Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 23-32

Тема этого евангельского отрывка с годами, становятся всё более актуальна для человечества. Речь идёт о проблеме влияния материальных ценностей на духовную жизнь людей. "Трудно имеющим богатство войти в Царство Божие!" Как ни странно, но ученики, будучи людьми бедными "ужаснулись от слов Его". Иоанн Златоуст комментируя это место, предполагает что апостолы "имея слишком большую любовь к человечеству, страшились за спасение людей". Ныне вектор духовного развития цивилизации в полной мере подтверждает опасения святителя Иоанна. Но если, переизбыток материальных благ, многими сегодня расценивается как зона духовного риска, то во времена Христа богатство считалось мерилом праведности. Люди думали, что таким образом Бог выражает Своё благоволение к благочестивым людям. Фарисей в знаменитой притче благодарит Бога за дарованное ему материальное благополучие и возможность жертвовать "десятую часть из всего, что" приобретает. К сожалению и в наши дни, христиане иногда ищут в Боге не Спасителя, а некоего наградителя, за внешне благочестивую жизнь. Современное фарисейство, как и проблема сверхпотребления исходят из одной страсти - мнения о себе. Только во втором случае корень недуга несколько смещается в область надежды на материальные блага, как на некую "таблетку счастья". Но даже если в семье состоятельного человека вроде бы всё нормально, его мысли, как правило, устремляются к преумножению нажитого состояния. Но в материальном плане, человек это бездонная бочка, а смерть рано или поздно отнимет все приобретения. Многие люди мечтая при помощи денег обрести некую свободу и экономическую независимость, нередко становятся рабами материальных благ. И тогда "удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие". "Игольные уши" - это узкая щель в крепостной стене Иерусалима, через которую в город с трудом протискивались припозднившиеся путники. Как же людям, стремления и дела которых касались исключительно земной юдоли войти в Царство Божие? Оказывается невозможное для естественных сил человека "возможно Богу", ибо человек спасается в синергии, то есть в соработничестве с Создателем. Примеры ветхозаветных праведников: праотца Авраама, царей Давида и Соломона убеждают нас в этом. Они относились к материальному достатку не как к самоцели, но как к некоему инструменту служения ближним и средству нравственного возрастания. Апостол Пётр с радостью исповедует перед Спасителем принцип добровольной нищеты избранный учениками, "вот мы оставили всё и последовали за Тобой". В ответ на любовь апостолов Христос утешает их, говоря, что христианин в вечности получит во сто крат больше того, от чего он отказался в земной жизни. Конечно, под новыми домами, отцами, братьями, детьми и землями нужно понимать духовные преобразования которые непременно произойдут в человеке, если он живя по Евангелию, преодолеет в себе жадность, эгоизм, сребролюбие, зависть и гордость. Система земных ценностей диаметрально противоположна небесной иерархии добродетелей, поэтому "многие же будут первые последними, и последние первыми". Евангелист Марк замечает, что эта беседа происходила по пути в Иерусалим, где Христу предстояло принять мученическую смерть. Он шёл впереди апостолов, как бы ободряя их, а ученики были чрезвычайно удивлены Его смелостью. Но трагические события, произошедшие в Иерусалиме, это темы уже других бесед.