя и мира существовали не только повеления, был и запрет, связанный с плодами древа познания добра и зла. В этом древе не было ничего необычного, кроме того, что Бог отметил его своим повелением «не вкушать». Человек вошедший в мир недавно, должен был учиться послушанию, потому что Бог был для него источником жизни. Напротив, противление Ему было для человека дорогой к смерти. Заповедь «не вкушать» была заповедью поста, заповедью, которой проверялось доверие и верность.

Человек должен был развиваться и познавать мир и себя самого. человеческое существо, его природа была сотворена в двух видах, двух проявлениях: мужском и женском. О том, что Бог сотворил человека двуполым, сказано еще в первой главе, здесь же раскрывается причина такого сотворения. Бог говорит: «нехорошо человеку быть одному». И в этих словах заложена глубочайшая истина о человеческом естестве. Сотворенный по образу Троичного Бога, человек призван к общению и на своем человеческом уровне. Познание себя оказывается для него возможно через общение с другим человеком, которое оказывается земным выражением общения с Богом. Именно поэтому значительно позже, уже в Новом Завете, Христос подчеркивает, что отношение к Богу мы можем выразить через отношение к ближнему, к другому человеку. Эта идея подчеркивается словом «помощник», которое употребляется при сотворении жены. При этом оно означает не слугу, но соработника, и говорит не о вторичности женщины, а о том, что в их общении человеческая природа обретает полноту земной жизни, земного пути.

Но только ли к земному пути призван человек?

Значительно позже, читая эти тексты, Церковь видела в них призыв не только к земному, но и к небесному пути. Человек призван к рождению или даже сотворению себе подобных, призван творческому обращению с землей, которая дана ему во владение. Наконец, он призван к творчеству интеллектуальному, ведь Бог поручил ему наречение имен животным. Человек — тварное существо и поэтому действует через материю. При этом он носит в себе образ Божий и поэтому материальные плоды отражаются на его духовном состоянии. Все, к чему он призван, все, что он делает в итоге заключается в том, чтобы исполнить свое предназначение, чтобы через внешний труд и соработничество с ближними, трудиться духовно, стремясь быть соработниками Бога.

Притчи Соломона, Глава 3, стихи 1-18.

1 Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; 2 ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе.
3 Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего, 4 и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей.
5 Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.
6 Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.
7 Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: 8 это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих.
9 Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, 10 и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином.
11 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; 12 ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.
13 Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум,- 14 потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: 15 она дороже драгоценных камней; [никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней,] и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею.
16 Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава; [из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит;] 17 пути ее – пути приятные, и все стези ее – мирные.
18 Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее,- и блаженны, которые сохраняют ее!

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой». Так говорит Соломон. И говорит он это в контексте мудрого отношения к жизни. Оказывается, что премудрость заключена в том, чтобы надеяться на Господа и не полагаться на свой разум. Такое понимание премудрости идёт в разрез с тем, что мы привыкли под ней понимать в нашем ежедневном обиходе и словоупотреблении. Ведь зачастую мы ее мыслим как высшее произведение собственного разума. Если кто-то долго учился, многое познал, побывал в сотне стран, прочитал горы книг и делал все это тщательно и с размышлением, то мы с известной долей уверенности полагаем, что такой человек стяжал какую-то степень мудрости. Во всяком случае, вероятность увидеть проявление мудрости в общении с ним кажется значительно более высокой, чем при общении с тем, кто не выезжал из своей деревни и не выходил из-за руля собственного трактора. Но Соломон предлагает совсем иную картину. Дело тут не в образовании, опыте и широте кругозора, а исключительно в надежде на Господа. Надежда на Господа, по мысли автора книги Притчей, и есть единственно разумная жизнь, она — уникальное проявление разума. Все же прочее, то, что так ценно в глазах общества, можно назвать жизнью рассудочной, но никак не разумной. Соломон продолжает свою мысль и говорит, что только разумная жизнь, то есть жизнь в надежде на Господа, способна сохранить от зла. Что иное, кроме этой надежды, кроме нравственной жизни, способно дать такие же гарантии? Вопрос риторический, на него не существует ответа и рано или поздно нам предстоит это понять. Понять, что только Бог есть Гарант спокойной жизни, что только жизнь в Его присутствии и в надежде на Него способна дать уверенность, что она есть высшая мудрость, «она — древо жизни для тех, которые приобретают ее».

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (197 оценок, в среднем: 4,93 из 5)
Загрузка...