Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 12-19
12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 12-19.
12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Для каждого времени характерны свои акценты во взглядах на человека и его место в мире. Современное общество воспринимает науку как основной источник истины практически обо всем, в том числе и о человеке. Есть даже те, кто рассматривает его как сложную биологическую машину, которая не живет, а лишь работает по законам физики и химии; она не свободна, но полностью определяется естественными процессами. В таком взгляде на человека все его болезни, как собственно физические, так и психические видятся как результат только естественных химических и биологических реакций. В них напрочь отсутствует какой либо духовный компонент, даже эмоции оказываются результатом простых химических взаимодействий.
В отличие от подобного взгляда, христианство всегда понимало человека как единство духовного-телесного. Это значит, что в нем есть то, что происходит от телесной части и то, что зависит от части духовной. Естественная жизнь организма и процессы в нем происходящие, конечно не понимались как полностью зависящие от духа, ведь человек и питается, и растет и развивается естественным образом. Он не решает для себя, что ему надо расти и при любых внутренних усилиях он не способен остановить в себе процессы деления клеток и работы органов. В то же время, мы и из Священного Писания и из других текстов видим, что духовное состояние человека непосредственно с физическим связано. Стоит признать, что не все в этих процессах можно понять однозначно и мы, конечно, не застрахованы от ошибок, но и отрицать влияние духовного начала на телесное решительно не возможно.
Учитывая, что все в этом мире происходит по воле Божьей, христиане обычно уточняют, что многие естественные процессы были однажды запущенные Богом и развиваются по Его попущению.
Иными словами, когда мы видим больного человека, мы не всегда можем сказать, что его привели к этому духовные проблемы, но нередко серьезные заболевания действительно являются следствием внутреннего нравственного состояния. Это, конечно, не значит, что болеющий всегда грешник, т.к. иногда болезни посылаются нам ради не только из-за нашего прошлого, но из-за того, что ждет нас в будущем; посылаются для того, чтобы приготовить нас к чему-то.
В сегодняшнем чтении мы слышим о десятерых прокаженных, которые, увидев Христа, стали издали просить Его о помиловании. Близко подходить им было запрещено законом, поэтому они не могли надеяться, что он возложит на них руки или даст им лекарство как дал когда-то брение слепорожденному. Обращение издалека свидетельствует о том, что они верят в то, что для прекращения болезни достаточно только Его воли. Кроме того, само слово «помилуй», употребленное вместо «исцели» показывает, что саму природу своей болезни они понимают так, что нуждаются больше в милости, чем во врачебном действии. Они обращаются к нему не так как обращались бы к обычному врачу, но как к тому, кто милует человека, исцеляя его божественной благодатью.
Христос, видя веру обратившихся, посылает их к священникам, что должен был сделать в случае уже наступившего исцеления. Они идут и по дороге очищаются. Этот путь, еще прокаженных, но поверивших Христу – это путь их веры, их внутреннего и внешнего исцеления. Они поверили, что Его воли достаточно и, пойдя к священникам, очистились.
И вот, после очищения один из них возвращается ко Христу и благодарит Его. Исцелились все, но благодарен один – это кажется странным и вызывает удивление. Но разве мы, в своей жизни редко так поступаем? Ведь сколько удивительных событий происходит с нами каждый день, но мы воспринимаем их как норму, как нечто само собой разумеющееся… Здесь, по видимому, происходит тоже самое, не получив какого-то видимого исцеляющего знака, большинство из них восприняли это как должное. В то же время, из слов Христа мы понимаем, что их исцеление было актом божественной милости, божественной любви.
Думая об участии Бога в нашей жизни и о том, за что мы должны быть Ему благодарны, не стоит искать каких-то нарочито чудесных моментов, но благодарить даже за то, что кажется совершенно естественным.