— Маргарита Константиновна, приветствую вас!
— Добрый вечер, Владимир Николаевич!
— А я вас поджидаю. Спросить хотел, не дадите ли вы мне почитать Евангелие от Матфея.
— Конечно, дорогой сосед. Сегодня же занесу вам Новый завет, там есть все четыре евангельских повествования. Но позвольте полюбопытствовать, а почему вас заинтересовало Евангелие именно от апостола Матфея?
— Да я на днях в старом журнале увидел картину Рембрандта «Евангелист Матфей и ангел» и был потрясён этим портретом. Решил перечитать труд человека, который на нём изображён. Репродукция у меня, кстати, с собой — вот она, взгляните.
— Да, это одна из поздних работ замечательного голландского мастера. Она хранится в Париже, в Лувре — одном из крупнейших художественных музеев мира. Апостол над рукописной книгой, в руке его перо. За правым плечом Матфея — ангел, он что-то шепчет евангелисту на ухо. Рембрандт Хармес ванн Рейн написал эту картину в 1661 году, ему было уже пятьдесят пять лет. В это время художник раскрылся как портретист. На своих полотнах он не просто изображал человека, а запечатлевал в чертах лица внутренний мир. И в облике евангелиста видна одухотворённость.
— Именно это меня и потрясло! Апостол здесь — человек почтенный, опытный. Видно, что он немало пережил. Так почему же главный труд своей жизни, Евангелие, он пишет под диктовку ангела? Неужели он сам не смог бы рассказать о Христе? Что за фантазия художника?
— Нет, Владимир Николаевич. Рембрандт написал свою картину в соответствии с иконографией, то есть сложившейся традицией иконописного изображения евангелистов. По канонам у каждого из них есть свой символ. У Иоанна — это орёл, у Луки — вол, у Марка — лев, а у Матфея — ангел.
— А откуда взялись эти символы?
— Они взяты из библейской книги Иезекииля. Подобно тому, как в ветхозаветном пророчестве четыре херувима под видом животных несут Бога на колеснице, так четыре Евангелия доносят до людей образ Богочеловека Иисуса Христа.
— Значит, ангел символизирует апостола Матфея. Но почему на картине он диктует евангелисту, что писать?
— Так Рембрандт показал, что Священное Писание богодухновенно, то есть, написано при участии Святого Духа. Но шёпот ангела здесь — вовсе не диктант определённых слов. Это, скорее, камертон, помогающий не сфальшивить, не исказить слова Христа, не привнести в них своего.
— Это большая ответственность!
— И художник подчеркнул, что апостол с ней справился. Рембрандт в совершенстве владел техникой светотени и с её помощью показал особое состояние евангелиста. Картина выполнена в глубоких коричневых тонах. И на общем тёмном фоне лицо Матфея озарено светом. В его облике нет экзальтации, зато видна напряженная внутренняя работа.
— И что же это за работа?
— Совместный труд души и Бога. Рембрандт рассказывает об этом, только не словами, а красками. Свет, озаривший лик апостола, лежит и на книге, в которую он вносит драгоценные слова. Этот свет так же, как и ангел за спиной у Матфея, символизирует присутствие Господа.
— Эх, Маргарита Константиновна, а ведь это счастье, когда Бог помогает! Интересно, так только у художников бывает?
— Конечно же, нет! Любой человек может попросить помощи у Господа и получить ее. И шёпот ангела за плечом звучит у каждого.
— Как это звучит?
— Я образно выразилась. Воля Божия может открываться и в горьких укорах совести, и в различных событиях. И вдохновение — тоже участие Творца в нашей жизни. Чтобы услышать шёпот ангела, нужно быть внимательным к себе, своему внутреннему состоянию. Вот как евангелист Матфей на картине Рембрандта, оригинал которой хранится в парижском Лувре.
«Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
Святой Григорий Синаит родился во второй половине XIII века в Малой Азии. В молодости юноша был пленён османскими турками, напавшими на его родное село. Пленников увезли в древнегреческий город Лаодикию, что находится на территории современной Турции. Из плена будущего схимонаха выкупили греческие христиане. Верующих поразило пение заключённых на церковной службе. Турки отпускали узников в храм, находившийся рядом с их военным лагерем. Там жители и услышали псалмы и каноны в исполнении Григория и хора пленных. После освобождения юноша постригся в иноческий чин и до конца жизни нёс монашеский подвиг. Уже став опытным духовным наставником, схимонах Григорий сам начал писать церковные песнопения. Святой так говорил своим ученикам:
«Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим».
Все выпуски программы Слова Святых
Платья из чистого льна. Наталья Разувакина
В Переславле-Залесском есть медово-сувенирная лавочка у дороги, хозяйке которой, моя приятельнице, я помогала в качестве продавца в самый горячий сезон — летом, когда в городе много туристов и торговля идёт особенно бойко. Согласившись на новый опыт из любопытства, я оказалась за прилавком. Несколько дней стажировки с напарницей, и вот, я совсем одна. И так ловко у меня всё получается! Так красочно рассказываю я заезжим покупателям и об изделиях местных мастеров, и о сортах меда, а рыбу-ряпушку кладу на весы так, будто всю жизнь этим и занималась! Чувствую, что мне очень идёт льняной передник с вышитыми подсолнухами. Я тружусь с удовольствием.
А главное — с моим появлением в лавке вдруг стали хорошо раскупаться дорогие платья в народном стиле! Платья из чистого льна. Хозяйка рада и только руками разводит от удивления. Ты, говорит, — живая реклама! А мне приятно, да и процент с выручки идёт хороший.
В один из таких дней зашёл ко мне в лавочку ранним утром покупатель — жизнерадостный белозубый брюнет. Улыбка от уха до уха. Он направлялся из Мурманска в Москву, а к нам заехал по пути — в предвкушении яркого отпуска. Казалось, он готов был скупить всё. Глаза его горели при виде кувшинов из керамики, медных колокольчиков, пакетиков с целебными травами... А я еле успевала упаковывать товары. Мы дружелюбно общались, он делился планами и даже приглашал в гости.
И тут взгляд его упал на те самые платья. Вот бы любимую жену обновкой порадовать! Супруга, кстати, просто не пожелала идти по жаре в лавку, осталась в машине. И по телефону разрешила ему купить платье на свой вкус. А примеряла я. Мужчина смотрел восхищённо, всё повторял, что жена у него такая же высокая и стройная. Мне было приятно — и тщеславие моё расцвело пышным цветом. С трудом выбрав одно из двух приглянувшихся платьев, счастливый отпускник расстался с довольно большой суммой и поспешил к машине, держа по нескольку пакетов в каждой руке.
Я же осталась вполне довольная собой. Да вот ненадолго: обнаружила, что большая керамическая кружка, что так понравилась северянину, стоит забытой на прилавке! Упакованная! Он за неё заплатил... Выскочила на улицу — но его, конечно, и след простыл. Я расстроилась очень и очень. Выручку-то я сделала, да. Но вот настроение доброму человеку в самом начале отпуска наверняка подпортила! Как же я не заметила, не проверила, все ли покупки он забрал? Как же я позволила себе увлечься общением, растаять от комплиментов?
Ничего не оставалось делать — только тихонько молиться. Я просила Господа как-то утешить моего мимолётного знакомого, загладить последствия моего греха. Очень хотелось, чтобы улыбка на лице покупателя не сменилась выражением досады.
А ближе к вечеру он вернулся. Нет, не за кружкой. Её отсутствия он просто не заметил. За вторым платьем для жены! Решил вдруг: надо брать оба! А я обрадовалась ему, как родному. И платье продала, и кружку отдала.
Получила урок надолго: всё, что ты делаешь, нужно делать хорошо. Даже если работа временная и тебя за неё и так хвалят. Не собою любоваться надо, а о людях думать. Казалось бы — азбучные истины, но и их нам Господь напоминает, как детям... И любит нас — чад своих. Ведь и эта история закончилась просто прекрасно.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Протоиерей Георгий Бреев и матушка Наталия
«Семейная жизнь ‒ это школа любви и духовного возрастания», — говорил протоиерей Георгий Бреев — известный московский священнослужитель и духовник Московской городской епархии. Сам батюшка прожил в браке со своей женой, матушкой Наталией, счастливые 45 лет.
Свою первую встречу супруги называли промыслительной. Произошла она в 1948-м году. Старший брат Вячеслав вывел годовалую Наташу Голикову погулять во двор. Вдруг к ним подошёл незнакомый мальчик. Внимательно посмотрел на малышку и, словно в шутку, сказал: «Ой, какая маленькая, худенькая! Но ты не бойся — я вырасту и на тебе женюсь». Этим мальчиком оказался будущий протоиерей Георгий! Юре — так звали его в детские годы — было тогда 11 лет. Впоследствии батюшка часто с улыбкой рассказывал: «Взглянул я на этот комочек, и у меня в сердце сама собою возникла мысль: вот мне Бог и невесту уготовил!» Этот необыкновенный случай постепенно забылся. И только после свадьбы отец Георгий припомнил удивительный эпизод из детства и рассказал о нём супруге.
Юра Бреев крепко подружился со старшим братом Наташи, Вячеславом. Оказалось, что их семьи живут в соседних переулках. Юра любил бывать у Голиковых. Матушка Наталия вспоминает, как по вечерам мальчишки увлечённо играли у них дома в шахматы. Но главной причиной, по которой будущий священник тянулся к их семье, была вера в Бога. С самого детства мальчик чувствовал в своём сердце желание быть со Христом и Церковью. Однако отец — коммунист и член партии, воспринял воцерковление сына как трагедию. А Наташина мать, брат и она сама были верующими людьми. В доме Голиковых Юра находил то, чего порой ему так не хватало в собственном — понимание и единомыслие.
В течение долго времени Юра и Наташа постоянно были друг у друга на виду. Но, казалось, в жизни их ждут разные пути. Девушка выучилась на швею, устроилась на работу в модное ателье на Кутузовском проспекте. А Юра осуществил свою давнюю мечту — поступил в семинарию, а потом — в Московскую духовную академию в Троице-Сергиевой Лавре. Из Загорска — так в те годы назывался Сергиев Посад — Юра Бреев часто писал Голиковым. И вот однажды Наташина мама получила от него короткую, но настойчивую просьбу: «Прошу Вас приехать в Лавру на Покров». Голиковы решили, что Юра собирается принять монашеский постриг.
Но они ошиблись. Мать уехала, и скоро вернулась... вместе с Юрой. «Георгий сватается к тебе», — сказала она Наталии. Матушка вспоминает, что в тот момент почувствовала себя Наташей Ростовой, к которой сватается князь Андрей Болконский. «Это было так неожиданно, — рассказывает она. — Ведь у нас была разница в 10 лет. Для меня он был взрослым человеком, другом семьи». Георгий это понимал, не торопил с ответом. Наташа и сама очень скоро поняла, что любит его.
Они обвенчались в мае 1967 года. А вскоре Юра принял священный сан. Теперь его называли отцом Георгием, а Наташу — матушкой. Наталия со всей серьёзностью отнеслась к своему новому положению. Матушка — первая поддержка для священника, решила она. И во всём старалась быть опорой мужу. У супругов родились двое детей — дочь Мария и сын Николай. Дети вспоминают, что отношения их родителей были открытыми, искренними, простыми и доверительными, полными веры и любви друг к другу и Богу. Матушка Наталия взяла на себя семейные хлопоты, полностью посвятила себя заботе о муже и детях. И не только о них: по праздникам в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, где служил отец Георгий, накрывали столы с угощением и собирали гостей. Дух радости и умиротворения, исходящий от батюшки и его супруги, передавался всем, кому довелось с ними общаться. А отец Георгий и матушка Наталия Бреевы, глядя друг на друга, говорили: «Какое счастье, что Господь дал нам эту жизнь!»
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен