Москва - 100,9 FM

«Рождество Богородицы, прп. Иосиф Волоцкий, Волоколамская ярмарка». Архим. Сергий (Воронков)

* Поделиться

У нас в гостях был наместник Иосифо-Волоцкого монастыря архимандрит Сергий Воронков.

Накануне Рождества Богородицы и дня памяти преподобного Иосифа Волоцкого мы говорили об этих праздниках, о роли Иосифа Волоцкого в истории Русской Церкви, а также разговор шел о большой ежегодной ярмарке у стен Иосифо-Волоцкой обители.


 К.Мацан

- «Светлый вечер» на радио «Вера». Здравствуйте, дорогие друзья! 

В студии Алла Митрофанова… 

А.Митрофанова

- … Константин Мацан. 

К.Мацан

- Добрый вечер! И сегодня у нас в гостях, с нами и с вами, в этом часе «Светлого вечера» архимандрит Сергий Воронков, наместник Иосифо-Волоцкого монастыря. Добрый вечер! 

О.Сергий

- Добрый вечер! 

К.Мацан

- Не первый раз Вы у нас уже в студии, и это очень радостно… 

О.Сергий

- Второй. 

К.Мацан

- Второй, да… но и повод у нас, ежегодно повторяющийся… 

А.Митрофанова

- И это тоже прекрасно. 

К.Мацан

- … прекрасный фестиваль, который проходит у стен Иосифо-Волоцкого монастыря 21-22 сентября. В этом году он называется «Волоколамский плодовый день». 

А.Митрофанова

- Бывают ещё «творожные» дни там, бывают «сырные» дни… Там каждое название… мне сейчас сразу хочется попросить прощения у наших слушателей, которые едут с работы домой! Их дома, конечно, ждёт ужин, но они до него ещё не доехали, а у нас тут… всякие… прекрасные фестивали фигурируют в речи.  

Мы и не будем всю программу об этом говорить - мы знаем, что такое голодными ехать домой, поэтому… но упомянуть об этом, всё-таки, стоит. 

К.Мацан

- Да. И, как обычно… хотя, вот, в прошлом году это был «Твороженный день», а в этом году это «Плодовый день» - всё равно, всё обилие яств на фестивале - я правильно понимаю, да, батюшка? - на фестивале будет представлено - и молочные продукты, и мясные, соленья, овощи-фрукты, чай и мёд… вот, просто можно, как в знаменитой книжке «12 стульев», отобедать, чем Бог послал. «А в этот день Бог им послал…» - и дальше такое длинное перечисление того, что было на столе. 

Но то, что это происходит у стен монастыря, не входит ли в какое-то… ну… я не знаю… если угодно… противоречие с таким вот… монастырским укладом, с тишиной и внутренней сосредоточенностью монашеской жизни - это… такое… гулянье у стен монастыря? 

О.Сергий

- Ну это же у стен, не в самом монастыре. В самом монастыре - всё благоговейно. Надеюсь, в этом году культурная программа… там будут выступать, насколько я понимаю, хор Сретенского монастыря, и другие коллективы. Когда это шумно было - конечно, среди дня, это мешает, в какой-то степени, монастырской жизни. Но самое главное, что это не во время Богослужения - между Богослужениями. И в этом году попробуем сцену так поставить, чтобы в монастыре было поменьше слышно. Потому, что, почему-то, в прошлом году сильный… как-то… звук шёл, экранировал так, что около сцены было хуже слышно, чем в самом монастыре. Вот, как-то так вот звук шёл.  

Ну, я думаю, что мы постараемся как-то наладить это - чтобы звук правильно шёл, и в монастыре, всё-таки, была тишина. Так как планируется, всё-таки, Богослужение праздничное, и людям самое главное… ну, как мне кажется… всё-таки, совместить и… не только какие-то гулянья, хождения по этим рядам с продуктами или… там… с рукоделием каким-то, но и, главное, чтобы люди почерпнули какой-то духовной пользы от этого. Тем более, надеюсь, что у нас получится… мы планируем… если всё получится, как мы планируем… привезти икону Волоколамскую из музея Андрея Рублёва. 

Она у нас… чудотворная икона, которая была на протяжении столетий. Да, это был дар Малюты Скуратова в наш монастырь - он перед своей смертью успел. Ну, обещал… он хотел построить надвратную церковь в нашем монастыре в честь Владимирской иконы Божией Матери, но, перед смертью, успел только написать образ Владимирский для этой церкви… ну, и потом… к сожалению, не успел… но образ остался и прославился чудесами. И потом его даже начали звать Волоколамский образ, хотя писался, как Владимирский. И в 1954 году, наряду с другими иконами, он попал в музей Андрея Рублёва - музей Древнерусского искусства. Директор там - он к нам относится положительно, к нашим инициативам, и вот мы уже второй раз попытаемся привезти икону. 

Мы один раз её уже привозили - тоже, на первую ярмарку такую, как в рамках… такого… фестиваля. Надеюсь, с Божией помощью, это мероприятие тоже состоится, и надеюсь, она будет как бы… такой… духовной основой. Ну… праздник преподобного, конечно, но и - плюс икона чудотворная, которая столетиями… несколько столетий была в монастыре, для нас тоже большое событие… для нашего монастыря. 

К.Мацан

- Надо напомнить, что 21 сентября - праздник Рождества Богородицы, а 22 сентября - день памяти Иосифа Волоцкого, и вот именно с этими двумя праздниками совпадает в этом году фестиваль. И, я так понимаю, каждый год совпадает, да? Он приурочен к дню памяти Иосифа Волоцкого? 

О.Сергий

- Ну… это было в прошлом году. Первый раз мы, когда проводили, мы его приурочивали к другому событию - к Крестному ходу ежегодному, который из соседнего села с чудотворным образом святителя Николая проходит. Он обычно… где-то… конец мая-июнь попадает. То есть… такое… тёплое время, и людей много. А сейчас уже прохладненько - не знаю, как… дай Бог, если ещё погода не подведёт… 

А.Митрофанова

- Но вы будете молиться же - значит, с погодой как-то… там… связь будет установлена! 

О.Сергий

- В прошлом году - да… обещали дождь, все этого очень боялись. И в первый день была хорошая погода - все гуляли, радовались солнышку, а на следующий день, как только всё закончилось - ну, уже много разъехалось на второй день - ну, и потом непогода нас накрыла, и пошёл дождь, и всё уже… 

А.Митрофанова

- Но Там держали тучи, как могли - Там, я имею в виду… ваши сторонники… держали тучи, как могли, по вашим молитвам. 

Помимо всяких вкусных вещей, которые можно будет найти на ярмарке у стен Иосифо-Волоцкого монастыря в Волоколамском «Плодовом дне», будут ещё разные мастер-классы - плетение кукол из лыка, плотницкое дело, гончарное, кузнечное, ткацкое, хлебопекарное ремесло, и многое, многое другое. Там соберутся люди, своими руками производящие, и возрождающие традиции, свойственные нашему… ну… той части людей, которые жили на земле. Понятно, что в индустриальную эпоху это всё утратило актуальность, но сейчас многие из этих ремёсел получают второе дыхание, потому, что доказано, как благотворно влияет развитие мелкой моторики на физическое состояние человека и на работу мозга, например. Поэтому к вязанию, или к плетению из лыка многие сейчас снова начинают обращаться. 

Потом, люди, которые занимаются плотницким ремеслом - в частности, к нам в программу приходят регулярно замечательные ребята, организовавшие… священник Алексей Яковлев и его сподвижники, организовавшие целое направление - возрождение деревянных храмов Севера. Проект называется «Общее дело». И люди, которые… у всех там какие-то престижные работы, семьи… там… не знаю… массы разных дел, но они выделяют специально время, по выходным, для того, чтобы прийти… или даже, может быть, там, вечером в рабочие дни… чтобы позаниматься именно, поднатореть в плотницком ремесле. Потому, что - как это важно, оказывается, для мужчины - что-то делать своими руками, и видеть результат этого труда, и приносить это домой. И дома - ну, то есть… это же совсем уже другой получается статус! Мужчина, который что-то делает своими руками - это потрясающе интересно! 

Поэтому, все эти ремёсла - они, вполне возможно, со временем получат какое-то дополнительное новое развитие и переосмысление, и так далее. 

И вот, познакомиться с ними можно будет тоже у стен Иосифо-Волоцкого монастыря, уже в ближайшие выходные - 21-22 сентября. Так, что - не пропустите! Причём, вместе с детьми же можно приходить, да? 

О.Сергий

- Да, так и было в прошлом году, и на первой ярмарке - тоже так же. Люди приходили, всем очень нравилось. Там устраивались для детей какие-то аттракционы… ну, так можно сказать, какие-то катания… я не знаю… на пони, что-то ещё было, детский театр выступал - ну, то есть, для детей было много чего интересного. 

А.Митрофанова

- То есть, семейный праздник такой настоящий? 

О.Сергий

- Конечно, да. 

А.Митрофанова

- А вот если в монастырь зайдут люди? 

О.Сергий

- Очень хорошо. Мы - рады, и приветствуем это! Чтобы люди получили какую-то духовную пользу… ну… приложились к мощам Преподобного, дай Бог, будет икона ещё - можно будет помолиться. Поэтому, монастырь, конечно, открыт для паломников, для людей, ищущих какую-то… такую… опору в своей вере.  

Я думаю, что ещё будет людям интересно посетить наш музей Библии. И я думаю, что будет ещё фотовыставка организована тоже - об истории монастыря. 

Я не знаю… это, практически… насколько я понимаю, чуть ли не единственный музей в России - Библии. Есть ещё небольшие, но у нас… как-то… более организованный, сам Святейший Патриарх открывал, вместе с Губернатором после юбилейной службы в 2015 году - было 500-летие преставления Иосифа Волоцкого. Сам Патриарх возглавлял службу. После этого был открыт наш музей - ну… как бы… вторично открыт.  

На самом деле, музей ещё был открыт при покойном митрополите Питириме - ещё в 90-е годы, и какое-то время он существовал. Потом, к сожалению, был пожар в этом здании - и был он складированный. И вот, мы уже, на протяжении, можно сказать, 10 или более лет, возрождаем этот музей, и получилась довольно хорошая экспозиция в трёх залах. 

Первый зал посвящён у нас владыке Питириму, второй - самый главный, можно сказать, у нас экспонат - это Острожская Библия, один из оригиналов Острожской Библии, и он посвящён, как раз, Библиям… у нас… в истории и культуре. Там есть и западные, европейские, древние тоже, старопечатные книги. К сожалению, у нас почти нету рукописных старых, но… именно старопечатные у нас есть. И последний, третий зал, у нас посвящён, как раз, больше Евангелию, его… как бы… ну, и ещё - святым, которые следовали Евангелию - ну, русским святым. Можно тоже там будет найти даже… одна книга у нас есть - дар одному из московских храмов - дар Великого Князя… ну… Царя. Там, Царь - обычно, титул там… и там - подпись в подстрочнике: там… дар такому-то храму Великого Кн… Царя - такого-то, такого-то. И, конечно, это интересно - прослеживается история. 

Так же, вот, на Острожской Библии много подстрочника такого, и там можно по векам проследить, кому принадлежала эта книга. 

Я думаю, что людям будет интересно посмотреть, и своими глазами… пощупать, наверное, не получится, потому, что всё - в витринах, но старые книги, которым вот уже… несколько столетий уже - по 400 лет… 

А.Митрофанова

- А как они выглядят? Ведь эта традиция книгопечатания предполагала выделение первых букв, какое-то особое отношение к цифрам, иллюстрации тоже… вот… это же… Понятно, книгопечатание - это уже не рукописная книга, следующий этап, но, тем не менее, по сравнению с нашим сейчас промышленным производством - всё равно… книги тогда - это же штучный товар. Что там самое удивительное? 

О.Сергий

- Ну… сама древность, понимаете? Вот, я вот… когда я в первый раз увидел, например, Острожскую Библию, в руках подержать - ну… у меня дрожали руки… такое вот… старина… благоговение. В руках подержать книгу, которая была напечатана в 1581-1582 годах. Это, как раз, Острожская Библия была напечатана. Ну… понимаете… такую старину где найдёшь ещё! Можно в руках было подержать. 

Или… потом ещё какие-то появлялись, немножко ещё подревнее. Такое благоговение, такой страх - перед тобой сколько людей держало… у кого в руках… кто читали… само Священное Писание… 

Конечно, некоторые книги - они очень хорошо ещё иллюстрированы. У нас такие… как бы… есть, но большей частью - гравюры Доре… можно сказать, и всё. Есть книга даже… Библию иллюстрировал Дали. Конечно, у него там своё… такое вот… 

А.Митрофанова

- И тоже есть у вас в музее? 

О.Сергий

- Да-да… ну, это печатная… то есть, был тираж какой-то, и вот - одна из книг у нас с иллюстрациями Дали. Но, конечно, там… ну… как это… на любителя. 

А.Митрофанова

- Ах, на любителя… как Вы дипломатично выразились! Но интересно, каким образом в мире Дали преломляется Евангельская история, как он её видит. Это же - тоже… ну… как сказать… особенный взгляд. 

О.Сергий

- Ну, конечно… даже очень особенный! 

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА» 

 К.Мацан

- Архимандрит Сергий Воронков, наместник Иосифо-Волоцкого монастыря, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». 

Мы уже упомянули, что грядут завтра и послезавтра два больших праздника - один Двунадесятый, то есть, один из главных 12-ти праздников Православной Церкви - 21 сентября, Рождество Богородицы. 

Когда в церковном календаре мы видим красными буквами выделенный праздник, мы сразу задумываемся о том, что выделение этого события в Христианской истории в какой-то отдельный, специальный день, и такое внимание Церкви к этому событию в этот день - что-то значит, что-то Церковь нам хочет сказать, о чём-то предложить задуматься, именно в связи с этим событием. Вот, о чём - как Вам кажется? К каким мыслям должно подвигать размышление о празднике Рождества Пресвятой Богородицы? 

О.Сергий

- Ну… Матерь Божия - это наша заступница, ходатаица. Конечно, любое событие в Её жизни, и, тем более, Рождество… можно сказать, практически, с этого и началось всё. Ну, конечно, Благовещение - главизна нашего спасения, но не было бы Рождества Божией Матери, не было бы потом и Благовещения, и Рождества Спасителя. Поэтому, мне кажется, вот в этой цепочке праздников - это первый праздник. 

День особенный, и мы с большой радостью встречаем приход в этот мир отроковицы… ну… младенца, отроковицы, которая потом станет Матерью Бога. Это такое событие, которое, можно сказать, прерывает… 

А.Митрофанова

- … естественный ход вещей! 

О.Сергий

- Ну, грубо говоря, почти да. То есть, она, конечно, естественно родилась… ну… с чудом, конечно, от неплодных родителей, но ещё… как бы… ещё естественно. Ещё естественно, Её подвиг нельзя уменьшать - Её подвиг внутренний и… такой… жизни по Богу, но… и с этого всё началось, да. 

А.Митрофанова

- Вы имеете в виду, что подвиг Её нельзя уменьшать - что Она была… на равных со всеми остальными людьми? 

О.Сергий

- Да. 

А.Митрофанова

- Что Её рождение было точно таким же, как и у всех, и что не родилась Она с неким… ну… штампом, что ли, на лбу, который выделял Её из всех людей. Хотя, наверное, всё-таки, что-то особенное в Ней было. Не зря же Господь именно на Неё обращает внимание. 

О.Сергий

- Господь… Господу известны все пути человеческие от рождения до рождения! Поэтому, конечно, Он Её избрал, и избрал с самого начала, ещё до Её… можно сказать… зачатия. 

Понятно, что Господь Её особым образом хранил. Она провела своё детство в Храме Божьем, в Храме Соломоновом. Но… конечно, Бог готовил Её к особенному служению… 

А.Митрофанова

- Вот, здесь… вот, здесь, понимаете, какой важный вопрос… 

О.Сергий

- … и на Ней исполнились все пророчества. 

А.Митрофанова

- А в чём же тогда Её заслуга? Если Она ко всему была уже предуготовлена, скажем так? 

О.Сергий

- Человеческий подвиг никто не отменял в том плане, что печать греха есть на каждом человеке после грехопадения Адама. В каждом человеке. Есть в каждом человеке это семя греха, которым… оно действует в любом человеке. И у каждого человека должен быть свой подвиг… ну… как бы… справляться со своими… Ну, даже лично… я думаю, что Матерь Божия была в своих подвигах безгрешна. Я думаю, что вряд ли Она согрешила. Ну, не вряд ли - я в этом уверен, и было такое откровение преподобному Силуану Афонскому. Но подвиг - никто… потому, что с этим состоянием зла надо тоже что-то делать, оно, всё равно, каким-то образом себя проявляет. В любом человеке. 

К.Мацан

- У, по-моему, митрополита Антония Сурожского была такая мысль, что хотя рождение Богородицы было естественным, при этом, поскольку родители уже были в преклонных летах - Иоаким и Анна - и это было чудесное рождение, Она, как подмечает… так… заставляет задуматься владыка Антоний, Она не стала плодом страсти. То есть, это не было… такое… рождение из-за каких-то… вот… больших чувственных отношений. Она стала плодом праведности, и это вот… 

О.Сергий

- … и святости родителей, да. 

А.Митрофанова

- Ещё такой момент - мне кажется, тоже важный. По-моему, мы об этом уже в студии говорили, но хочется ещё раз эту тему затронуть. 

Не просто так появляются праведные дети в роду. Как правило, это - история всего рода. Это - какой-то очень важный посыл, который родители транслируют своим детям. Ну, это если… так… на языке психологии как это называется - что родители «странслировали» детям. 

А на языке духовной жизни - это тот опыт, который приобрели родители, они детям своим передают. И вот, чтобы появилась на свет такая Пресвятая Богородица, нужно чтобы поколениями праведники в этой семье рождались, и этот опыт передавали. 

А что значит - поколениями рождались праведники? Значит, что люди получали некий опыт преодоления внутри себя вот этого самого… ну… семени злого, которое в каждом из нас есть. 

То есть, они понимали, что с этим можно что-то сделать, искали пути - как, обучали этому своих детей. И, из поколения в поколение, вот этот навык, видимо, каким-то образом совершенствуется. 

Я не знаю… я не богослов, и, слава Богу, не духовное лицо, но вот по моим каким-то житейским представлениям, есть в этом тоже своя логика. Пресвятая Богородица не случайно венец творения своего рода. 

О.Сергий

- Не только рода. Это же… по-моему, у Антония Сурожского была такая мысль, что это был - дар всего человечества. То есть, всего Ветхого Завета. Всё, что… вот… лучшего было во всём человечестве, во всём Ветхом Завете - это было в Божией Матери. И поэтому - не только рода, а всего человечества. 

К.Мацан

- Есть ещё один момент, связанный с событием Рождества Пресвятой Богородицы, и с праздником. Момент тот, что мы знаем об этом событии из очень такого… необычного текста - протоевангелия Иакова, которое… вот… если открыть… там… энциклопедию в Интернете, будет названо апокрифическим текстом - то есть, некое апокрифическое протоевангелие, не входящее в состав Библии. Казалось бы, текст, который должен вызывать… ну… если не подозрение, то какую-то… такую… взывать к осторожности в обращении с ним. И, тем не менее, Церковь основывает свои знания об одном из своих главных праздников на апокрифическом тексте. Вот… не странно ли это? 

О.Сергий

- Вопрос, конечно, приходит в голову - почему и как? Ну… понятно, что апокрифы - они не входят в канон Священного Писания. Понятно, и нельзя к апокрифам относиться так, как к Священному Писанию - то есть, любую фразу принимать, как откровение Божие. Апокриф - не для этого. И апокрифы тоже разные бывают, на самом деле. 

Откуда взялся этот? Не понятно. Но вот это вот повествование - о Рождестве Божией Матери, и о Введении Её во Храм - на них ссылаются, о них говорят отцы первых веков.  

То есть, мы можем сказать, что, всё-таки, раз они об этом пишут, говорят - значит, в этом что-то есть. Ну, нам самое главное-то - не в этом. Матерь Божия родилась? Родилась. Нам самое главное, что это событие - произошло. А как, каким образом? Так вот, как пишется в апокрифах, или… что-то как-то по-другому было… может быть, это - домыслы были чьи-то, а, может быть, нет…  

Ну, есть повествование. Оно, на протяжении нескольких веков… уже тысячелетий… существует в Церкви. Ну, вот… с долей какой-то вероятности, мы можем говорить, что это могло быть так. Но нам самое главное - не это. Самое главное - событие, что произошло.  

Поэтому, как правило, мы… есть Богослужение, представлено то событие, которое было, и в тропарях, и в песнопениях - воспевается само событие. Хотя, наверняка, и в песнопении, каком-то творчестве, могут быть какие-то… взятые оттуда тоже какие-то… ну… мысли… но это - не самое главное. 

К.Мацан

- Любопытно, что Вы заметили, что мы знаем об этом празднике не только из протоевангелия Иакова, а ещё и из писаний или свидетельств ранних святых. Кто такие ранние святые, если я правильно понимаю Вашу мысль? Это те, кто могли быть учениками апостолов, или учениками учеников апостолов… 

О.Сергий

- Да, да… 

К.Мацан

- … то есть, буквально, несколько поколений, несколько десятилетий прошло с момента событий Евангелия, и это предание было свежо, оно было живым, оно передавалось не через века, а просто через людей - вот, из уст в уста, вот здесь, тех, кто ещё жили при Христе в Палестине, и видели Спасителя, ходящего по земле, и могли знать от очевидцев, от самой, может быть, Богородицы, историю Её жизни, и Её рождения, и так далее. И, мне кажется, это просто очень важный и… такой… для меня, каждый раз, очень интересный момент, что… вообще, христианство - это личное свидетельство. 

Вот, у нас есть Писание, но и оно возникло как позднейшее записывание того, что люди до этого просто передавали друг другу, и этим жили. Не просто пересказывали, а жили этим, как живой тканью своего существования - вот этой вестью о Христе, о Воскресении, об этих событиях. И только уже потом, когда очевидцы стали уходить, возникла необходимость постепенно это в тексте зафиксировать. Но этот текст - есть результат горения этими событиями, живого опыта приобщения к ним. 

О.Сергий

- Но пока Писания… это всё понятно… но… пока передаются… на протяжении нескольких веков, наверняка, вкрадываются какие-то домыслы и ошибки. И даже вот… Священное Писание раньше переписывали - сколько ошибок было, потом надо было сверять, там… 

Так же и здесь. Если что-то… событие пересказывается, могут кто-то что-то добавить, кто-то что-то недосказать. И поэтому, всё это в общем - это не может быть каноном Священного Писания.  

Поэтому, мы можем, в какой-то степени опираться и представлять это событие таким образом, но вот… с долей какой-то… всё-таки… сомнения. 

А.Митрофанова

- Но ведь апокрифы тоже бывают разными… 

О.Сергий

- Да-да-да… 

А.Митрофанова

- Протоевангелие Иакова - это, если я правильно понимаю, очень серьёзный и исторический документ, и богословский - тоже, на который часто ссылаются, который имеют в виду. И он не входит в корпус текстов Нового Завета потому, что… ну… не был сочтён Богодухновенной книгой, то есть, книгой, которая написана в соавторстве со Святым Духом. Если я правильно понимаю суть.  

При этом, есть другие апокрифы… 

О.Сергий

- Ну, да… 

А.Митрофанова

- Есть апокрифы, которые просто… полный…  

О.Сергий

- Да, да… 

А.Митрофанова

- … как бы это поинтеллигентнее выразиться… ну… в общем… ерунда, скажем так. 

К.Мацан

- Авторский взгляд на события. 

А.Митрофанова

- Да… альтернативная история. И это… а называется всё одним и тем же словом - «апокрифы». Но протоевангелие Иакова - это очень серьёзный документ. Он совершенно не входит в это число. Может быть… 

О.Сергий

- Много есть апокрифов, связанных с гностицизмом, и там написаны просто… ну… нехристианские вещи. Какие-то эоны, что-то сошло… вот, эти вот гностики что-то такое напридумывали, и назвали эти евангелия… там «от Фомы», «от Марии» там… «от Петра». То есть, есть такое, что… 

А.Митрофанова

- Ещё и «авторов» подставили! 

К.Мацан

- Человек, когда слышит слово «апокриф» - современный человек, привыкший во всём сомневаться, везде искать подвох - думает: «Ага, Церковь что-то от меня скрыла! Вот эти, значит, Евангелия, четыре - от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна - они прошли проверку цензуры церковной, а вот эти тексты… там, видимо, какое-то тайное знание, и Церковь что-то от меня скрывает…» 

Вот, что бы Вы такому скептику ответили? 

О.Сергий

- … 

К.Мацан

- Отец Сергий развёл руками - что такому человеку скажешь? 

А.Митрофанова

- Вздохнул, пожал плечами и развёл руками! 

О.Сергий

- Что сказать? Если человек ищущий - ну, он найдёт. Будет молиться ещё при этом - то найдёт. Хочет со всем познакомиться - ну… главное, чтобы этим не заразиться.  

Потому, что там… бывает… в других апокрифах - столько нагружено… столько вот… от гностицизма столько всего - можно там… Это, конечно, ближе для какого-то философского, там… или какого-то такого… ума человека, но если… где нет простоты. То есть, мы Евангелие в простоте воспринимаем, как дети - как написано в Евангелии. 

А хотя… даже были и споры же и по тем книгам новозаветным. Например, некоторые не воспринимали Откровение Иоанна Богослова, Апокалипсис - считали, что он не может войти. Или, например, части какие-то Евангелия. Например, там, где… если помните… вот этот… евангельское повествование о том, как привели блудницу к Спасителю, и сказали: «Что делать? Вот, Закон повелевает побить её камнями…» Ну, и, как в некоторых списках Евангелий, не было это упомянуто. Ну и… многие даже из святых отцов - они сомневались в подлинности этого отрывка Евангелия. 

Поэтому, конечно, на протяжении столетий, это всё оттачивалось, это всё… столетиями существует Евангелие, которое святые отцы нам дали. Вот. И теперь никто не сомневается в этом. Я думаю, что человеку ищущему… суть… и истину если, действительно, хочет найти, надо в простоте молиться, Господь чтобы указал, что нужно. А если не искать… такого тайного знания… это со временем придёт. Потому, что само Священное Писание - оно… вот, есть такое сравнение, да… как море. 

Значит, мы сначала плаваем на поверхности - читаем… как бы… сюжет. Чем больше человек живёт всё более святой жизнью, святостью, тем больше углубляется в понимание… каких-то сначала символов, образов, и потом, когда начинает ещё и жить им, то… как бы сказать… он уже владеет… то, что уже Господь даёт - когда он соединяется духом с духом Евангельским, он живёт им, у него оживает сердце. Конечно, вот это - совсем другое.  

Мы, как обычно, начальные - начинаем плавать на поверхности Священного Писания. 

А.Митрофанова

- А потом, если продолжать аналогию с морем, начинается - дайвинг. И даже покорение Марианской впадины. 

К.Мацан

- Или - буря… 

А.Митрофанова

- Или - буря, и тогда нужно идти по воде. Ну, это…  

Кстати говоря, я знаю… вы знаете, я знаю людей, которые, в буквальном смысле, чувствуют себя ходящими по воде. Глубоко верующие люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации - тяжёлая болезнь, которая… она никак не прогнозируется. И вот, они оба, будучи… там… десятилетиями уже в Церкви, они свидетельствуют о себе: «Мы впервые оказались, действительно, в ситуации, когда ни на какие свои силы ты просто не можешь полагаться. Потому, что от тебя не зависит ни-че-го». И вот это самое «хождение по воде» - вот, такое в жизни тоже бывает. 

К.Мацан

- Архимандрит Сергий Воронков, наместник Иосифо-Волоцкого монастыря, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». 

В студии - Алла Митрофанова, и я - Константин Мацан. 

Мы прервёмся, и вернёмся к вам, буквально, через минуту. 

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА» 

А.Митрофанова

- Ещё раз, добрый светлый вечер, дорогие слушатели! 

Константин Мацан, я - Алла Митрофанова.  

И напоминаем, что в гостях у нас сегодня архимандрит Сергий Воронков, наместник Иосифо-Волоцкого монастыря. 

Мы анонсируем, на протяжении всего нашего эфира, событие - завтра и послезавтра у стен Иосифо-Волоцкого монастыря пройдёт замечательная ярмарка «Волоколамский плодовый день». Есть «Волоколамский творожный день», будет, наверное, «Волоколамский сырный день», «Волоколамский хлебный день», и, если продолжить вот эту аналогию, то чего только у стен этого монастыря ни будет! Это же, отчасти, логично, потому, что возрождается традиция ярмарки, существовавшей у стен этого монастыря на протяжении очень долгого времени. 

Начнётся всё, соответственно, в 10.00, 21 сентября, закончится - в 19.00. Вот, в этом интервале - ну, то есть, в течение светового дня - приезжайте всей семьёй, вместе с детьми. Там, помимо замечательных фермерских продуктов, будут ещё и всякие мастер-классы - будут плести кукол из лыка, будут ткать, обучать кузнечному ремеслу, гончарному, плотницкому, и так далее. Поэтому, тут спектр - максимально широкий, все приглашаются, естественно - свободный вход.  

И, конечно, будет возможность заглянуть и в сам монастырь. И в удивительной этой красоте, которая встречает всех паломников, приезжающих в Иосифо-Волоцкую обитель, приложиться к мощам Иосифа Волоцкого. Тем более, что 21 сентября - это Рождество Пресвятой Богородицы, большой праздник, один из 12-ти особо выделяемых церковных праздников, 22 сентября - это день памяти Иосифа Волоцкого.  

И вот, отец Сергий, знаете, хотелось бы, наверное, эту часть эфира посвятить разговору о вашем Небесном покровителе. Кто он такой, и почему он важен для нашего времени? 

Вообще, наверное, с именем Иосифа Волоцкого в сознании многих связан, прежде всего, его спор с современником, не менее уважаемым человеком, тоже игуменом Нилом Сорским, который отстаивал принципиально иную позицию в отношении монастырей и истории с земельным вопросом и собственностью. 

Иосиф Волоцкий полагал, что… если я не права, Вы меня поправьте, пожалуйста… 

О.Сергий

- Я слушаю, да… 

А.Митрофанова

- Иосиф Волоцкий полагал, что у монастыря должно быть своё хозяйство, монастырь должен быть на самообеспечении. Нил Сорский полагал, что монастырь должен быть нестяжателем… вот, нестяжательскую, такую, позицию занимал. Что ничего своего у монастыря быть не должно. 

При этом, оба прославлены в лике святых - на выходе. И тому, и другому мы сейчас молимся, и обращаемся к ним. 

Что там было на самом деле? Расскажите, пожалуйста. 

О.Сергий

- Ну… вот, то, что Вы сейчас рассказали - есть неточности, на самом деле, кое-какие. Ну, я сейчас попытаюсь их как бы… 

Между ними спору не было. Между Иосифом Волоцким и Нилом Сорским никогда споров не было. Между ними лично - никогда не было споров. Более того, они друг друга поддерживали. 

Споры были уже между последователями. Ну… и можно сказать даже - лжепоследователями Нила Сорского. 

Действительно, разные позиции. Но позиции, они… если вот… вникать, даже в этих позициях, которые… о чём Вы сейчас рассказали, нету… никаких споров не было. Почему? 

Иосиф Волоцкий - да, был большой фигурой, и выступал за самостоятельность Церкви: чтобы Церковь была сильной, богатой, могла помогать людям, детям, бездомным… ну… таким образом. Но это было свойственно для большого монастыря. 

Устав Нила Сорского - это устав скитской. Не монастырский, а для отдельного скита. Большей частью… вот, Нила Сорского пустынь - она была при большом, одном из богатейших монастырей - Кирилло-Белозерском. То есть, сам по себе, скит - он не мог существовать без большого монастыря. 

То есть, здесь напутано было, и потом… мнения каких-то… ну, например… много Карамзин, там… ещё как-то… ну, то есть, есть какие-то такие величины… говоря об этих позициях, как-то было… ну, такое слово было модное… надо было… модно… думать об Иосифе Волоцком, что он… там… был «мракобесом», был такой… там… ну, и… как бы… много чего можно было наговорить. 

На самом деле, Иосиф Волоцкий почитал Нила Сорского, своих учеников ближайших определял туда жить, учиться скитскому житию. Известен доподлинно факт, что сам Нил Сорский переписывал книгу, которая потом называлась «Просветителем» - сказание о новой ереси «жидовствующих», о новоявленной ереси - сам, автограф сохранился, сам Нил Сорский переписывал своею рукой. 

То есть, там, конечно, были… ну, вот… на Соборах… но это доподлинно известно, что было на Соборе 1503 года, когда поднимался вопрос о церковном землевладении, но это больше было политикой, потому, что Великий Князь сам подымал этот вопрос. Для чего? Потому, что не хватало… ну, ему… он видит, что церковные земли надо было как-то прибрать к рукам, чтобы они работали не на Церковь, не на людей… не на благотворительность, а на его служивых людей. 

Ну, это… ну… там была такая ситуация, что он плохо себя почувствовал, и подумал, что это наказание, и это вопрос… как бы… оставили. Ну, там есть, действительно… протокола не сохранилось, но есть памятники, которые говорят, что - да, Нил Сорский встал и держал слово, что не нужно иметь сёл монастырям. Но это - не возобладало. Его мнение. Иосиф Волоцкий, действительно, настоял на том, что… как жить-то? Если не будет ничего. То есть, монастырям без этого - невозможно. Скитам - да, потому, что большие монастыри помогают скитскому жительству. 

Особенность потом нарастания этой полемики, когда уже… началась после смерти Нила Сорского. Такой появился в Москве князь Вассиан Патрикеев - Косой, так его называли. Он был из большой фамилии, и, по-моему… если память мне не изменяет… при Иване III, его фамилия попала в немилость, и он… и их - сослали. И он жил, как раз, в заволжских скитах, и считал себя последователем Нила Сорского - «нестяжателей», так называемых. Но сам жил с прислугой. 

Когда он попал в Москву, он был, как бы, родственником Великого Князя, поэтому и питался со стола Великого Князя, имел свои хоромы, прислугу - ну… как… что здесь можно говорить о нестяжательстве? То есть, здесь всё оперируется… 

И вот, он начал эту полемику. Назвал себя последователем Нила Сорского, и начал писать. Он был ещё такой полемист, у него хорошо получалось писать… вот… он… как бы… из Священного Писания, из святых отцов чего-то наберёт - и вот, таким образом, он начал вредить Иосифу Волоцкому преподобному. 

Преподобный тоже не мог… вначале он пытался отвечать, но потом Великий Князь ему запретил отвечать на все эти памфлеты… и ничего… 

А.Митрофанова

- То есть, перестань кормить тролля, да… на нашем языке. 

О.Сергий

- И так получалось, что… а уже в это время сам Иосиф Волоцкий тоже болел. И потом, уже дальше развернулась, уже после смерти, полемика, когда Иосиф Волоцкий тоже умер. 

Получается так… как… этот, диссидентствующий князь Курбский, Ивану Грозному писал, и называл «презлым иосифлянином» 08:25 монастыря. Вот… и оттуда пошло.  

А почему ещё он имел такую злобу на наш монастырь - потому, что, видно, о ещё был тоже тайный последователь ереси «жидовствующих». Потому, что мы знаем, что Иосиф Волоцкий очень… так… его… ну, как бы сказать… во главе этой борьбы с ересью ставят. Ну, это, действительно, так. Он и святитель Геннадий Новгородский - это они, как раз, и победили, можно сказать, ересь «жидовствующих». Ну, она до конца не была побеждена… 

К.Мацан

- Давайте, в двух словах, напомним слушателям, что за ересь «жидовствующих», о чём был спор там? 

А.Митрофанова

- Звучит очень нетолерантно просто… 

К.Мацан

- … в нашем современном мире. 

О.Сергий

- Нетолерантно? Ну… в историографии она ещё иначе называется «новгородско-московской» ересью. 

К.Мацан

- Это - более толерантно! 

А.Митрофанова

- Это уже… более понятно, да… 

О.Сергий

- Вот… потому, что началась она в Новгороде, но просто по сведениям… можно сказать, остались только сведения из книги «Просветитель», которая потом… в начале она немножко по-другому называлась - ну, не важно… 

Там описывается, что жидовин Схария приехал с запада, и там начал насаждать свои взгляды, почему и начали потом… Хотя, вот этот термин «жидовствующих» - это относилось, практически, ко всему… даже, может, там не было ничего ветхозаветного или еврейского - просто это значит «неправый», «неправославный» - ну, такое… как бы… понимание было. Но, всё равно, так как во главе всего этого стоял жидовин Схария, то, конечно, потом обозначалось это «ересь жидовствующих» - так и называлось. 

А.Митрофанова

- Но к уважаемой авраамической религии иудаизма это отношения не имеет? 

О.Сергий

- Там много было… дело в том, что там было много всего намешано. То есть, там, действительно, во главу угла ставился Ветхий Завет, в первую очередь, так как он древнее, и он возвышался… так они и говорили: «Вот, он более древний, значит, более правильный». Они призывали к обрезанию, ещё там много… Но там было ещё много взято из астрологии того времени… даже не астрономии, а астрологии - то есть, все вот… то, что… там… магического было… то есть, это была - смесь всего: и христианства, и Ветхого Завета, и астрологии, и каких-то… вот… современных знаний, которые там были. И к этому, говоря… таким… современным языком, образованные люди - сначала в Новгороде, священники - Денис и Алексей попы - они первые, которые были последователями этой ереси. Потому, что они думали, что это что-то… такое вот… современное знание, научное. Но, на самом деле, просто… это всё знание - оно всё шло с Запада, и больше было… как бы… таким… можно сказать… тайным. Вот, как есть… даже кто-то сравнивал с образом действия масонства. То есть, тайным образом передавалось это знание, и только вот… своим, и больше никому, чтобы не афишировалось. И, таким образом, какая-то велась подрывная работа против Церкви. 

В то время, конечно, это было… как вам сказать… ну, вообще, начиналась уже реформация. То есть, с этого знания… оно… как бы… подрывалась Католическая церковь в то время, начинался Протестантизм. И сюда начали засылаться также, чтобы уже наша Православная Церковь была таким образом… как-то хотели уничтожить её. 

Ну, вот… борьба была на самом деле не на шутку, а можно сказать даже - на смерть. Потому, что верхушка общества - то есть, Великий Князь был заражён этим, в какой-то степени… ну… знал и покровительствовал, его ближайшие соратники - там… вот… Иоанн и Фёдор Курицыны, эти вот… дьяки, всесильные дьяки. Митрополит Московский Зосима - тоже был в этой ереси. То есть, верхушка Церкви, верхушка Государства - всё было подвержено этой ереси, и - как бороться со всем этим? То есть, можно сказать, что и наша страна, и Церковь стояли на пороге погибели, если бы не было… таких… решительных действий. 

Начали собирать Соборы, доказывать виновность… то есть… и поэтому и, может быть, и у Иосифа Волоцкого началась… такая… литературная деятельность - он начал писать догматические «Слова», опровергая те или иные понимания у ересиархов этих, которые были… вот… ну… попы Новгородские Денис и Алексей стали настоятелями Московский Кремлёвских соборов! Это тоже… среди белого духовенства - это тоже высота. 

Поэтому, как-то надо было отстаивать! Ну, вот… его потом многие упрекали за его суровость. Но, на самом деле, не Церковь карала еретиков, а уже Государство. То есть… это… Церковь представляла, доказывала, что это - ересь, что это - неправильно, и к чему это ведёт показывала. И поэтому уже начались… когда были… казни.  

Но дело в том, что… почему была суровость? Потому, что они… многие из них - внешне раскаивались, показывали - да… но на самом деле, у них была доктрина такая: ты внешне можешь показывать, что… там… ты - священник, например… потому, что эта ересь распространялась и среди священства - и начиналась, и очень сильно была распространена…. как бы это… и они раскаивались только внешне, а внутренне… когда проходили какое-то наказание, епитимью - вот, после первого Собора, например - они или бежали, например, за границу, и там эту ересь проповедовали, или где-то прятались в Заволжских тех же, там, например, скитах, и дальше - начинали проповедовать ту же ересь. И поэтому, потом уже, после второго Собора - более строгие были наказания. 

Его, конечно… да, вот… многие даже его порицали, может быть, и отошли некоторые, не стали так прислушиваться, но… просто…  другого не было варианта, насколько… говорит история, чтобы спасти нашу Церковь и страну. 

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА» 

К.Мацан

- Архимандрит Сергий Воронков, наместник Иосифо-Волоцкого монастыря, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». 

Ну, после такого подробного экскурса в историю того, кто такой Иосиф Волоцкий, и чем он прославился, в чём был его вклад в историю России и, конкретно, в историю Церкви, хочется спросить, а как сегодня реализуется память о нём в вашем монастыре? Насколько… вот… святой присутствует, и в чём, в жизни братии? Вот, говорят, что в Троице-Сергиевой Лавре экзамены принимает сам Преподобный, и все, кто там… 

О.Сергий

- У нас - экзамен монашеской жизни… у нас - монашеские экзамены… да… 

К.Мацан

- Да… ну… я просто говорю, что вот люди уже каким-то конкретным, живым образом чувствуют присутствие вот… Покровителя. 

О.Сергий

- Ну… конечно, почитаем. Ежедневно… ну… кроме праздников больших… братские молебны проводятся. Мы стараемся каждую неделю… ну, почти… если нет больших праздников… читаем акафист Преподобному. Мы записываем… ведём… как бы… собираем сведения о чудесах или знамениях Преподобного - то есть, до сих пор, чудеса! Приходят люди к Преподобному, молятся, Преподобный являет своё заступничество тем или иным образом, и люди потом, в благодарности, записывают и нам присылают… что Господь, молитвами Преподобного, или сам Преподобный, помогли в той или иной ситуации, в каких-то болезнях - болезни отступали, или… там… ещё что-то… или вот - рождались дети по молитвам… то есть, долго не было… Ну, то есть, разное - мы ведём такой список… вот… таких чудес Преподобного. 

А.Митрофанова

- Значит, очень важно будет сейчас пояснить, а в чём же, собственно, святость преподобного Иосифа Волоцкого. То, что мы знаем о нём… вот… о нём из Вашего предыдущего рассказа - это то, что у него была очень активная жизненная позиция. Он мог выступить на Соборе, он мог отстаивать какое-то своё мнение последовательно, он мог письма писать в защиту Православия, и прочее… 

О.Сергий

- Да, очень, очень много было писем… осталось… 

А.Митрофанова

- А личная святость? Вот - про что? 

О.Сергий

- Он ещё при своей жизни творил чудеса - мы его называем чудотворцем. Например, он… в житии описывается такой случай, когда он воскресил мёртвого князя.  

Волоколамские князья… ну, вообще, в жизни нашего монастыря большую роль сыграл, в то время удельный князь, Борис Васильевич, родной брат Великого Князя. Ну, потом эта удельность вся была ликвидирована, но когда князь удельный, у него есть возможность финансово помогать - в центр все финансовые потоки не уходят. Поэтому, он - первый, который подарил какую-то деревню. Он пришёл, со своими боярами, и начал собственноручно строить первый храм, потом - помогал всем.  

Ну, и вот… и после его смерти остались Фёдор и Иоанн, его сыновья. Потом разделились: Волоколамск, Руза… ну, вот, там… каким-то образом. И они, конечно, окормлялись все духовно у преподобного Иосифа Волоцкого. 

И внезапно князь Иоанн умирает - без покаяния, без Причастия. Преподобный очень был… как бы… расстроен этим, и он - затворился, начал молиться. И он, действительно, воскрес - князь Иоанн Борисович, и покаялся, Причастился, и потом, с миром, ушёл из этой жизни. Это доподлинно в житии святого описывается, его вот такой… как бы сказать… ну, и подвиг молитвы, и, конечно… 

А.Митрофанова

- А документально… простите… это как-то зафиксировано? 

О.Сергий

- В житии его, да. То есть, это его ученики составляли житие. Все его почитали при жизни. Он умер в 1515 году, а уже в 1591 году, по-моему, он был уже прославлен общецерковным прославлением. А до этого ещё за 10… или сколько лет… был ещё и местночтимо прославлен. 

То есть, писалась служба, и его почитали, почитали… и поэтому все к его гробнице притекали, молились.  

На самом деле… ну, вот, насчёт гробницы я сказал… мощи-то его всё время были под спудом. Это вот покойный митрополит Питирим Нечаев - он задумал раскопки археологические в нижнем храме в 2001 году. Вот, и дошли до этого места, где стояла гробница исторически, всё… ну, решили, с Божьей помощью… и, действительно, обрели мощи. Два года было - всякие экспертизы… судмедэкспертизу проходили, всё… ну, и всё, вроде бы, сошлось на том, что, действительно, это мощи Иосифа Волоцкого откопали. И даже у нас хранятся вериги - они около 10 кг весят, железные, преподобного, рядом с мощами - и нашли сходство. То есть, на ключицах мощей… и железа, из которого вериги… 

А.Митрофанова

- Это, опять же, надо пояснить. Почему - вериги? Здравомыслящий человек на себя надевает специально… 

О.Сергий

- Да, чтобы смирять свою плоть, чтобы потрудиться, ради Бога. Ну… простому человеку это непонятно и не нужно.  

То есть, надо понимать, что… например, как… помните, преподобный Серафим говорил: «Томлю томящаго мя» - это он говорит о плоти. 

Это разные… как бы… уровни духовной жизни. И когда человек уже воскресает душой, и понимает, что тело надо уже… как бы сказать… уже смирить, чтобы оно не мешало духовной жизни - понятно, это подвиг - не для каждого. И, тем более, наше немощное время, когда любое… даже, можно сказать… ну… просто благочестивая жизнь считается уже большим подвигом, то… я думаю, что это - не для нашего времени… вериги. 

Поэтому… слава Богу, святые могли понести такой подвиг, но нам это… не нужно. 

А.Митрофанова

- А долго он вериги носил? Известно это? 

О.Сергий

- Нет. Я не знаю, не встречался. Может, где-то и были такие… но… понимаете, обычно вериги носят тайно. Вот. И когда он их надел - ну, кто знает? 

А.Митрофанова

- Известно только, что они на нём были. По следам на костях. 

О.Сергий

- Были, и когда человек умер - вот, пожалуйста, тут и вериги оказываются. Но так… у многих так было людей. Они под одеждой носили вериги - никто не знал. 

А.Митрофанова

- Или власяницу - вот, я знаю, женщины власяницу носили. Потому, что вериги, всё-таки, для женского организма - тяжело. Действительно, другое сознание и другое время. 

К.Мацан

- Меня очень всегда трогает, когда о преподобном, допустим, Иосифе Волоцком, или о преподобном Сергии Радонежском, или о преподобном Серафиме Саровском говорят просто - Преподобный. 

Вот, «Преподобный - то-то сделал… Преподобный - так-то отреагировал…», и так далее. В этом есть какая-то такая… близость… 

А.Митрофанова

- Семейность. 

К.Мацан

- … да… семейность, что человек переживает присутствие в своей жизни великого святого, как ближайшего родственника. И вправду - кто-то, кто вот… с тобою… за руку ведёт, рядом, и… вот… помогает тебе жить.  

Вы так же ощущаете своё общение с преподобным Иосифом Волоцким? 

О.Сергий

- Ну, это… может, в какой-то степени, личное… у каждого по-своему всё складывается. Вот. Ну, конечно, он - наш покровитель, конечно, мы всегда молимся тоже… всё на его суд, все наши скорби… всё, что у нас… 

А.Митрофанова

- Вот, Костя сейчас сказал, и я подумала: действительно, без имени мы называем - кого? Маму, папа, брата… ну, даже вот брата, сестру - мы к ним, всё равно, по имени обращаемся, а к самым близким по крови - мама и папа - мы к ним вот так. Муж и жена могут тоже друг друга называть просто: «Муж, ну-ка… скажи мне, пожалуйста, что ты думаешь…» 

О.Сергий

- А некоторые даже по отчеству… 

А.Митрофанова

- Да, а некоторые - по отчеству… но… тем не менее, это, действительно, показатель самого близкого родства. 

К.Мацан

- Некоторые по отчеству, там: «Михалыч! Петрович!» 

А.Митрофанова

- А, да, да, да, да!... Ну, правда… Преподобный - то, Преподобный - это… 

К.Мацан

- А вот, Вы упомянули о чудесах, и мы знаем, что… вообще… такова практика каноническая в Русской Православной Церкви, что основанием для канонизации того или иного подвижника, для его причисления к лику святых, являются чудеса. 

Собирается Комиссия по канонизации, которая изучает источники, данные о том, что вот - есть чудеса или нет. И это, наверное, большая тема разговора о том, почему именно таков критерий, и как с ним работают… Я даже помню, что у нас, по-моему, был в эфире архимандрит Дамаскин Орловский, который занимается этой темой непосредственно, и много лет отдал работе в Комиссии по канонизации святых - то есть, разбирался с чудесами. 

Но, по моему опыту общения с… такими… современными людьми, которые на Церковь со стороны смотрят, вопрос о чуде, о чудесах, вообще, часто является вопросом… таким… раздора, вопросом спорным, вопросом дискуссионным. Потому, что человек говорит: «Вот, вы, верующие, только в чудеса и верите! Вот, вы потому и верите в Бога, что о чудесах начитались. А я - скептик. Я - за свободу мысли, я - за нескованность догмами, я - за научное мышление, и поэтому я в чудеса не верю, и, поэтому, я - неверующий». 

А вот у Вас вера - она именно от чуда. А не чудо - от веры, как, казалось бы, по идее, должно было бы быть. Вот, что Вы об этом думаете? 

О.Сергий

- … 

К.Мацан

- И снова отец Сергий пожал плечами, тяжело вздохнул… 

О.Сергий

- Ну… понимаете… людям - тем, которые не верят - трудно что-либо доказать. Люди, например, более головой думают, более мыслями, чем сердцем. 

Потому, что если человек взыщет Бога, значит, веру… Господь ему, рано или поздно, даст. Он, такой, будет ходить… ну… 

Вот, я, например, пришёл к вере… ну, какие там чудеса… ну, вот… ну… у меня как-то по-своему развивалось всё. Ну, так же и у многих людей. Чудеса… на самом деле, это только одно из направлений, как Господь приводит людей к Себе, к Церкви, к вере.  

То есть, кто-то разумно доходит, умом, кто-то - верит сердцем, кто-то… у кого-то вера была ещё с детства - приучили родители… по-разному… с кем-то, действительно, могут случиться чудеса, и человек - ну, всё… кто-то вот - книжку прочитал какую-то… Вот, сколько людей, например, владыки Тихона почитали «Несвятые святые», и… как-то… приблизились к Церкви, стали ходить… 

А.Митрофанова

- Да. До этого - Александра Меня читали… 

О.Сергий

- Да, то есть… 

А.Митрофанова

- … да… кстати, вот… «Сын Человеческий» - книга, которая очень многих привела в храм. 

О.Сергий

- Да… то есть, есть… как бы… пути Господни - они, как бездна, много… вот… и поэтому каждый… Например, у каждого человека - свой склад. Кто-то больше умом, кто-то сердцем… и Господь у каждого, вот… по Священному Писанию… стоит при сердце и стучит, чтобы Ему отворили. 

Поэтому, здесь… тот, кто хочет спорить, тот будет всегда спорить, ему ничего не докажешь. Вот, а… тут уж, если Сам Господь такого человека приведёт к вере - ну, только вот… милость Божия. 

А.Митрофанова

- Нам пора, к сожалению, заканчивать программу, но в конце хотелось бы ещё раз напомнить, что мы сегодня говорили на несколько очень важных тем, в том числе - о фестивале, который называется «Волоколамский плодовый день» 21-22 сентября, то есть, суббота и воскресенье, с 10 утра до 19 вечера, у стен Иосифо-Волоцкого монастыря будет вот такое - семейное - событие - культурно-просветительский фестиваль. 

Там можно будет и фермерские продукты купить, и поучаствовать в каких-то мастер-классах очень интересных. И ещё, в рамках этого «Плодового дня» можно будет пожертвовать средства в поддержку детского хосписа и благотворительных фондов городского округа Волоколамска. 

И вот это, конечно, такой момент, измерение очень важное социальное, которое сейчас на многих таких праздниках появляется. Мне кажется, это - круто, когда люди, помимо того, что своей семье устраивают… такой… настоящий выходной день, вместе с детьми, вместе… ну, то есть… все вместе, да, могут ещё и поучаствовать в жизни других людей, которым очень нужна помощь.  

И - спасибо Иосифо-Волоцкому монастырю, который у своих стен - пожалуйста, разрешает всё это проводить, возрождая тем самым древнюю традицию ярмарки у стен Иосифо-Волоцкого монастыря. 

И ещё, кстати, важная тоже информация: в 10.00, 12.00 и 14.00 от железнодорожного вокзала городского будет организован трансфер - туда, на ярмарку. Имейте в виду, что те, кто не на своих машинах, можно приехать - пожалуйста, общественным транспортом, это тоже доступно. 

К.Мацан

- А от вокзала какого города? 

О.Сергий

- Волоколамска. 

К.Мацан

- То есть, от ж\д станции «Волоколамск» будут ходить автобусы - в 10.00, 12.00 и 14.00. 

Спасибо огромное! Архимандрит Сергий Воронков, наместник Иосифо-Волоцкого монастыря, был сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». 

В студии также были: Алла Митрофанова и я, Константин Мацан.  

До свидания! 

А.Митрофанова

- До свидания! 

О.Сергий

- Всего доброго! 

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Утро в прозе
Утро в прозе
Известные актёры, режиссёры, спортсмены, писатели читают литературные миниатюры из прозы классиков и современников. Звучат произведения, связанные с утренней жизнью человека.
Статус: Отверженные
Статус: Отверженные
Авторская программа Бориса Григорьевича Селленова, журналиста с большим жизненным опытом, создателя множества передач на радио и ТВ, основу который составляют впечатления от командировок в воспитательные колонии России. Программа призвана показать, что люди, оступившиеся, оказавшиеся в условиях заключения, не перестают быть людьми. Что единственное отношение, которое они заслуживают со стороны общества — не осуждение и ненависть, а сострадание и сопереживание, желание помочь. Это — своего рода «прививка от фарисейства», необходимая каждому из нас, считающих себя «лучшими» по сравнению с «падшими и отверженными».
Актуальная тема
Актуальная тема
Актуальными могут быть не только новости! Почему мы празднуем три новых года и возможен ли духовный подвиг в самой обычной очереди? Почему чудеса не приводят к вере, а честь – важнее денег? Каждый день мы выбираем самые насущные темы и приглашаем гостей рассуждать вместе с нами.
Свидетели веры
Свидетели веры
Программа «Свидетели веры» — это короткая, но яркая история православного миссионера, как из древних времен, так и преимущественно наших дней, т. е. ХХ и ХХI век. В жизненной истории каждого миссионера отражается его личный христианский подвиг и присутствие Христа в жизни современного человека.

Также рекомендуем