Евангелие от Марка, Глава 14, стихи 10-42. Комментирует - Библия
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 14, стихи 10-42

10 И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им.

11 Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники. И он искал, как бы в удобное время предать Его.

12 В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим.

13 И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним

14 и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?

15 И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам.

16 И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху.

17 Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью.

18 И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня.

19 Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли?

20 Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо.

21 Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться.

22 И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.

23 И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.

24 И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.

25 Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.

26 И, воспев, пошли на гору Елеонскую.

27 И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы.

28 По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее.

29 Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я.

30 И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня.

31 Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили.

32 Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь.

33 И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать.

34 И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте.

35 И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей;

36 и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.

37 Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час?

38 Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.

39 И, опять отойдя, молился, сказав то же слово.

40 И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.

41 И приходит в третий раз и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников.

42 Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 14, стихи 10-42 (о. Дмитрий Барицкий)
50-9

Тайная вечеря. Омовение ног. Моление о чаше. Предание Иуды. XV в. Новгород

Мк., XIV, 10-42 о. Дмитрий Барицкий

10 И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им.
11 Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники. И он искал, как бы в удобное время предать Его.
12 В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим.
13 И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним
14 и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?
15 И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам.
16 И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху.
17 Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью.
18 И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня.
19 Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли?
20 Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо.
21 Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться.
22 И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.
23 И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.
24 И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.
25 Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.
26 И, воспев, пошли на гору Елеонскую.
27 И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы.
28 По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее.
29 Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я.
30 И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
31 Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили.
32 Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь.
33 И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать.
34 И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте.
35 И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей;
36 и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.
37 Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час?
38 Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
39 И, опять отойдя, молился, сказав то же слово.
40 И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.
41 И приходит в третий раз и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников.
42 Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Перед нами повествование, пожалуй, об одном из ключевых моментов не только Евангельской истории, но также истории всей христианской Церкви. Речь идет о Тайной вечере. Чем же так знаменательно это событие?

Незадолго до Своей смерти, в Сионской горнице, наедине с учениками, Господь совершил первое Таинство, которое и получило в христианской традиции название Евхаристия или, как еще часто говорят, Причастие. Суть его заключается в том, что хлеб и вино, которые священник возлагает на престол во время Литургии, по молитвам верующих таинственным, непонятным для нас образом, изменяются в Тело и Кровь Самого Бога, Христа.

Господь уделял Евхаристии огромное значение. Это не случайно. Причащаясь, мы в буквальном смысле становимся с Богом единым целым. Соединяемся с Ним не только духовно, но и физически. Освящаем не только ум и сердце, но и само свое тело, которое становится в то же время и телом Христа. А потому, причащаясь, мы наполняем жизнью каждую клеточку своего существа, обретаем полноту бытия. Увы, но одной уверенности в существовании Бога недостаточно. Ведь Иуда не то, что верил в Бога, он знал наверняка. Ведь столько чудес произошло на его глазах. Поэтому Спаситель и предупреждает: кто не будет есть Его Тело и пить Его Крови, тот не будет иметь в себе жизни.

Есть у этого Таинства и другой важный аспект. Причащаясь Тела и Крови Христа, мы становимся единым целым и с теми, кто также участвует в этом Таинстве. В этом смысле Церковную общину можно сравнить с организмом, который состоит из одной и той же плоти, в жилах которого течет одна и та же кровь. Привычное всем нам выражение "братия и сестры" как раз таки и указывает на это единство. Это не просто риторический прием. Это свидетельство о той тайне, которая лежит в основе всей церковной жизни и восходит своими корнями к Сионской горнице.

Именно по этим причинам Евхаристия – это тот центр, вокруг которого вращается вся христианская жизнь. Действительно, при случае можно представить себе церковную жизнь без многих привычных для нас вещей. Например, у первых христиан не было храмов, иконостасов, записочек, свечек, паломничеств, великолепного богослужебного ритуала и т.д. Нельзя ее представить без Евхаристии. Средоточие христианской жизни именно в регулярном Причастии. Наверное, именно поэтому в древности считалось, что если человек хотя бы месяц не приступал к Чаше Христовой, он сам отлучал себя от Церкви. Духовно и телесно он становился чужим и Богу, и своим братьям. И это очень понятно. Представьте себе какого-нибудь члена семьи, например, отца, который без всякой на то причины появляется дома и разделяет трапезу со своими родными раз в месяц или раз в год. Хорош родитель, ничего не скажешь. Так же и здесь. Христиане регулярно собираются за общим столом, чтобы как тогда в Сионской горнице, вкусить Христа и стать одним целым с Ним и друг с другом.

Еще кое-что открывает нам сегодняшний отрывок. Он говорит о том, что для полноценного общения с Богом и своими братьями мало одного Причастия. Иуда, спокойно причастившись, пошел и также спокойно предал Христа. Петр, причастившись, клялся в верности Богу, а через несколько часов трижды отрекся от Него. Да и все остальные ученики сразу после участия в Таинстве, впали в искушение, разбежались от страха, когда Христа схватили в Гефсиманском саду.

Для того чтобы стать полноценным христианином одного механического участия в Евхаристии недостаточно. Что же еще необходимо? Об этом опять же находим в сегодняшнем отрывке слова Христа: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». Господь призывает к сосредоточенной духовной жизни. Помимо регулярного участия в Таинствах Церкви, необходим личный подвиг, постоянное понуждение себя к исполнению Евангельских заповедей.

Итак, вывод напрашивается сам собой. Христианская жизнь – вещь комплексная. Она многосоставна, и каждая ее сторона имеет существенное значение. Мало просто верить в Бога, необходимо еще, по словам Самого Христа, принимать участие в Таинствах Церкви. Мало просто причащаться, необходимо проводить внимательную внутреннюю жизнь, приобрести особое внутреннее расположение. Лишь в этом случае мы сможем в полноте принять тот бесценный дар, который однажды принес нам Господь Иисус Христос.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!