Наряду с важными делами по собиранию Руси, Иоанн неутомимо старался также об украшении своего стольного города Москвы и, в этом отношении, шел совершенно по стопам своего прапрадеда Иоанна Калиты. При Иоанне III Москва из деревянной стала белокаменной.
В деле этом, конечно, важнейшей заботой великого князя было попечение о Божьем храме, который являлся как бы основным камнем для создания народного государственного единства, о кремлевском соборе Успенья Божией Матери, заложенном при Иоанне Калите ... святым Петром чудотворцем, в нем и погребенным. Храм этот от времени и многих пожаров сильно обветшал и грозил падением. И вот в 1471 году ... митрополит Филипп заложил сооружение нового каменного собора...
К весне 1474 года, церковь … уже ... вывели до сводов, которые оставалось только замкнуть, чтобы на них соорудить большую среднюю главу, как вдруг, 20 мая, в час солнечного заката, храм внезапно разрушился…
Причиной такого несчастия ... послужило плохое искусство мастеров, так как старый способ постройки каменных храмов, коим была так знаменита Русь одиннадцатого и двенадцатого веков, был совершенно забыт в это время. Вместе с глубокой скорбию о разрушении храма, весь Московский народ видел преславное чудо… в том обстоятельстве, что при разрушении церкви никто из людей не пал жертвою этого несчастия...
Чтобы начать вновь строить церковь, великий князь послал было за Псковскими мастерами, славившимися своим искусством, но когда они отказались от столь ответственной работы, то он решил отправить ... посла в Италию, в город Венецию, и выбрал Семена Толбузина.
Семен Толбузин, первый из Русских, отправленный послом к иноземному государю, успешно выполнил свое поручение и в 1475 году возвратился в Москву, привезя славного мастера… Родольфа Фиораванти, прозванного ... Аристотелем, по имени знаменитого Греческого ученого мужа — воспитателя великого царя Александра Македонского.
Правитель Венеции никак не хотел отпускать от себя Аристотеля… и только после многих просьб, в знак особой дружбы к Иоанну, разрешил ему ехать в Москву, за жалованье 10 рублей в месяц, цену по тому времени огромную. Помимо знания строительного искусства, Аристотель мог также отлично лить колокола и пушки и стрелять из последних.
Подробно осмотрев разрушенный храм, он похвалил гладкость сооружения, но похулил известь ..., да и камень, сказал, что не тверд.
Аристотель решил все сломать до основания, чтобы начать строить из кирпича.
На четвертое лето, в 1478 году, славная постройка была окончена вчерне, а совсем в 1479 году, а 12 августа торжественно освящена митрополитом Геронтием.
Радость в этот день всего города Москвы была неописуема. Великий князь повелел раздать милостыню на весь город всем нищим, а духовенство с боярами угостил знатным обедом.
В 1482 году, Успенский собор был украшен иконописью — мастерами иконниками: Дионисием, попом Тимофеем, Ярцем и Конною...
Сооружением заново соборного храма было положено только начало новому устройству города, причем великий князь имел немало забот и трудов по вызову мастеров из Италии, где в это время был полный расцвет, так называемой «Поры возрождения наук и искусств», чему очень сильно способствовали Греки, которые, после взятия Царьграда Турками, во множестве поселились в Италии и пробудили в среде ее образованных жителей любовь к изучению Греческого языка, а вместе с тем и всех памятников древней Греческой жизни, среди коих было много образцов высокого искусства. Правители городов и сами папы Римские стали ревностно изучать древнеязыческое искусство; скоро в Италии появились замечательные живописцы, ваятели из камня и искусные зодчие, украсившие ее города знаменитыми и поныне храмами, зданиями, картинами и статуями.
Вследствие отдаленности Москвы от других государств, а главное вследствие враждебности наших соседей — Поляков и Немцев, не желавших к нам пропускать нужных людей, проходили годы, пока в Москве стали появляться эти очень желанные и необходимые Итальянские художники. В ожидании их, Иоанн воспользовался искусством Псковских мастеров и в 1484 году приказал построить новый каменный дворцовый храм Богоявления, а митрополит в том же году — церковь Ризоположения.
В 1485 году, прибывшими первыми после Аристотеля Итальянцами — Мастерами Антонием и Марком Фрязиными стали сооружаться новые кремлевские стены, постройка которых с башнями или стрельницами и тайниками (подземными ходами) продолжалась до 1495 года; в самом кремле за это время было сооружено несколько храмов, в том числе разобраны старые и заложены новые каменные церкви первоначальной постройки Иоанна Калиты...
Вместе с тем, великий князь решил выстроить для себя в кремле каменные палаты на месте деревянных. Сооружение их началось одновременно с перестройкой Благовещенской церкви мастерами Марком и Петром-Антонием Фрязиными, которые в 1491 году построили большую палату, названную Грановитой, по случаю отделки ее наружных стен по Итальянски — гранями.
Постройка же остальных дворцовых палат затянулась надолго и окончилась уже при преемниках Иоанна.
Достойно особого замечания, что Фрязове-Итальянцы, устраивавшие каменную Москву и ее сердце кремль, бывшие учениками великих мастеров Итальянской блестящей «Поры возрождения наук и искусств», придя со своими большими научными знаниями в деревенскую и деревянную Москву, тем не менее возводили в ней все новые каменные сооружения отнюдь не по Итальянским, а по старо-Русским образцам и заветам.
Даже Грановитая палата, отделанная по Итальянскому способу гранями, была только частью Государева помещения, состоявшего по старому Русскому обычаю из ряда палат и помещений, соединенных между собой сенями и переходами. Таким образом, пригласив Итальянских мастеров, чтобы воспользоваться их знаниями и искусством в строительстве, или как говорят ныне — их техническими знаниями, Московская Русь во главе со своим великим князем Иоанном Васильевичем крепко и во всем держалась своего ума и обычая, и вовсе не желала отворять широко двери таким нововведениям, которые могли бы изменить коренные черты ее старинных вкусов и укладов.
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение