Евангелие от Марка, Глава 14, стихи 43-72
Евангелие от Марка, Глава 15, стихи 1
Перед нами, пожалуй, один из самых драматических эпизодов евангельской истории — предательство Иисуса Христа и суд над Ним во дворе у первосвященника. Трагизм ситуации усиливается тем, что от Спасителя отворачиваются не просто чужие люди, но свои: те, кого Он называл «Своим» народом и те, кто являлся Его учеником. Каждый из них совершает отречение, идя на поводу у собственных страстей и немощей.
Религиозная элита евреев не просто ненавидит Спасителя и видит в Нем самозванца, она испытывает реальный страх перед тем, что Христос Своей проповедью взволнует народные массы. Дескать, люди скажут: вот пришел обещанный Мессия, который дарует нам политическую и религиозную независимость. Под влиянием момента они поднимут восстание против Рима, который сразу же пошлет сюда карательные легионы. А жестоко карать Рим умел. Поэтому, как только Спаситель попадает к ним в руки, они, нарушая все мыслимые процессуальные нормы, приговаривают Его к смерти. Только так, по их мнению, можно было спасти нацию от уничтожения.
Иуда предает Учителя, будучи одержим страстью сребролюбия. При этом важен один момент. Солдатам Иуда говорит, чтобы они вели Иисуса «осторожно» или есть еще вариант «безопасно», не причиняя Ему вреда. Иуда словно заботится о Спасителе, испытывает к Нему теплые чувства. На это есть интересный намек в сцене с поцелуем в саду. Греческий глагол «целовать» имеет здесь специальную приставку, и может быть переведен выражением «целовать с чувством», «целовать, как любимого человека». Это действительно трагедия. Иуда еще не понимает, что натворил. Любовь к деньгам настолько затмила его разум, настолько он одержим алчностью, что продает Того, кто ему дорог. Осознание пришло лишь после суда у Пилата, но было слишком поздно.
Наконец, Петр. Всего несколько часов назад он клялся Христу в верности. Самоуверенно говорил, что если все отрекутся, то только не он. Печальная ирония содержится в рассказе отречения. В нем нет ничего героического и возвышенного. Петра не пытали, не истязали. Его просто как бы ненароком спросили: «и ты был с Ним?» Причем кто спросил? Служанка-рабыня, слабейшее, беззащитнейшее по иудейским меркам существо. Девочка, на слова которой можно было и не реагировать. И Петр, испугавшись, смалодушничал, позорно отрекся.
Итак, страх, сребролюбие, малодушие. Все, кто предал Христа в ту ночь, были подвержены хотя бы одной душевной немощи. Кто-то, такие как фарисеи и Иуда вынашивали и взращивали ее в себе долгое время, так что она превратилась в настоящую страсть; кто-то, такие как Петр и другие ученики, поддались моменту. Но все они сейчас вместе отвернулись от Бога.
Поэтому буквально накануне Своего ареста Христос говорит ученикам: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». Именно молитва к Богу создает в нашей душе такую удивительную атмосферу, которая дает нам трезвый и глубокий взгляд как на самого себя, так и на окружающую действительность. Она освежает наш образ мыслей, делает прозрачной любую, даже самую сложную ситуацию, дает силы принять верное решение. Не случайно и Сам Господь, накануне Своих страданий, находится в напряженнейшей молитве к Отцу в Гефсиманском саду. Поэтому и апостол Павел говорит: «непрестанно молитесь», а в христианской традиции складывается представление о том, что жизнь последователя Христа должна быть постоянным молитвенным предстоянием перед Богом. Ведь искушение, которое постигло апостолов и всех участников Евангельской истории, — во многом результат отсутствия этого незримого диалога с Творцом. А потому и мы не будем забывать об этом сильном оружие. Чтобы нам по крайней мере избежать тех ситуаций, в которых оказались участники сегодняшней истории.