* Поделиться
Читает и комментирует Библейские чтения. Понедельник первой седмицы
134-14

Всевидящее Око Божие

Понедельник первой седмицы

Книга пророка Исаии, Глава 1, стихи 1-20.

ГЛАВА 1.

1 Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии - царей Иудейских.
2 Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.
3 Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет.
4 Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева,- повернулись назад.
5 Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло.
6 От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.
7 Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими.
8 И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город.
9 Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре.
10 Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!
11 К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.
12 Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?
13 Не носи́те больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование!
14 Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.
15 И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.
16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
18 Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное,- как снег убелю; если будут красны, как пурпур,- как во́лну убелю.
19 Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли;
20 если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Кто такой пророк? Человек, который предсказывает будущее? Не обязательно. Суть пророческого служения — открывать людям волю Бога. Показать им, под каким углом Господь смотрит на этот мир, как Он видит человека и оценивает те поступки, которые тот совершает. Зачастую пророческие слова неприятны людям и весьма болезненны. Ведь они обращаются к нашей совести, указывают на то, что мы упорно не хотим в себе замечать, или же тщательно скрываем от окружающих и от себя самих. Поэтому и говорил великий классик, что пророк — этот тот, кто призван «глаголом жечь сердца людей». Мера вынужденная, неприятная, как горькое лекарство, однако необходимая, чтобы привести людей в чувство. Именно такие слова мы слышим сегодня от одного из величайших пророков древности по имени Исаия.

Время, когда он их произнес, середина VIII в. до н.э. — для еврейского народа время стабильности и достатка. С точки зрения духовной такие времена особо коварны. Ведь когда человеку хорошо, он зачастую перестает думать о Боге. Все его мысли сосредоточены на внешнем. Он занят тем, как бы сделать свою жизнь еще более комфортной и приятной. На фоне внешнего благополучия жизнь духовная еле теплится, душа человека засыхает, перестает чувствовать Бога и различать, что хорошо, а что плохо. В результате в сердце поселяется тьма. Такое состояние есть ничто иное, как состояние глубоко духовного поражения и тяжелой сердечной болезни. Поэтому Исаия и сравнивает своих единоплеменников с человеком, на котором не осталось ни одного живого места от гноящихся ран и побоев.

Особый симптом этого недуга — формальная религиозность. В то время, когда были сказаны эти слова, верующих в Единого Бога никто не преследовал. Евреи регулярно ходили в храм и исполняли все предусмотренные законом религиозные обряды. Однако их благочестивое поведение в храме входило в резкое противоречие с тем, как они проводили свою жизнь вне его. Правда в отношениях между людьми никого не интересовала, социальная несправедливость стала нормой, слабые и обездоленные повсеместно притеснялись и унижались. Поэтому Господь и говорит евреям через пророка, что все их жертвы, праздничные собрания, обряды и ритуалы тяготят Его. Он ненавидит их, они отвратительны Ему! Ведь они совершаются с пустым сердцем, ради формы или, как бы мы сейчас сказали, ради психологического удовлетворения или для того, чтобы потешить свое тщеславие. Они никаким образом не связаны с изменением образа жизни. А именно этого ожидает Бог от Своих верующих. Более того, Он говорит, что, если беззаконник изменится, начнет жить по совести и ради своих ближних, Господь покроет все его прошлые грехи, даже не вспомнит о них.

Особую актуальность все эти слова приобретают в период Великого поста. Ведь пост — это не просто формальное ограничения себя в пище и повышенная интенсивность участия в богослужениях. В первую очередь, это время покаяния и сердечной молитвы. Время, когда еще больше внимания необходимо уделить тем, кто нас окружает. Лишь в этом случае наш пост будет угоден Богу и принесет пользу нашей душе.

Бытие, Глава 1, стихи 1-13.

1 В начале сотворил Бог небо и землю.
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]
7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
8 И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.
9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]
10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.
13 И был вечер, и было утро: день третий.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Человеческая жизнь в масштабах вселенной и ее истории очень коротка и, на первый взгляд, незначительна. Для людей древности, даже могучее дерево, которое они помнили с детства и видели в старости, казалось символом чего-то надежного, непреходящего... Что уж говорить о горах, звездах, и всех тех явлениях материального мира, на которые человек никак не мог повлиять? Естественно, человек древности задавался вопросами: откуда мир? Как он возник? Почему он именно таков? Ответы могли быть самыми разными, хотя нередко они имели общие черты.

Чтение, которое мы услышали — это часть библейского рассказа о сотворении мира. Первые строки Библии... «В начале сотворил Бог небо и землю». То есть, иными словами, Он сотворил все. Конечно, Писание написано на древнем языке и может показаться устаревшим для того, кто привык к научному языку изложения... Но Библия, и книга Бытия в частности, никогда не претендовала на научность своих слов о мире, она говорит не о том, как все происходит, но о том для чего происходит, для какой цели все существует и как человеку этой цели достичь.

В годы государственного атеизма в нашей стране рассказы о сотворении мира считали частью еврейской мифологии, такой же как мифология греческая, египетская или индийская... Однако Церковь обращается к книге Бытия совершенно не случайно. Стоит помнить, что во время Великого поста для тех, кто готовился принять крещение начинался период более интенсивных занятий, в том числе и богословских. Будущие христиане должны были воспринять не только нравственные нормы, но и основные черты библейского мировоззрения, которое при внимательном рассмотрении значительно отличается от язычества.

В первую, очередь книга Бытия — практически ничего не говорит о Боге, но сразу начинается с рассказа о сотворении мира. В отличие от многочисленных мифологий, в ней нет никаких рассуждений о том, каков Бог, нет никакой Его «истории», никаких старших и младших, нет объяснений того, почему появляется мир. Во все века и для всех народов эти занимательные вопросы составляли основу мифологии..., но библейское повествование о сотворении мира обращено к древним евреям, которые выходят их египетского рабства... Их сознание, несмотря на заключение Завета с истинным Богом, было практически полностью языческое...

Начиная книгу Бытия с рассказа о творении, Моисей вступает в заочный спор с язычеством, стремится искоренить его. И если язычники обожествляли части этого мира: небо и землю, моря и горы, животных и растения, то главная идея, которую сообщает Моисей, говоря о сотворении мира как раз в том, что Бог и мир не сосуществуют как равные явления. Бог не часть мира и от него не зависит. Он — Единственный существует сам по себе и дает миру существование как дар. В основе жизни мира — Его замысел и Он ведет мир к своим целям.

Эта мыль может показаться теорией, далекой от реальной жизни. Однако именно она позволяет человеку стать по-настоящему свободным. Если Бог единственный и истинный Творец, то доверяя Ему, человек не зависит ни от звезд, ни от слепой судьбы, ни от ложных богов... Всего себя и всю свою жизнь он предает в руки Творца.

Притчи Соломона, Глава 1,стихи 1-20

ГЛАВА 1.

1 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского,
2 чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума;
3 усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты;
4 простым дать смышленость, юноше - знание и рассудительность;
5 послушает мудрый - и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы;
6 чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.
7 Начало мудрости - страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу - начало разумения;] глупцы только презирают мудрость и наставление.
8 Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей,
9 потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.
10 Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся;
11 если будут говорить: "иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины,
12 живых проглотим их, как преисподняя, и - целых, как нисходящих в могилу;
13 наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею;
14 жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас",-
15 сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их,
16 потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.
17 В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть,
18 а делают засаду для их крови и подстерегают их души.
19 Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.
20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Третья книга Царств доносит до нас прекрасный рассказ о вступлении Соломона в должность, то есть о том, как он стал царём Израиля, какие при этом внутренние переживания сопровождали Соломона. Он имел лишь одно желание: мудро править своими подданными, вместе с этим, он прекрасно осознавал свою человеческую слабость, отсутствие опыта, осознавал он и то, что без помощи Бога ему не справиться. Об этом были молитвы Соломона. Мудрости для управления он жаждал всем сердцем. Вот фрагмент его молитвы: «Господи Боже мой, Ты поставил раба Твоего царём вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа... даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло». Бог дал Соломону то, что он просил: «Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе» (3 Цар. 3:12) Соломон не просил мудрости ради мудрости и мудрости ради самого себя. Она была ему нужна для того, чтобы он мог ей щедро делиться. Именно это он и делает в книге Притчей. Оспорить наличие мудрости от Бога у Соломона невозможно. Но можно посетовать, что мы очень редко прибегаем к его словам в повседневной жизни. Слова же его универсальны, они дают общий для всех времён и поколений рецепт благополучной жизни. Сегодняшний отрывок Притчей среди прочего ставит перед всеми важный вопрос: мы имеем разум или же мы те, кого Соломон называет глупцами? Для ответа на этот вопрос не надо проходить тест на IQ, для прохождения теста Соломона достаточно ответить на простой вопрос о собственном отношении к чужой мудрости и чужим наставлениям. Мы их принимаем? Открыты ли мы им или мы замкнуты в самих себе и не умеем видеть пользы в чужих советах? По мнению Соломона, именно отношение к чужому мнению и отделяет людей разумных от глупцов. Будем же, друзья, мудры соломоновой мудростью!