2019-03-21

Ис. VI, 1-12, Быт. V, 1-24, Притч. VI, 3-20
Поделиться
69-10

Праотец Адам

Книга пророка Исаии. Глава 6, стихи 1-12.

1 В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм.
2 Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.
3 И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!
4 И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.
5 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами,- и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.
6 Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника,
7 и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.
8 И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня.
9 И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите.
10 Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
11 И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет.
12 И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Пророк Исайя называет точную дату, когда он, по выражению одного церковного писателя, получил высшее посвящение пророка. Это был год смерти царя Озии, 742 год до Рождества Христова. Пророк пережил богоприсутствие не как трепетное касание незримого, но как реальную, явную близость Бога, близость, вызывающую мистический ужас.

Читая рассказ Исайи о видении, превратившем его в пророка, возникает вопрос: как совершилось это прозрение и преображение? Действительно ли Непостижимый Недостижимый Бог принял облик Сидящего на троне, окружённом потоками живого пламени? Логичнее всего предположить, что здесь мы имеем дело с попыткой воплотить в зримых и понятных нам символах то, что открылось пророку как невыразимая реальность. Когда совершается внутреннее событие, подобное тому, какое произошло с Исайей в храме, для человека естественно пытаться найти достаточно ёмкие образы для того, чтобы поведать об открывшемся. При этой попытке он нуждается в чем-то более многозначном и живом, чем отвлечённые понятия. Именно тогда рождается символический язык мифа, поэмы, иконы. Этот язык не претендует на точное отображение действительности, по той простой причине, что те духовные реалии, о которых идёт речь, принципиально не могут иметь технически точно описание. Собственно, этим языком с нами и говорит все Священное Писание.

Слава Божия преломилась в сознании пророка Исайи в образе высокого престола, окружённого огненными духами. Это престол Того, Кому единому подобает имя «Царя»; Он возвышается над всеми властителями мира. Исайя прибегает к привычным для его современников словам: трон, царские одеяния, дым курений, тем самым как бы набрасывая покрывало на ослепительное видение. И только так он может рассказать о нем людям.

Бытие. Глава 5, стихи 1-24.

1 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,
2 мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.
3 Адам жил сто тридцать [230] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.
4 Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [700] лет, и родил он сынов и дочерей.
5 Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.
6 Сиф жил сто пять [205] лет и родил Еноса.
7 По рождении Еноса Сиф жил восемьсот семь [707] лет и родил сынов и дочерей.
8 Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер.
9 Енос жил девяносто [190] лет и родил Каинана.
10 По рождении Каинана Енос жил восемьсот пятнадцать [715] лет и родил сынов и дочерей.
11 Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер.
12 Каинан жил семьдесят [170] лет и родил Малелеила.
13 По рождении Малелеила Каинан жил восемьсот сорок [740] лет и родил сынов и дочерей.
14 Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер.
15 Малелеил жил шестьдесят пять [165] лет и родил Иареда.
16 По рождении Иареда Малелеил жил восемьсот тридцать [730] лет и родил сынов и дочерей.
17 Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер.
18 Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха.
19 По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей.
20 Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер.
21 Енох жил шестьдесят пять [165] лет и родил Мафусала.
22 И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста [200] лет и родил сынов и дочерей.
23 Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет.
24 И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Каин и Авель не были единственными детьми Адама и Евы. Из только что услышанного нами отрывка мы узнаем, что у первого человека их было много. Как говорит Писание, «родил он сынов и дочерей». Кем были эти дети нам неизвестно. Библия о них ничего не говорит. Она обращает наше внимание только на два рода, на род Каина и на род Сифа. Почему именно на них? Потому что они представляют собой два полюса духовной жизни — один со знаком минус, другой со знаком плюс. Если каиниты отличались своим нечестием, то сифиты — это те, кто вел совершенно противоположный образ жизни. Это род праведников. И это становится очевидным, если мы обратим внимание на некоторые особенности повествования.

Примечательно, что в отличие от потомков Каина, потомки Сифа не совершили ничего выдающегося. Рассказчик упоминает нам всего лишь о двух значимых событиях, которые произошли с ними. Первое, так это то, что при сыне Сифа Еносе начали призывать имя Господа. Скорее всего, речь идет о том, что при нем служение Богу получило определенную форму. То есть появилось богослужение в виде ритуала. И второе, — это упоминание о Енохе. Он седьмой от Адама. Как мы уже с вами говорили, число семь в Библии — число символическое. Оно указывает на полноту. Так вот, если Ламех, седьмой от Адама по линии Каина — полнота нечестия, о чем свидетельствуют его преступления, то Енох — полнота благочестия. Поэтому и говорится, что «Енох ходил перед Богом». То есть жил так, как если бы постоянно находился в присутствии Творца. Поэтому он даже не вкусил смерти. Господь взял его на небо в теле. Именно Енох становится своеобразным символом достижений потомков Сифа. В отличие от каинитов, которые придумали технологии и положили начало искусству, все свершения сифитов лежат в области духовной. Их не терзала та сердечная пустота, от которой страдали гордые, высокомерные каиниты. В отличие от них потомки Сифа живут в гармонии с Богом, друг другом и окружающим миром.

И еще одна важная деталь повествования, о которой необходимо упомянуть. Когда речь идет о каинитах, ничего не говорится о продолжительности их жизни. Перечисляются только их достижения в науке и культуре. Говоря о потомках Сифа, автор книги Бытия очень подробно сообщает нам, сколько прожил тот или иной праотец. Это не случайная деталь. Несмотря на то, что никаких революционных прорывов они не совершили, и никаким видимым образом не сделали свою жизнь комфортней и безопасней, благодаря особому Божию заступничеству и помощи они прожили ее долги и насыщенно. Это становится видимым знаком того, что даже после изгнания из рая Божественная благодать продолжает жить и действовать в благочестивых людях. И, наконец, важный момент: именно в роде Сифа спустя много лет родится Авраам, а после — и Господь Иисус Христос.

Сегодняшний отрывок является замечательным свидетельством того, к чему мы должны стремиться в своей жизни. Не к великим свершениям, не к головокружительной карьере, наша энергия не должны быть растрачена на то, чтобы окружающие во что бы то ни стало заметили и признали нас. Все наши усилия должны быть направлены на то, чтобы подобно Еноху и другим потомкам праведного Сифа научиться «ходить перед Богом». Если нам это удалось, то пусть мы пройдем свой жизненный пусть тихо и незаметно, пусть после нашего ухода никто и не вспомнит про нас, главное, что мы навсегда останемся в памяти у Творца этого мира, который в благодарность за нашу верность избавит нас от смерти и дарует жизнь вечную.

Притчи Соломона, Глава 6, стихи 3-20.

3 Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;
4 не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим;
5 спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.
6 Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.
7 Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;
8 но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. [Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена.]
9 Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?
10 Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь:
11 и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. [Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.]
12 Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами,
13 мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими;
14 коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.
15 Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит – без исцеления.
16 Вот шесть, что́ ненавидит Господь, даже семь, что́ мерзость душе Его:
17 глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,
18 сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,
19 лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.
20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Книга притчей Соломоновых написана в традиционной для древнего востока форме обращения мудреца к своему сыну. Автор призывает и просит, предупреждает и предостерегает, надеясь направить жизнь сына в правильном направлении. В его словах чувствуется одновременно: надежда и опасение, желание спасти того, кто для него навсегда останется ребенком… Спасти от возможной боли, от греха, от развращения и порока. Родители могут быть чрезмерно строгими или напротив предоставлять детям совершенную свободу, так или иначе все это касается лишь внешнего контроля или его отсутствия, но кто может проконтролировать сердце, кто может приказать ему? Даже Бог ждет, чтобы мы отдали Ему наши сердца сами. Даже Он не изменяет нас силой.

В первую очередь Соломон говорит сыну о беспечном и легкомысленном отношении к жизни. Он знает, как бывает пагубна лень и безделье, поэтому призывает взглянуть на муравья или пчелу. У этих существ нет управителя или надсмотрщика, но они собирают припасы, потому что наступит время, когда они будут нуждаться.

Если же сын его будет ленив, будет спать, дремать, лежать на постели сложа руки, то сначала к нему придет бедность, а за нею и совершенная нужда. Причем, как это часто бывает в книгах премудрости, речь идет и о бытовой жизни и о жизни духовной. И если первое очевидно, то так же очевидно должно быть и второе: духовная лень приводит к духовной же бедности.

Но еще страшнее для Соломона путь человека лукавого, потому что мысли его, как мысли людей перед потопом, постоянно полны злобы. Причем он не просто злится сам по себе, он сеет раздоры вокруг себя. Насколько очевидно это проведение противоположно жизни святого, который стремится стяжать дух мирный.

Описывая жизнь лукавого человека, мудрец говорит, что она ненавистна Господу. Он перечисляет ее составляющие довольно подробно. Но что значит «ненависть Божия»? Что вообще Бог может ненавидеть? Ответ очевиден, только грех. Сотворив мир, Он увидел, что мир хорош, прекрасен и достоин любви. Когда же в мир вошел грех — он омрачил красоту божьего мира, но Бог не хочет мириться с этим состоянием. Человек — венец Божественного творения и грех порабощает его, делает несчастным, разрушает его жизнь, которая оказывается прямо противоположна замыслу Творца. О человеке, который избирает этот путь говорится, что придет на него погибель и он будет разбит без исцеления.

Но ведь не Бог сотворил его таким! Не Он дал ему гордые глаза, лживый язык или коварное сердце, не он заставляет его вносить раздор в жизнь его близких. Все это человек делает сам. Описывая жизнь полную ужасов и злобы, Соломон призывает: Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;

Что мы слышим в этих советах и предостережениях? Переживания и боль… ту родительскую боль за ребенка, которая известная нашим родителям и может быть нам самим… Он предостерегает, но что выберет его сын? Что выберут наши дети? Что выбрали мы сами? Это зависело и зависит от каждого из нас.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (188 оценок, в среднем: 4,91 из 5)
Загрузка...