Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 56-69
56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
59 Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.
60 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?
61 Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?
62 Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?
63 Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.
64 Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его.
65 И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.
66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.
67 Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?
68 Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни:
69 и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов делает особый акцент на том, что сказанные Господом Иисусом Христом слова в капернаумской синагоге оказались крайне непопулярны среди слушателей. Сегодня мы бы сказали, что эти Христовы слова имели антимиссионерский эффект: «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним». Конечно же, Христос не мог не знать, что Его слова будут восприняты именно таким образом, но тем не менее Он не мог их не произнести, потому что они «суть дух и жизнь».
В этом евангельском отрывке Спаситель говорит о таинстве Своих Тела и Крови, он говорит о евхаристии, о приобщении верующих Его Телу и Крови, и том, что путь жизни не может пролегать где-то ещё, а только здесь — через телесное приобщение Христу: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною».
Общение со Христом Спасителем в евхаристии, в приобщении Его Тела и Крови, есть нечто совершенно реальное. Но при этом — это не какое-то магическое действие, которое действует лишь в силу правильности исполнения ритуала. Само по себе причащение ничего не даёт. Об этом Христос говорит здесь же: «Дух животворит; плоть не пользует нимало». Именно поэтому можно причаститься в осуждение, именно поэтому Иуда Искариот, причастившись пошёл и привёл с собой легионеров, чтобы арестовать Христа Спасителя. У недостойного причащение Тела и Крови Христовых есть очень много самых различных граней. Но если оставаться в рамках сегодняшнего евангельского чтения, то можно увидеть связь между причащением и слышанием Евангелия, восприятием — и правильным восприятием! — слов Христа. Он говорит: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь». А животворит именно Дух, а не плоть. Получается, что евхаристия, таинство Тела и Крови Христовых невозможны без чтения Евангелия. Как сказал один современный богослов, «принятие в себя слов евангельских во время литургии столько же значимо, как и причащение Святых Тайн. Наверное, слова евангельские, если они не закрепляются участием в литургии, уходят, как вода в песок. И наоборот, причащение Святых Тайн, если не услышаны слова Евангелия, становятся чем-то лишённым смысла, — той сердцевины, о которой говорит нам Христос».