Рембрандт. «Евангелист Матфей и ангел» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Рембрандт. «Евангелист Матфей и ангел»

* Поделиться

— Маргарита Константиновна, приветствую вас!

— Добрый вечер, Владимир Николаевич!

— А я вас поджидаю. Спросить хотел, не дадите ли вы мне почитать Евангелие от Матфея.

— Конечно, дорогой сосед. Сегодня же занесу вам Новый завет, там есть все четыре евангельских повествования. Но позвольте полюбопытствовать, а почему вас заинтересовало Евангелие именно от апостола Матфея?

— Да я на днях в старом журнале увидел картину Рембрандта «Евангелист Матфей и ангел» и был потрясён этим портретом. Решил перечитать труд человека, который на нём изображён. Репродукция у меня, кстати, с собой — вот она, взгляните.

— Да, это одна из поздних работ замечательного голландского мастера. Она хранится в Париже, в Лувре — одном из крупнейших художественных музеев мира. Апостол над рукописной книгой, в руке его перо. За правым плечом Матфея — ангел, он что-то шепчет евангелисту на ухо. Рембрандт Хармес ванн Рейн написал эту картину в 1661 году, ему было уже пятьдесят пять лет. В это время художник раскрылся как портретист. На своих полотнах он не просто изображал человека, а запечатлевал в чертах лица внутренний мир. И в облике евангелиста видна одухотворённость.

— Именно это меня и потрясло! Апостол здесь — человек почтенный, опытный. Видно, что он немало пережил. Так почему же главный труд своей жизни, Евангелие, он пишет под диктовку ангела? Неужели он сам не смог бы рассказать о Христе? Что за фантазия художника?

— Нет, Владимир Николаевич. Рембрандт написал свою картину в соответствии с иконографией, то есть сложившейся традицией иконописного изображения евангелистов. По канонам у каждого из них есть свой символ. У Иоанна — это орёл, у Луки — вол, у Марка — лев, а у Матфея — ангел.

— А откуда взялись эти символы?

— Они взяты из библейской книги Иезекииля. Подобно тому, как в ветхозаветном пророчестве четыре херувима под видом животных несут Бога на колеснице, так четыре Евангелия доносят до людей образ Богочеловека Иисуса Христа.

— Значит, ангел символизирует апостола Матфея. Но почему на картине он диктует евангелисту, что писать?

— Так Рембрандт показал, что Священное Писание богодухновенно, то есть, написано при участии Святого Духа. Но шёпот ангела здесь — вовсе не диктант определённых слов. Это, скорее, камертон, помогающий не сфальшивить, не исказить слова Христа, не привнести в них своего.

— Это большая ответственность!

— И художник подчеркнул, что апостол с ней справился. Рембрандт в совершенстве владел техникой светотени и с её помощью показал особое состояние евангелиста. Картина выполнена в глубоких коричневых тонах. И на общем тёмном фоне лицо Матфея озарено светом. В его облике нет экзальтации, зато видна напряженная внутренняя работа.

— И что же это за работа?

— Совместный труд души и Бога. Рембрандт рассказывает об этом, только не словами, а красками. Свет, озаривший лик апостола, лежит и на книге, в которую он вносит драгоценные слова. Этот свет так же, как и ангел за спиной у Матфея, символизирует присутствие Господа.

— Эх, Маргарита Константиновна, а ведь это счастье, когда Бог помогает! Интересно, так только у художников бывает?

— Конечно же, нет! Любой человек может попросить помощи у Господа и получить ее. И шёпот ангела за плечом звучит у каждого.

— Как это звучит?

— Я образно выразилась. Воля Божия может открываться и в горьких укорах совести, и в различных событиях. И вдохновение — тоже участие Творца в нашей жизни. Чтобы услышать шёпот ангела, нужно быть внимательным к себе, своему внутреннему состоянию. Вот как евангелист Матфей на картине Рембрандта, оригинал которой хранится в парижском Лувре.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем