2018-03-01

Ис. VI, 1-12, Быт. V, 1-24, Притч. VI, 3-20
Поделиться
69-10

Праотец Адам

Книга пророка Исаии. Глава 6, стихи 1-12.

1 В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм.
2 Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.
3 И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!
4 И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.
5 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами,- и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.
6 Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника,
7 и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.
8 И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня.
9 И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите.
10 Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
11 И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет.
12 И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Перед нами рассказ о призвании Исаии к пророческому служению. Для того, чтобы мы могли приблизительно понять, что пережил пророк, Священное Писание использует специальные образы и символы. Господь явился Исаии как Царь и всемогущий Владыка. Он сидит на высоком престоле, а края Его одежды наполняют весь храм. Вокруг Его престола стоят самые высшие ангельские чины. В Писании они называются серафимы, что значит огненные. По словам пророка, эти существа имели по шесть крыльев. Двумя они закрывали лица, двумя — ноги и двумя летали. Конечно, перед нами поэтические образы. Такое описание лишь говорит нам о том, что они очень близки к Богу. Настолько близки, что вынуждены укрываться своими крыльями от сияния Его божества.

Нередко Ветхий Завет говорит нам о том, что нельзя увидеть Бога и остаться в живых. Так Его святость может воздействовать на нашу греховную нечистоту. Приблизиться к Богу может только чистый душою и сердцем. Но кто это такой, чистый? Ведь безгрешных нет. Ответ дает поведение Исаии. Он чувствует свое недостоинство, поэтому испытывает священный ужас и трепет. Вот, что важно для Бога. Он никогда не придет к человеку, который настойчиво повторяет: «Бог у меня в душе». Ведь эти слова или яркое свидетельство самодовольства или же признак наивного эгоизма, непонимания в каком подлинном духовном состоянии ты находишься. Господь же приближается лишь к тому, кто осознал свою греховность, а потому и недостоинство быть рядом с Ним, как с источником всякой святости и чистоты. Ведь только такой человек способен отказаться от своей воли, поскольку на опыте убедился, что всякий раз она заводит его в тупик. Только тот, кто действительно познал свою немощь, всем сердцем жаждет исполнять только волю Творца, Единственного, Кто может вывести его на свет, даровать ему полноту жизни. Именно таким и был пророк Исаия. Не безгрешным, но сокрушенным сердцем. Познавшим величие Бога, а через это и свою немощь. Поэтому Господь и не обращает внимания на его человеческие несовершенства. Он посылает ангела, который берет горящий уголь и прикасается к его устам. Теперь этот божественный огонь поселяется в душе пророке, он больше не принадлежит сам себе. Его уста стали устами Бога. Он призван для того, чтобы исполнять и возвещать людям Его волю.

Это замечательная иллюстрация того, каким должен быть вектор нашей духовной жизни. Богу непонятны слова, которые некоторые произносят по своей духовной неопытности и наивности: «Бог у меня в душе, ведь я хороший человек». Но, наверное, в еще большей степени Ему противно, когда кто-либо устами говорит о своих грехах, всем своим внешним видом показывает, что он верный последователь Христа, но не имеет даже намека на сердечное сокрушение. Поэтому Писание напоминает каждому из нас: когда идешь навстречу с Богом, приступаешь к Его Таинствам, которые и есть тот горящий уголь, проверь, что происходит у тебя на душе. Не делай этого в состоянии самодовольства. Даже если ты ощущаешь себя в меру порядочным, исполняющим все предписания устава, а потому внутренне чистым и достойным, не поддавайся этому состоянию. Это всего лишь иллюзия. Ведь как бы ни была прибрана комната, когда ее освещает яркое солнце, в его лучах начинают играть миллиарды микрочастичек. Вот какова наша чистота. Чем ближе к Богу, источнику света, тем больше пыли и пятен я нахожу на своей душе. А потому всегда приступай к Нему так, как это сделал великий пророк — в сокрушении сердца и с осознанием своего недостоинства. И тогда Господь не обратит внимания на твою греховную нечистоту и несовершенства, но в меру твоего сокрушения наполнит тебя Своей благодатью и светом.

Бытие. Глава 5, стихи 1-24.

1 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,
2 мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.
3 Адам жил сто тридцать [230] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.
4 Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [700] лет, и родил он сынов и дочерей.
5 Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.
6 Сиф жил сто пять [205] лет и родил Еноса.
7 По рождении Еноса Сиф жил восемьсот семь [707] лет и родил сынов и дочерей.
8 Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер.
9 Енос жил девяносто [190] лет и родил Каинана.
10 По рождении Каинана Енос жил восемьсот пятнадцать [715] лет и родил сынов и дочерей.
11 Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер.
12 Каинан жил семьдесят [170] лет и родил Малелеила.
13 По рождении Малелеила Каинан жил восемьсот сорок [740] лет и родил сынов и дочерей.
14 Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер.
15 Малелеил жил шестьдесят пять [165] лет и родил Иареда.
16 По рождении Иареда Малелеил жил восемьсот тридцать [730] лет и родил сынов и дочерей.
17 Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер.
18 Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха.
19 По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей.
20 Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер.
21 Енох жил шестьдесят пять [165] лет и родил Мафусала.
22 И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста [200] лет и родил сынов и дочерей.
23 Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет.
24 И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Многие, читающие Священное Писание, замечали, как непривычно для нашего восприятия, в нем говорится о рождении потомства: рожают почему-то мужчины. Обычно это является предметом шуток, хотя встречаются и те, кто считает, что это не просто патриархальная форма повествования, но соотносится с тем, что жена сотворена как подчиненное существо, не как равная Адаму.

Что ж, обратимся к тексту книги Бытия. В начале 5 главы мы видим уже третье описание сотворения человека. Обычно мы читаем первые два и более-менее помним, что Ева сотворена из ребра Адама. Но сегодняшнее чтение, которое в этом перекликается с описанным в первой главе, подчеркивает, что Адам и Ева сотворены вместе. Это позволяет предположить, что описание сотворения из ребра не есть простая хронология, но попытка осмыслить сложность и двусоставность человека, в котором женское является частью и гранью общей человеческой природы. Неслучайно, в сегодняшнем чтении удивительным образом о сотворении двух говорится как о сотворении одного. И эта общность естества в мужчине и женщине подчеркивается тем, что в тексте о человеке говорится, ” по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их«. Как было бы логично сказать «его», но Писание говорит именно «их», потому что именно «им» Бог далее дает общее имя человек.

Здесь же стоит вспомнить, что словом «помощник», которым называется жена при творении, не имеет ничего общего с подчинением, с ролью прислуги, ведь если мы обратимся, например, к псалмам, Давид часто просит Бога быть ему именно помощником, так как само слово помощник — указывает не на подчинение, а на соработничество. И как Бог может помогать человеку на пути спасения, так и люди могут идти по пути спасения, помогая другу другу.

Конечно, после творения происходит грехопадение. Конечно, после грехопадения Бог прямо говорит жене, что в наказание за грех муж будет господствовать над нею. Но если это наказание, значит до греха было иначе и значит в Церкви, где грех уничтожен Христом, равенство в любви и соработничестве восстанавливается. Однако восстанавливается не как простое и механическое уравнивание всех со всеми, но как откровение каждым своего уникального служения в жизни с Богом.

Это жизнь описывается в сегодняшнем чтении через образ Еноха, который как говорит Писание «ходит перед Богом». Это выражение очень важно, потому что показывает, что такое истинная праведность, из чего она рождается. Енох живет во время до появления закона, ему еще нечего исполнять, чтобы формально доказать свою верность… Но верность и не доказывается формальностями. Она осуществляется как явление миру подлинно глубоких отношений с Богом, когда человек всего себя поставляет перед Его лицом и ему не становится страшно, он не бежит этого присутствия, потому что жизнь его обретает настоящую полноту.

Притчи Соломона, Глава 6, стихи 3-20.

3 Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;
4 не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим;
5 спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.
6 Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.
7 Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;
8 но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. [Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена.]
9 Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?
10 Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь:
11 и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. [Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.]
12 Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами,
13 мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими;
14 коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.
15 Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит – без исцеления.
16 Вот шесть, что́ ненавидит Господь, даже семь, что́ мерзость душе Его:
17 глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,
18 сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,
19 лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.
20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Явление, которое мы описываем модным словом «прокрастинация» появилось задолго до появления этого красивого термина. О прокрастинации мы слышим в книге Притчей Соломона, а она была написана около трех тысяч лет назад. Соломон не знал нашей нежной терминологии и потому описывает прокрастинацию в доходчивых понятиях лени и упорного нежелания делать свою работу в срок. Соломон ничего не говорит об истоках этих проблем личности, он акцентирует внимание своего слушателя на том, к чему в конечном итоге приводят увлечение «немного поспать, немного подремать, немного, сложив руки, полежать». И бедность в его перечне — самая малая из бед. За ней следуют куда более плачевные состояния: ложь и коварство. Очевидно, что бедность может быть как минимум двух типов. Первый — скудость материальных средств трудолюбивого человека, вызванная внешними обстоятельствами, вторая — та, которая вызвана ленью. Первая — абсолютно безопасна для души, вторая же имеет страшные разрушительные последствия. Возможно, перечисленные Соломоном последствия не для всех окажутся убедительными, не для всех они будут весомым аргументом, ведь далеко не всегда страх служит действенным средством. Кому-то полезнее доброе увещевание. Оно тоже есть у автора Притч. Он говорит и о том, как надо подходить к своей работе, чтобы избежать прокрастинации. Все предельно просто: не надо задавать себе вопрос «хочу ли я сейчас делать то-то и то-то?», нужно просто действовать так, как действуют муравьи или пчелы. Этот метод кажется немного банальным, но он работает. Не так давно мне довелось спросить у одного известного иерарха нашей Церкви о том, как ему удается совмещать огромное количество послушаний, быть постоянно в пути и при этом не погрузиться в состояние уныния от того, что у него совершенно нет времени для отдыха, а количество дел таково, что за ними просто невозможно уследить. Вопрос мой был прост: «Скажите, владыка, а Вы не устали?». На простой вопрос я получил не менее простой, но при этом исчерпывающий ответ: «Я об этом не думаю, я просто работаю». Именно «просто работать» и призывает нас сегодня Церковь устами мудрейшего царя Соломона. Призывает не случайно, «просто работать» — вернейший путь уклонения от всевозможных грехов и пороков.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (128 оценок, в среднем: 4,88 из 5)
Загрузка...