2018-03-15

Ис. XXVIII, 14-22, Быт. X, 32 - XI, 9, Притч. XIII, 20 - XIV, 6.
Поделиться
369px-Babel_russia

Древнерусская миниатюра из «Христианской топографии» Косьмы Индикоплова (1539)

Книга пророка Исаии. Глава 28, стихи 14-22.

14 Итак слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме.
15 Так как вы говорите: “мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас,- потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя”.
16 Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень,- камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится.
17 И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства.
18 И союз ваш со смертью рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны.
19 Как скоро он пойдет, схватит вас; ходить же будет каждое утро, день и ночь, и один слух о нем будет внушать ужас.
20 Слишком коротка будет постель, чтобы протянуться; слишком узко и одеяло, чтобы завернуться в него.
21 Ибо восстанет Господь, как на горе Перациме; разгневается, как на долине Гаваонской, чтобы сделать дело Свое, необычайное дело, и совершить действие Свое, чудное Свое действие.
22 Итак не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче; ибо я слышал от Господа, Бога Саваофа, что истребление определено для всей земли.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Людям свойственно надеяться на лучшее. Они надеются на Бога, на государство, на помощь ближнего… Сегодня модно говорить, что надеяться надо только на самого себя, на свой ум, свою хитрость, иногда даже на то, что человек найдет в себе силы совершить грех. Все это, конечно, потому, что человек живет постоянно решая проблемы: здоровьем, деньгами, едой, с чем угодно. Он все время надеется, что его жизнь будет обеспечена… Чем обеспечена, это уже каждый решает сам. Одно ясно, ради этого люди готовы идти на многое.

Чтение, которое мы услышали сегодня, конечно, имеет историческую подоплеку. Развратившиеся правители иудейского царства надеялись, что ассирийцы, которые в то время поражали окружающие народы, до них не доберутся. Намереваясь договорится с ассирийцами или египтянами они думали, что останутся невредимы… Но подлость не может выручить человека по-настоящему… Поэтому Бог говорит им, что через них пройдет всепожирающий бич, и все они будут попраны и вся их жизнь совершенно расстроится до такой степени, что короткие постели не позволят им разогнуться и они не смогут укрыться под узким одеялом… Разрушится не только государство, но и частная жизнь простого человека.

Все это произойдет потому, что люди положили в основание своей жизни ложь и клевету, хитрость и коварство. Но тут же Бог говорит этим людям: не кощунствуйте, чтобы не стали узы ваши еще крепче. Мало того, что они развратились, они еще и хвастаются своим грехом. И Бог говорит им: не кощунствуйте, потому что пока моя милость с вами, даже и отвратившимися, я милую вас, но если продолжите — останетесь с врагом один на один…

Но разве перевелись люди которые и сегодня надеются на хитрость и коварство, которые думают что заключив союз со смертью и преисподней, они смогут обеспечить свою жизнь… Конечно же сегодня таких людей немало… Да и сами мы всегда ли надеемся на Бога и стремимся Обеспечить себя самым лучшим образом, каким обеспечивается нас Бог. Он готов положить в основание нашего дома самый лучший и крепкий угловой камень. Тот, кто доверится Богу получает твердое основание для жизни. Такой человек не падает, потому что надеется не на себя, не на нечто временное… Нет… Он надеется на Бога и в этой своей надежде не постыдится.

Бытие. Глава 10, стих 32, Глава 11, стихи 1-9.

32 Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы на земле после потопа.

ГЛАВА 11.

1 На всей земле был один язык и одно наречие.
2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.
6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;
7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].
9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.

Комментирует иеромонах Феоктист (Игумнов).

Строительство высокой башни само по себе совершенно безобидное занятие. Может вызвать некоторое недоумение решение Бога: Он видит стройку и решает сделать так, чтобы люди прекратили понимать друг друга. Нам не дано знать, как это смешение выглядело на практике, но любой, кто интересуется языкознанием, прекрасно осведомлен о гипотезе моногенеза, которая говорит о происхождении человеческого языка от одного источника. Эта гипотеза находит свое подтверждение в выявлении общих для всех языков базовых лексем. Получается, что есть некая оболочка языка, которая может менять свои формы, и под этой оболочкой живут общие формы, которые зачастую с трудом различимы. Но автор книги Бытия пророк Моисей не ставил перед собой задачу описать механику процесса разделения единого человеческого языка на множество различных не схожих между собой языков. В его рассказе акцент сделан на причины разделения. Это решение Бога. Но решение не случайное, оно вызвано определенными стремлениями человека. Современный русский перевод передает мотив начала строительства башни такими словами: «Построим город с башней до неба, — сказали люди. — Так мы прославим наше имя, чтобы не рассеяться по свету бесследно». Получается, что причина строительства башни не в том, что она была необходима, она лишь некий символ, который призван прославить имя строителей. Люди понимали свою ограниченность и пытались таким образом показать, что они представляют из себя нечто великое в отрыве от Бога, они пошли по пути повторения мыслей, логики и, как следствие, траектории денницы, падшего ангела, который отпал от общения с Богом. Пророк Исайя так описывает падение этого ангела: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: „взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе́ в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему“. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней». (Ис. 14,12–15) Нам могут нравиться эти библейские рассказы или же мы можем относиться к ним с недоумением. Но факт остается фактом: величие любого из сотворенных существ возможно лишь в Боге. В отрыве от Бога все обращается в прах. Попытка сделать себе имя без Бога неизбежно приводит к результату, который противоположен нашим ожиданиям. Сегодняшнее библейское повествование — это предельно ясный приговор всем нашим попыткам доказать Богу, самим себе и всем окружающим свой личный особый статус. Это приговор тому, что мы делаем не по необходимости и не просто по велению сердца, а исключительно для поддержания статуса, ради собственного имени, ради собственной славы.

Притчи Соломона. Глава 13, стихи 20-26. Глава 14, стихи 1-6.

20 Желание исполнившееся – приятно для души; но несносно для глупых уклоняться от зла.
21 Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится.
22 Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром.
23 Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного.
24 Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка.
25 Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.
26 Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение.

ГЛАВА 14.

1 Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.
2 Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем.
3 В устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их.
4 Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов.
5 Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи.
6 Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Премудрый царь Соломон продолжает свои наставления о том, кто такой мудрый человек и как эту мудрость приобрести. По его словам, первое и самое главное — хочешь стать мудрым, ищи общества мудрых. Их образ мыслей, слова, поступки, будут благотворно влиять на твою жизнь. Действительно, качество нашей жизни во многом зависит от круга нашего общения. Как говорится в другой книге Священного Писания, «с преподобным, будешь преподобным, с нечестивым развратишься». Как ни крути, человек — существо социальное. Мы заражаемся настроениями друг друга, словно вирусом. Зачастую это происходит помимо нашего осознанного желания, а то и против него. Можно вспомнить хлесткую русскую пословицу: «с волками жить — по-волчьи выть». Поэтому чувствуешь, что ведешь жизнь, которая потихоньку начинает тебя разрушать, однако сил выбраться нет, посмотри, с кем ты общаешься. Наверняка, большинство из того, что ты делаешь, и что тебе мешает — это еще не твои привычки, это лишь влияние компании. Может быть, стоит подумать о том, чтобы сократить время, которое вы проводите вместе с товарищами? Каждый из нас знает множество печальных примеров пренебрежения этой истиной. Самое безобидное, что приходит на ум, так это фраза из всем хорошо известного мультфильма: «в детстве был благовоспитанным мальчиком, но начал играть в орлянку, связался с пиратами и покатился…» Поэтому, ищи общества лучших. У кого ты можешь заимствовать что-то полезное для тела, души и ума.

Эту же тему влияния Соломон продолжает и относительно воспитания ребенка. Здесь важный момент: не только наши слова и наставления делают нашего ребенка. Они всего лишь верхушечка айсберга. Его делает то наше устроение, которое передается от человека к человеку даже тогда, когда он молчит. Душа ребенка — это отпечаток той неуловимой атмосферы, которая царит в доме, и которое создаем мы, взрослые, помимо того, что мы говорим и делаем. По мысли Соломона, источником этой атмосферы должна быть Божественная Мудрость, которая живет в сердцах благочестивых людей. Ее дух будет чувствоваться в их словах, делах, в их образе мыслей и таким образом под его влиянием сформируется и маленький человечек.

Это не значит, что воспитание ребенка — аморфный, бесхребетный процесс. Делай, дескать, что хочешь, мой мальчик. Соломон утверждает, что воспитание должно быть направленным, иметь жесткий вектор. На это указывает, пожалуй, самый известный педагогический постулат Соломона: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Не обязательно понимать этот стих строго буквально и спешить применить его на практике. Само словоупотребление допускает достаточно широкое толкование. Дело в том, что еврейское слово «шевет», которое переведено как розга, имеет другое, более распространенное значение. Это жезл. В древности он являлся одним из символов власти. В этом случае мы получаем несколько иной смысл: не пороть розгой, а регулярно употреблять родительскую власть, чтобы ребенок не распустился. Для того, чтобы ребенок лучше впитал в себя ту духовную атмосферу, которая царит в доме, его нужно направлять, корректировать его поведение, применяя родительскую власть. Все эти слова напоминают всем нам, что в воспитании опасен как излишний либерализм, так и чрезмерная строгость.

Итак, всем нам мудрый царь Соломон дает совет: внимательно выбирай с кем ты общаешься. Ведь только так в итоге ты сам сможешь оказать благотворное влияние на тех, кто тебе дорог и кого ты любишь.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (129 оценок, в среднем: 4,90 из 5)
Загрузка...