21 сентября жители нашей страны могут стать участниками события, которое не только изменило ход человеческой истории, но которое имеет отношение к каждому конкретному человеку. Событие это — рождение Девы Марии, Богородицы. В этот день торжественные службы, посвященные Рождеству Богородицы, проходят во всех православных храмах.
Согласно преданию, родителями Девы Марии были благочестивые супруги Иоаким и Анна из царского рода Давида. Мария родилась у них, когда им обоим уже было далеко за шестьдесят. До этого всю жизнь они надеялись на появление ребёнка и неустанно молились об этом.
Во времена, когда жили Иоаким и Анна, ради рождения ребёнка закон разрешал бездетным парам даже развод. Однако супруги на это не пошли, хоть и прекрасно понимали, что на чашу весов поставлена их репутация в глазах окружающих. Супруги продолжали усердно молиться Богу, уповая на чудо. И однажды им явился Ангел и возвестил о рождении Дочери - Марии.
Сюжет чудесного рождения Девы Марии нашёл отражение и в художественной литературе. Вдохновенные строки посвятил этому событию поэт и философ Райнер Мария Рильке в своём стихотворении «Рождение Марии»:
О, какое нужно было самообладанье
ангелам, чтобы до времени унимать
песнопенье, как сдерживают рыданье,
зная: в эту ночь для Младенца родится Мать.
Ангелы летали, ангелы таили, где помещалось
Иоахимово жилище; издалека
Ангелы чувствовали: там в пространстве сгущалось
нечто чистое, хоть нельзя приземляться пока.
Суета была неуместна под этим кровом;
изумлённая соседка шла через двор,
а старик в темноте мычать не давал коровам,
потому что такого не было до сих пор.
Преподобный Иоанн Дамаскин в одной из своих проповедей на Рождество Пресвятой Богородицы говорит о том, что путь к главнейшему из чудес — воплощению Самого Бога — обязательно должен был начаться с чуда. Чудо Рождения Пресвятой Богородицы у бездетных, к тому же очень пожилых супругов, говорит ещё и том, что бездетность, как и любое другое несчастье, постигающее человека — вовсе не означает, что Бог проклинает его за какие-то страшные грехи. Достаточно вспомнить ещё один сюжет Нового Завета — исцеление Христом слепого с рождения человека. На вопрос учеников о том, за чьи грехи он страдает, свои собственные или его родителей, Христос ответил: ни за свои, ни за родителей, но лишь для того, чтобы в нём проявилась Слава Божья. Именно это и случилось, когда Христос исцелил его. Подобно этому, пример святых супругов Иоакима и Анны красноречиво свидетельствует о том, как порой нечто, кажущееся нам горем, лишением и катастрофой, на самом деле приобретает совершенно иной смысл.
Узнать подробности событий, связанных с сегодняшним праздником Рождества Пресвятой Богородицы, нам позволяют дошедшие до наших дней письменные источники, датируемые в основном вторым веком. В частности, об этом рассказывает «История Иакова о рождении Марии». Однако о том, что в событиях, связанных с приходом Мессии, будет участвовать женщина и мать, упоминается уже в самых ранних пророчествах Ветхого Завета. К примеру, в Книге Бытия говорится о том, что «семя жены сотрёт главу змия». То есть, Тот, Кто победит грех, родится именно от земной женщины. В книге пророка Исаии сказано об этом ещё более прямо: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына...». Рождество Пресвятой Богородицы является началом исполнения древнейших пророчеств о приходе Мессии.
О смысле праздника размышляли самые авторитетные церковные мыслители, святые отцы Церкви. По их мнению, чудесное рождение Девы Марии у супругов, бывших до этого бесплодными, тоже имеет важное символическое значение. К примеру, преподобный Иоанн Дамаскин писал о том, что женская природа Анны, которой предстояло произвести на свет Богоматерь, просто не дерзнула проявить себя до положенного времени.
Преподобный Андрей Критский в «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» подчеркивает непостижимое соединение в этом событии Божественного и человеческого: «Вот праздник Рождества Девы, и с ним обновление человеческого рода. Дева рождается и готовится быть Матерью Царя всех — Бога. Дева становится посредницею между величием Божества и ничтожеством плоти». Наш современник, митрополит Сурожский Антоний, назвал события Рождества Богородицы и саму Деву Марию «Мостом между Небом и землёй и Дверью, раскрывающейся в Небо».
Можно с уверенностью говорить и о том, что Рождество Пресвятой Богородицы и последовавшее за ним почитание Божией Матери резко изменили сложившееся до этого события отношение к женщине в обществе.
Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии — один из самых древних Богородичных праздников. Точное время его появления определить весьма сложно. Первые сведения о празднике мы встречаем у Константинопольского Патриарха Прокла, жившего в V веке. Примерно в это же время упоминает о празднике и святитель Иоанн Златоуст. А Палестинское предание гласит, что святая Елена ещё в IV столетии построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Согласно историческим свидетельствам, праздник Рождества Пресвятой Богородицы возник изначально в греческой Церкви, а уже потом появился на Западе, в Риме. Запись о Рождестве Богородицы, датированная 492 годом, была обнаружена в требнике папы Римского Геласия.
Существует любопытное предположение о том, что дату праздника Рождества Пресвятой Богородицы христиане Греции установили в противовес Олимпийским играм, которые проходили именно в это время, и, как известно, посвящались языческим богам.
А вот в католической традиции, несмотря на почти столь же раннее упоминание, праздник не имел ни общего распространения, ни торжественной службы вплоть до 13 века, когда, по преданию, один благочестивый человек несколько лет подряд в ночь под одно и то же число слышал с неба пение ангелов. Ему было видение о том, что ангелы радуются, потому что в эту ночь произошло Рождение Девы Марии. После этого папа Римский отдал приказ, чтобы и на земле Рождение Святой Девы торжественно праздновалось именно в этот день.
На праздник Рождества Пресвятой Богородицы, как и во время других торжеств, посвящённых Деве Марии, священники облачаются в одежды голубого цвета. Этот цвет символизируют небесную чистоту и непорочность Божией Матери. Православная и католическая церковь по-разному понимают природу этой чистоты. В середине 19 века папа Пий Девятый безо всяких оснований, которые могли бы быть подкреплены Священным Писанием или преданием Церкви, провозгласил догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Под догматом в Церкви понимается положение вероучения, объявляемое непреложной истиной, не подлежащей сомнению. Суть догмата папы Пия Девятого заключалась в том, что Богородица с самого момента её зачатия Иоакимом и Анной уже была вне власти первородного греха, иными словами, имела уже другую природу, отличную от обычной, человеческой.
Догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии повлиял на богослужебную жизнь католической церкви. 8 декабря отмечается праздник Непорочного зачатия — один из главных праздников в католическом церковном календаре.
Утверждая, что Дева Мария, подобно Христу, была зачата непорочно, католики по сути отвергают тесную и таинственную взаимосвязь человека и Бога. Православная же церковь признаёт, что Богородица при своём рождении и после него имела человеческую природу. Она Сама, как и все люди, нуждалась в искупительной жертве Иисуса Христа.
О влиянии Рождества Богородицы на все последующие, и даже предшествующие ему события мировой истории, говорит другое важное богослужебное песнопение — кондак празднику. Вот как он переводится на современный русский язык: «Пречистая, святым Твоим Рождением Иоаким и Анна освободились от бездетства, а Адам и Ева от смертного тления. Его празднуют и Твои люди, избавленные от осуждения за грехи, восклицая Тебе: бесплодная рождает Богородицу и Питательницу жизни нашей».
В данной программе использованы материалы телеканала "Россия 24", телеканала "ТВ Центр", информационного портала "МИР24. net", канала "Jewish News One".
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема