Евангелие от Марка, Глава 15, стихи 1-15
Мк., XV, 1-15 о. Дмитрий Барицкий
1 Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.
2 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь.
3 И первосвященники обвиняли Его во многом.
4 Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений.
5 Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.
6 На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили.
7 Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство.
8 И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них.
9 Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?
10 Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти.
11 Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву.
12 Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?
13 Они опять закричали: распни Его.
14 Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его.
15 Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Сцена, о который мы услышали сегодня, произошла во дворе Понтийского Пилата. Один из, пожалуй, самых поразительных ее моментов – молчание Спасителя. Почему Господь ничего не отвечает на обвинения своих недругов? Почему не защищает Свою жизнь?
Палестина времен Христа находилась под властью Рима. Это, однако, не означало, что империи удалось взять ситуацию в Израиле полностью под свой контроль. Для евреев независимость их страны была вопросом принципиальным. А потому бунты против оккупантов были делом обычным. То там, то здесь случались, как бы мы сказали, террористические акты: нападения на солдат и чиновников империи, расправа с их сторонниками в среде еврейского народа. Обстановка была очень напряженной. Римские начальники в Иерусалиме жили в постоянном страхе: вполне обоснованно им везде чудились заговоры. А потому они могли на многое не обращать внимание. Так, например, их совершенно не интересовали вопросы религии и различные споры между иудеями на богословские темы. Однако чуть только дело касалось политического мятежа, ему уделялось самое пристальное внимание.
Старейшины евреев прекрасно знают об этом. А потому они обвиняют Христа не в том, что Он делает из Себя Бога. Пилат и слушать бы их не стал. Они придают делу политический окрас. Якобы Христос хочет вернуть Израилю независимость и стать иудейским царем. Это однозначно смертный приговор.
Пилату потребовалось совсем немного времени, чтобы понять: иудеи интригуют и лукавят, Иисус не совершал того, в чем Его обвиняют. Однако он и сам не торопится отпустить Спасителя. Ведь тогда влиятельные священники и начальники евреев могут спровоцировать волнение в народе. Накануне иудейской пасхи этого только не хватало. В этот период Иерусалим и так был похож на пороховую бочку. Тысячи паломников стекались сюда со всей Палестины. Откажи разъяренной толпе и все взлетит на воздух. В результате доходит до того, что Пилат не только предает Христа на смерть, но и отпускает толпе Варраву. Кто такой этот Варрава? Это не типичный бандит и убийца. Варрава – зелот, то есть ультраправый ревнитель благочестия. Фанатик, который с остервенением сражается за свободу своей страны и чистоту еврейской веры. Парадоксально, Пилат отпускает человека, который реально совершает то, в чем иудеи пытались обвинить Христа и чего Сам Пилат боится как огня. Именно такие как Варрава сражались против Рима и шли на радикальные меры, чтобы восстановить иудейское царство.
Вот такая сцена была разыграна во дворе у Пилата. Именно разыграна. Ведь все ее участники, и римляне, и иудеи, прекрасно понимали условность происходящего. Понимали, что просто ведут свою игру. Однако страсти были так сильны, все с так хотели достичь своих свои целей, пытались сохранить свою власть, влияние, саму жизнь, что правда и справедливость никого не интересовали. Если хотите, это было что-то вроде негласного сговора.
Именно поэтому Господь стоит перед Пилатом и перед своими обвинителями и молчит. Молчит потому, что Его голос никому из них не нужен. Молчит потому что Само Его появление, те чудеса, которые Он творил, красноречиво говорили сами за себя. Что еще можно к этому добавить? Этого не приняли, неужели что-то другое примут?
Точно так же Христос может молчать и в жизни человека. Почему это происходит? По той же самой причине, что и тогда во дворе Пилата. Слишком часто нас интересует лишь наша собственная правда, наши собственные представления об истине. Слишком много энергии мы тратим на достижение своих собственных целей. Желание добиться своего так огромно в нас, так пронизает все наше существо, что даже во время молитвы к Богу мы слышим только свой голос. Все наши просьбы к Нему – просьбы о своем, о наших проблемах, а наших проектах, о наших чувствах и т.д. Мы не задумываемся, что таким образом сами создает тот шум, который мешает нам услышать ответ. Поэтому кто-то из отцов, на вопрос о том, как правильно молиться, призывал вначале научиться молчать. Молчать не столько устами, сколько своим умом, молчать своими хотениями. Их место должно занять единственное желание – исполнять Евангелие Христово.
А потому будем просить у Бога этого благого молчания. Пусть даст нам силы остановиться, внутренне успокоиться, на мгновение перестать думать о том, что хочу я, и постараться исполнить то, что хочет Он. Лишь в этом случае однажды мы станем способны расслышать тот голос, которым откуда-то из глубины сердца Истина обращается к каждому из нас.