Евангелие от Марка, Глава 14, стихи 10-42

Мк., XIV, 10-42 о. Дмитрий Барицкий
10 И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им.
11 Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники. И он искал, как бы в удобное время предать Его.
12 В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим.
13 И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним
14 и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?
15 И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам.
16 И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху.
17 Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью.
18 И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня.
19 Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли?
20 Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо.
21 Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться.
22 И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.
23 И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.
24 И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.
25 Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.
26 И, воспев, пошли на гору Елеонскую.
27 И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы.
28 По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее.
29 Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я.
30 И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
31 Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили.
32 Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь.
33 И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать.
34 И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте.
35 И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей;
36 и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.
37 Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час?
38 Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
39 И, опять отойдя, молился, сказав то же слово.
40 И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.
41 И приходит в третий раз и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников.
42 Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Перед нами повествование, пожалуй, об одном из ключевых моментов не только Евангельской истории, но также истории всей христианской Церкви. Речь идет о Тайной вечере. Чем же так знаменательно это событие?
Незадолго до Своей смерти, в Сионской горнице, наедине с учениками, Господь совершил первое Таинство, которое и получило в христианской традиции название Евхаристия или, как еще часто говорят, Причастие. Суть его заключается в том, что хлеб и вино, которые священник возлагает на престол во время Литургии, по молитвам верующих таинственным, непонятным для нас образом, изменяются в Тело и Кровь Самого Бога, Христа.
Господь уделял Евхаристии огромное значение. Это не случайно. Причащаясь, мы в буквальном смысле становимся с Богом единым целым. Соединяемся с Ним не только духовно, но и физически. Освящаем не только ум и сердце, но и само свое тело, которое становится в то же время и телом Христа. А потому, причащаясь, мы наполняем жизнью каждую клеточку своего существа, обретаем полноту бытия. Увы, но одной уверенности в существовании Бога недостаточно. Ведь Иуда не то, что верил в Бога, он знал наверняка. Ведь столько чудес произошло на его глазах. Поэтому Спаситель и предупреждает: кто не будет есть Его Тело и пить Его Крови, тот не будет иметь в себе жизни.
Есть у этого Таинства и другой важный аспект. Причащаясь Тела и Крови Христа, мы становимся единым целым и с теми, кто также участвует в этом Таинстве. В этом смысле Церковную общину можно сравнить с организмом, который состоит из одной и той же плоти, в жилах которого течет одна и та же кровь. Привычное всем нам выражение "братия и сестры" как раз таки и указывает на это единство. Это не просто риторический прием. Это свидетельство о той тайне, которая лежит в основе всей церковной жизни и восходит своими корнями к Сионской горнице.
Именно по этим причинам Евхаристия – это тот центр, вокруг которого вращается вся христианская жизнь. Действительно, при случае можно представить себе церковную жизнь без многих привычных для нас вещей. Например, у первых христиан не было храмов, иконостасов, записочек, свечек, паломничеств, великолепного богослужебного ритуала и т.д. Нельзя ее представить без Евхаристии. Средоточие христианской жизни именно в регулярном Причастии. Наверное, именно поэтому в древности считалось, что если человек хотя бы месяц не приступал к Чаше Христовой, он сам отлучал себя от Церкви. Духовно и телесно он становился чужим и Богу, и своим братьям. И это очень понятно. Представьте себе какого-нибудь члена семьи, например, отца, который без всякой на то причины появляется дома и разделяет трапезу со своими родными раз в месяц или раз в год. Хорош родитель, ничего не скажешь. Так же и здесь. Христиане регулярно собираются за общим столом, чтобы как тогда в Сионской горнице, вкусить Христа и стать одним целым с Ним и друг с другом.
Еще кое-что открывает нам сегодняшний отрывок. Он говорит о том, что для полноценного общения с Богом и своими братьями мало одного Причастия. Иуда, спокойно причастившись, пошел и также спокойно предал Христа. Петр, причастившись, клялся в верности Богу, а через несколько часов трижды отрекся от Него. Да и все остальные ученики сразу после участия в Таинстве, впали в искушение, разбежались от страха, когда Христа схватили в Гефсиманском саду.
Для того чтобы стать полноценным христианином одного механического участия в Евхаристии недостаточно. Что же еще необходимо? Об этом опять же находим в сегодняшнем отрывке слова Христа: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». Господь призывает к сосредоточенной духовной жизни. Помимо регулярного участия в Таинствах Церкви, необходим личный подвиг, постоянное понуждение себя к исполнению Евангельских заповедей.
Итак, вывод напрашивается сам собой. Христианская жизнь – вещь комплексная. Она многосоставна, и каждая ее сторона имеет существенное значение. Мало просто верить в Бога, необходимо еще, по словам Самого Христа, принимать участие в Таинствах Церкви. Мало просто причащаться, необходимо проводить внимательную внутреннюю жизнь, приобрести особое внутреннее расположение. Лишь в этом случае мы сможем в полноте принять тот бесценный дар, который однажды принес нам Господь Иисус Христос.