Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Марка, Глава 14, стихи 43-72

43 И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин.

44 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно.

45 И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его.

46 А они возложили на Него руки свои и взяли Его.

47 Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо.

48 Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня.

49 Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания.

50 Тогда, оставив Его, все бежали.

51 Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его.

52 Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них.

53 И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники.

54 Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня.

55 Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили.

56 Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны.

57 И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили:

58 мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный.

59 Но и такое свидетельство их не было достаточно.

60 Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?

61 Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?

62 Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.

63 Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей?

64 Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти.

65 И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам.

66 Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника

67 и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином.

68 Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух.

69 Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них.

70 Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно.

71 Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите.

72 Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.

Евангелие от Марка, Глава 15, стихи 1

01 Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Перед нами, пожалуй, один из самых драматических эпизодов евангельской истории — предательство Иисуса Христа и суд над Ним во дворе у первосвященника. Трагизм ситуации усиливается тем, что от Спасителя отворачиваются не просто чужие люди, но свои: те, кого Он называл «Своим» народом и те, кто являлся Его учеником. Каждый из них совершает отречение, идя на поводу у собственных страстей и немощей.

Религиозная элита евреев не просто ненавидит Спасителя и видит в Нем самозванца, она испытывает реальный страх перед тем, что Христос Своей проповедью взволнует народные массы. Дескать, люди скажут: вот пришел обещанный Мессия, который дарует нам политическую и религиозную независимость. Под влиянием момента они поднимут восстание против Рима, который сразу же пошлет сюда карательные легионы. А жестоко карать Рим умел. Поэтому, как только Спаситель попадает к ним в руки, они, нарушая все мыслимые процессуальные нормы, приговаривают Его к смерти. Только так, по их мнению, можно было спасти нацию от уничтожения.

Иуда предает Учителя, будучи одержим страстью сребролюбия. При этом важен один момент. Солдатам Иуда говорит, чтобы они вели Иисуса «осторожно» или есть еще вариант «безопасно», не причиняя Ему вреда. Иуда словно заботится о Спасителе, испытывает к Нему теплые чувства. На это есть интересный намек в сцене с поцелуем в саду. Греческий глагол «целовать» имеет здесь специальную приставку, и может быть переведен выражением «целовать с чувством», «целовать, как любимого человека». Это действительно трагедия. Иуда еще не понимает, что натворил. Любовь к деньгам настолько затмила его разум, настолько он одержим алчностью, что продает Того, кто ему дорог. Осознание пришло лишь после суда у Пилата, но было слишком поздно.

Наконец, Петр. Всего несколько часов назад он клялся Христу в верности. Самоуверенно говорил, что если все отрекутся, то только не он. Печальная ирония содержится в рассказе отречения. В нем нет ничего героического и возвышенного. Петра не пытали, не истязали. Его просто как бы ненароком спросили: «и ты был с Ним?» Причем кто спросил? Служанка-рабыня, слабейшее, беззащитнейшее по иудейским меркам существо. Девочка, на слова которой можно было и не реагировать. И Петр, испугавшись, смалодушничал, позорно отрекся.

Итак, страх, сребролюбие, малодушие. Все, кто предал Христа в ту ночь, были подвержены хотя бы одной душевной немощи. Кто-то, такие как фарисеи и Иуда вынашивали и взращивали ее в себе долгое время, так что она превратилась в настоящую страсть; кто-то, такие как Петр и другие ученики, поддались моменту. Но все они сейчас вместе отвернулись от Бога.

Поэтому буквально накануне Своего ареста Христос говорит ученикам: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». Именно молитва к Богу создает в нашей душе такую удивительную атмосферу, которая дает нам трезвый и глубокий взгляд как на самого себя, так и на окружающую действительность. Она освежает наш образ мыслей, делает прозрачной любую, даже самую сложную ситуацию, дает силы принять верное решение. Не случайно и Сам Господь, накануне Своих страданий, находится в напряженнейшей молитве к Отцу в Гефсиманском саду. Поэтому и апостол Павел говорит: «непрестанно молитесь», а в христианской традиции складывается представление о том, что жизнь последователя Христа должна быть постоянным молитвенным предстоянием перед Богом. Ведь искушение, которое постигло апостолов и всех участников Евангельской истории, — во многом результат отсутствия этого незримого диалога с Творцом. А потому и мы не будем забывать об этом сильном оружие. Чтобы нам по крайней мере избежать тех ситуаций, в которых оказались участники сегодняшней истории.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!