Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует Библейские чтения. Понедельник второй седмицы
134-5

Всевидящее Око Божие

Книга пророка Исаии, Глава 4, стихи 2-6, Глава 5, стихи 1-7.

2 В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли - в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля.
3 Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме,
4 когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня.
5 И сотворит Господь над всяким местом горы́ Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров.
6 И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя.

ГЛАВА 5.

1 Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы,
2 и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды.
3 И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим.
4 Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?
5 Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем,
6 и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его,- и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя.
7 Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот - кровопролитие; ждал правды, и вот - вопль.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Центральное место этого отрывка книги пророка Исайи — песнь о винограднике. Именно эту пророческую песнь имел в виду Христос Спаситель, когда рассказывал притчу о злых виноградарях, которую можно найти сразу у трех евангелистов: у Матфея, у Марка и у Луки. Внутренняя связь песни Исайи и притчи Христа подсказывает, что притчу надо прочитывать имея в памяти слова пророка, а слова пророка для полного понимания требуют знания притчи. Исайя под Божиим виноградником подразумевает Израиль, избранный народ. Бог позаботился о винограднике, «Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды», а вместо этого «он принес дикие ягоды». Вместо добрых плодов послушания в винограднике выросли тернии богоборчества. Христос в Своей причте продолжает мысль пророка, и начинается притча фактически с тех же самых слов: «был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нём точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился» (Мф. 21:33). Далее в притче говорится о том, что хозяин отдал виноградник делателям, то есть работникам, тем, кто должен был блюсти виноградник хозяина и возделывать его, то есть учителям израильского народа. Хозяин неоднократно посылал своих слуг — пророков и праведников Ветхого Завета, но их били и убивали, в конечном итоге он послал своего сына, которого тоже убили. У Исайи виноградник не соответствует надеждам Бога сам по себе, у Христа — не соответствуют те, кто должен был трудиться в винограднике. Итог один: в первом случае уничтожение виноградника, во втором — гибель нанятых работников. В обоих случаях торжествует справедливость. Виноградник в песни Исайи — весь народ Израильский, но мы прекрасно понимаем, что не существует коллективной ответственности, что нельзя сказать на суде о том, что, к примеру, я украл потому, что то же самое сделали тот-то и тот-то. Вернее, сказать то можно, но сказанное не поможет оправдаться. В винограднике Исайи нет правых, Христос же не снимает ответственности с каждого, Он лишь указывает, чья вина больше: тех, кто имеет знание и власть.

Бытие. Глава 3, стихи 21-24, Глава 4, Стихи 1-7.

21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

ГЛАВА 4.

1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.
2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.
3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.
6 И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?
7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы только что услышали, начинается с рассказа об изгнании Адама и Евы из Эдемского сада. Как мы помним, прародители нарушили заповедь Бога, вкусили запретный плод. И вот вопрос. Неужели Господь не мог простить человека? Неужели было так необходимо выгонять его за пределы рая, да еще и ставить охрану, чтобы люди не вернулись обратно?

Трагедия грехопадения намного глубже, чем нам порой кажется. Нарушив заповедь Творца, Адам и Ева самостоятельно запустили в своем сердце скрытый механизм. Они стали одержимы желанием творить только свою волю, жить только для себя и ради себя, совершенно автономно от Бога. Именно поэтому, когда Господь призывает их к покаянию, они начинают сваливать вину друг на друга. У них даже мысли нет попросить прощение за свой поступок. В их душах словно поселился вирус, который парализовал их сердце и ум, наполнил его эгоистичными помыслами, подозрительностью, сомнениями и страхами. А потому, даже если бы Господь вернул их обратно, те искренние отношения, которые существовали между были бы уже невозможны. Поэтому теперь у них остается только один путь: переболеть той болячкой, которой они заразились. Выработать к ней иммунитет. Именно так. Изгнание из рая — вынужденный карантин. Человек должен выпить чашу своего отступничества до дна, чтобы понять, кто они есть без Бога. Всем своим существом осознать, что благо для него заключается единственно в том, чтобы творить волю Создателя. А для этого людям необходимо пройти скорбный путь.

О том, что Бог не желает человеку зла, свидетельствует и то, что Он закрывает Адаму и Еве доступ к древу вечной жизни. В противном случае они были бы обречены на вечные скитания в этом проклятом мире. Жизнь, отравленная грехом, страстями, злобой превратилась бы для них в дурную бесконечность. А потому Бог по Своей милости дает им лучшее, что можно дать в этой ситуации, — смерть. Она есть ни что иное, как временное успокоение от тягот жизни. Кроме этого Он Сам изготавливает им одежды. Таким образом, словно любящий и заботливый родитель, который не в силах больше удерживать ребенка дома, Он учит людей, как выжить в этом мире, который после грехопадения стал им враждебен.

Одно из страшных свойств греха — его способность передаваться от родителей к детям. Нет, речь идет не о том, что потомки должны отвечать за грехи отцов. Речь идет о том, что тот вирус самоволия, который жил в сердцах родителей передается детям. Это как наследственная болезнь, от которой нельзя избавиться. История Каина и Авеля — яркий тому пример.

Каин принес свою жертву формально, с пустым сердцем. А потому Бог и не принял ее, зато принял жертву Авеля, который подошел к этому делу со всей душой, искренне. Теперь Каина мучает злоба, ревность и зависть. Вот оно явное последствие грехопадения. И опять же мы видим милость Бога к Своему падшему созданию. Видя, как нестерпимы мучение Каина, Господь приходит к нему на помощь. Он милостиво подсказывает, что нужно сделать. Призывает обратить свою волю к добру и не поддаваться действию греха. Однако в сердце человека нет ни раскаяния, ни желания просить Бога о помощи. В результате проливается кровь.

Всякий из нас в той или иной степени носит в себе ту болезнь, которой заразились первые люди. Всякий поэтому чувствует дистанцию, которая существует между ним и Богом. Только что прозвучавший отрывок — яркое свидетельство того, что мостик через эту пропасть на нашей стороне. Только от нас зависит, воспользуемся мы им или нет. Господь всегда рядом и всегда готов поддержать и откликнуться на нашу просьба. Единственное, что для этого необходимо — сердечное сокрушение перед Творцом и желание впустить Его в свою жизнь. Лишь это является условием и способом найти путь обратно, туда, где первые люди были так счастливы.

Притчи Соломона, Глава 3, стихи 34-35, Глава 4, стихи 1-22.

34 Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать.
35 Мудрые наследуют славу, а глупые - бесславие.

ГЛАВА 4.

1 Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму,
2 потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей.
3 Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей,
4 и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи.
5 Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.
6 Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя.
7 Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.
8 Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней;
9 возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец.
10 Слушай, сын мой, и прими слова мои,- и умножатся тебе лета жизни.
11 Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым.
12 Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься.
13 Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно - жизнь твоя.
14 Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых;
15 оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо;
16 потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения;
17 ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения.
18 Стезя праведных - как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня.
19 Путь же беззаконных - как тьма; они не знают, обо что споткнутся.
20 Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое;
21 да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего:
22 потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Как многим известно, Священное Писание Ветхого Завета уже во втором веке до Рождества Христова было переведено с еврейского языка на греческий. Естественно, подавляющее большинство православных византийских авторов читали и комментировали именно греческий текст, который назывался Септуагинтой. Современный синодальный перевод делался с текста еврейского, хотя в ключевых моментах учитывался и греческий. Казалось бы, какая обычному человеку разница, какой текст лежал в основе, ведь главное, чтобы был понятен смысл! Но в том-то и дело, что смысл от перевода к переводу может отличаться, иногда тонкостями и акцентами, а иногда и довольно существенно.

С подобными трудностями мы можем столкнуться читая сегодняшний отрывок. Из новозаветных текстов мы узнаем, что Бог есть любовь. На страницах Писания Он может быть требовательным и даже строгим, но мы знаем — все, что Бог делает, Он делает с любовью.

Однако сегодняшнее чтение начинается со странного выражения: «Если над кощунниками Бог посмеивается, то смиренным дает благодать». При чтении этих слов, сразу возникает вопрос: как Бог может посмеиваться? Если в строгости Отца мы можем увидеть любовь, которая уберегает нас от ошибок и вреда, который мы можем себе причинить, то в насмешке можно увидеть лишь желание унизить и посмеяться. С другой стороны кощунники — это те, кто глумится над святыней, что в них может быть смешного, их поведение скорее возмутительно! Обращение к славянскому тексту, который воспроизводит греческий, несколько проясняет смысл, потому что эта же фраза звучит здесь так: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Получается, что человеку, который превозносится над другими, противится Бог. Это кажется естественным, но почему это так? Если же мы обратимся к еврейскому подлиннику, мы увидим, что действие Бога и действие человека передаются одним и тем же словом. Говоря о человеке, это слово перевели как «кощунник», а в случае с Богом «насмешник». Иными словами, действие Божие оказывается симметрично состоянию человеческой души. Именно это имеет ввиду Христос, когда говорит: «каким судом судите, таким и вас будут судить». Примеров можно привести множество, но суть их сводится к одной важной мысли: мы сами выбираем каким будет наше сердце. И если человек выбирает противостояние Богу, ему будет казаться, что Бог противостоит, буквально противится ему. При том, что Бог, конечно, будет противиться не ему, а его гордости.

Напротив, смиренный, то есть человек знающий перед Богом свою меру и не превозносящийся над людьми, получает от Бога удивительные дары. Причина этого проста: тот кто считает себя сильным и стоящим, остается с этим миром один на один — это его выбор. Кто видит основу в Боге и не снимает с себя ответственности, надеется на его помощь и благодатное присутствие, тот живет без страха, потому что сердце его исполнено премудрости.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!