Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

«Радость в жизни христианина». Светлый вечер с прот. Александром Лыковам

«Радость в жизни христианина». Светлый вечер с прот. Александром Лыковам



прот. Александр Лыков

У нас в гостях был клирик храма Преображения Господня в Жуковском протоиерей Александр Лыков.

В период Святок мы говорили о том, какие смыслы заключены в церковных праздниках, и что может наполнить радостью жизнь верующего человека.

Ведущие: Алексей Пичугин, Марина Борисова


А.Пичугин

- Здравствуйте, дорогие слушатели! 

«Светлый вечер» на светлом радио. Здесь, в этой студии, приветствуем вас мы – я, Алексей Пичугин… 

М.Борисова

- … Марина Борисова. 

А.Пичугин

- И у нас в гостях – мы рады вам представить нашего дорогого друга нашей радиостанции, человека, который у нас периодически бывает в программах – протоиерея Александра Лыкова, клирика храма Преображения Господня в Жуковском. Отче, здравствуйте! 

О.Александр

-  Добрый вечер! Добрый вечер! 

М.Борисова

- Батюшка, вот… поскольку мы находимся в счастливом периоде Святок – мы отпраздновали праздник великий Рождества Христова, перед этим многие отпраздновали Новый год, и нам ещё предстоит ещё целая большая череда всевозможных праздников, естественно – мы хотим радоваться!  

Но тут возникает иногда какой-то внутренний диссонанс. Грехам и всевозможным проблемам посвящены километры всевозможных рассуждений… 

О.Александр

- Да. 

М.Борисова

- А вот, по поводу радости – как с ней быть, какая – правильная, какая – не правильная, как к ней прийти – об этом мало говорится. 

Поэтому, каждый раз, в преддверии Нового года и Рождества у многих православных христиан, которые ходят в церковь регулярно, возникают некоторые внутренние недоумения. Ну, как – будет Новый год, а тут у нас, буквально на днях, после этого начнётся строгий пост перед Рождеством, а мы будем тут радоваться какой-то «неправильной» светской радостью… Вот, бывает радость «правильная» и «неправильная»? 

О.Александр

- Ну, знаете, я вот склоняюсь к тому, чтобы вообще не делить... вот… Границы, наверное, нужны, в определённых случаях – мы их проводим иногда между людьми, иногда это… ну… не всегда хорошо, но это иногда – вынужденные меры. 

Ну, вот, я, будучи пограничником – я службу служил на границе срочную, 1986-88 год, это ещё было советское время. Это был такой период – на грани, на стыке. Потому, что я увольнялся в совершенно замечательное время из армии – это был 1988 год, 1000-летие Крещения Руси, и такой подъём, и… вот… и меня, и других молодых людей просто… ну… можно сказать – внесло вот в этот поток жажды церковной жизни! 

И вот, я имел возможность бывать на линии Границы. Мы редко там бывали, мы осматривали столбы у финнов – они были пластиковые. А у нас они были – деревянные, и их тыкали шомполом от пистолета, и смотрели – как там оно… это дерево… себя чувствует. 

Так вот, вы знаете ли, меня вот… А тогда  ведь Советский Союз был совершенно закрыт. И я помню вот этот образ птиц, перелетающих с финской территории на нашу, с нашей – на финскую. Ну, животные там не ходили, потому, что  там у финнов такой небольшой заборчик сделан – там никакой, конечно, колючей проволоки, ничего – просто от скота сделан заборчик. Потому, что тут же начинались хутора, и мы видели, как там, если летом, то фермеры работают, зимой там – какие-то… эти… тракторишки там чистят снег… И вот, знаете, у меня… я не мог предположить, что вот в ближайшее время откроются границы, и я, скажем… как и многие другие, получат возможность вот так вот… ну… беспрепятственно куда-то выбираться. 

И поэтому, вот эта проблема границ – она, можно сказать, мною лично вот так пережита, и поэтому я… как сказать… границы не очень люблю! И поэтому, я стараюсь вот… 

Когда уже я потихонечку пришёл – так я, вкрадчиво, входил в духовную жизнь, очень постепенно я входил в Церковь, присматривался к ней долго ( я имею в виду – церковную жизнь ), и я, как-то вот, склоняюсь к тому, чтобы не проводить границ между светской радостью и духовной, между жизнью духовной и жизнью светской. Потому, что мы… всё-таки, Господь ждёт от нас целостного отношения к жизни. И к Богу, и к человеку, и к внутреннему. 

Вот, мы, обычно, постами совершаем Таинство Соборования, где неоднократно говорится о том, что и дух, и душа, и тело призваны в человеке быть – в единстве. И поэтому, радость, как, собственно, неотъемлемая часть нашей жизни – она тоже… ну, как… призвана, во всяком случае ( я избегаю слова «должна» ), потому, что всё время, часто нам говорят, что «ты должен… должен… должен…», а, всё-таки, мне больше нравится вот это слово – «призван» – потому, что призвание оставляет какой-то вот такой момент свободы человеку. То есть, ты – призван, но ты можешь и не откликнуться на призвание, а можешь – откликнуться. А вот «ты – должен» – это, как бы, нет у тебя никаких шансов… 

И вот, эта возможность радоваться, не проводя границ таких – наверное, это… ну… вот такая возможность, данная человеку. Я думаю, что это – дар, данный Богом человеку, но человек, к сожалению – мы знаем Библейскую историю, и наши истории – человек с дарами Господа поступает не всегда… ну… мягко говоря… осмотрительно… ну… лучше сказать – бережно, и поэтому начинает как-то вот их… как сказать… присваивать себе. И вот отсюда, мне кажется, рождается вот это деление радости на вот эту светскую и духовную. 

И поэтому, я сам стараюсь стремиться к тому, чтобы, всё-таки, граница эта – она как-то постепенно проходила, и мы бы просто радовались. Просто радовались. 

М.Борисова

- Но в случае с Новым годом и Рождеством, логика, мне кажется, скорее, немножко иная. 

Вот, один мой знакомый батюшка говорил, что он очень любит рок-музыку и Великим Постом никогда её не слушает, воздерживается от излишнего удовольствия. Ну, уж когда приходит Пасха, тут уже всё – сначала на Литургию, а потом можно уже и любимых рокеров послушать. 

И тут, скорее, по логике… знаете старый советский, достаточно популярный,  фильм «Служебный роман»? Там, в конторе, где всё происходит, хотят поздравить какого-то юбиляра и покупают огромную чугунную лошадь. И пытаются её спрятать. А когда спрашивают, зачем её прятать, ответ совершенно идеально подходит к ситуации: «Чтобы юбиляр раньше времени не увидел и раньше времени – не обрадовался!» 

И мне кажется, что вот это вот стремление некоторых людей игнорировать Новогодние праздники – потому, что они готовятся к Рождеству – это стремление донести… вот… всю радость нерасплёсканною – туда, к главному. 

О.Александр

- До Рождества. 

М.Борисова

- Да, да… 

А.Пичугин

- Только, тут возникает вопрос: всегда ли на Рождество сохраняется у людей эта радость?   Ну, то есть – мы всё время говорим «радость, радость, радость…»     Мне иногда, порой, кажется, что слово «радость»… в русском языке мы привыкли словом «радость» обозначать сразу несколько состояний – душевную, духовную… 

М.Борисова

- Ну, как и словом «любовь»! 

А.Пичугин

- Да, безусловно! Кстати, где-то даже «любовь» и «радость», на каком-то уровне, в нашем сознании будут пересекаться. Во-первых. 

С другой стороны, когда мы говорим о радости Новогоднего праздника и о радости праздника Рождества, наверное, внутри нас может быть какое-то одинаковое чувство. Но, в целом, в целом, в целом… если человек радостен всегда, мне кажется, ему… в общем… всё равно, как и что… 

О.Александр

- Тут, я думаю… знаете,  дело может заключаться в чём: что, видите, аудитория радио «Вера» – она очень обширна. Я знаю, что слушают люди даже, может быть, и неверующие, присматривающиеся. Вот. И поэтому ведь, мы-то как-то вот… ну… так вот, подспудно… как-то, наверное, более… это наша, наверное, ошибка тоже такая – что мы более ориентированы на людей, всё-таки, сочувствующих вере, или верующих людей, церковных, и поэтому мы, получается, говорим на одном языке. 

То есть, понятно, что радость новогодняя и радость рождественская – это разные радости. Ну, это как вот радость приехавшей маме, и радость – приехавшей тёще, и – приехавшей жене. И это… ну, как сказать… всех люблю! И – приехавший ребёнок. Сейчас вот у меня две девочки – выпорхнули уже, практически, из гнезда. Сейчас они живут и учатся в Москве, видимся мы не так часто, и, конечно, всегда это тоже – радость. Но эта радость – она очень разная!  

И вот… тут я немножко даже… не ущипну, а как-то я немножко так, бережно… может быть… возьму за локоточек светского человека,  и скажу, что вот та радость, которую люди нецерковные испытывают – она… ну… наверное… не то, чтобы она не полна,  но хотелось бы их пригласить вот в эту полноту радости, когда, действительно, в празднике соединяется сразу вот таких вот несколько лучей – как вот… знаете… подобно прожектору. 

Тут и радость чисто человеческая, такая, душевная радость. Это – радость и телесная об окончании поста. И – радость духовная – потому, что мы понимаем, что когда Господь пришёл в наш мир, пришёл очень тихо, кротко… вот, недавно мне попалась картина Брейгеля-старшего «Рождество» – там совершенно удивительный… и вот, вы знаете, ничего не изменилось.  

Там сюжет: Божия Матерь, Младенец, в окно заглядывают пастухи, а там вот – от зрителя с левой стороны – идёт гуляние! Там какие-то карусели, там… мелкие у него такие детали – какие-то лошадки скачут, видно, что люди танцуют… то есть, вот это… Он так здорово передал вот эту атмосферу – и вот этой Рождественской тайной тишины, и радости Божией Матери, волхвов, пастухов, ангелов – это вот одна радость, и тоже – радость людей, которые радуются, веселятся – они там бьют в барабаны, дуют в какие-то трубы, ну вот… 

А.Пичугин

- А можно просто предложить слушателям загуглить – кто не видел – картину, и посмотреть. 

О.Александр

- Да, да-да! Посмотреть, да! Совершенно есть замечательные такие вот… образы. 

И вот, хотелось бы – чтобы не уйти от мысли – пригласить людей, может быть, ещё не вполне церковных, присматривающихся к Церкви, к полноте радости, которая, действительно, возможна только в Боге. Потому, что, ну… вот… 

М.Борисова

- Ну, вот, опять – видите, как? Мы разговариваем с Вами, понимая друг друга, и рассчитывая, что и наши слушатели тоже с нами на одной волне, внутренне, находятся.  

Но, ведь, если, как Вы говорите, нас могут слушать люди, которые ещё только присматриваются, они могут задать вопрос: «Вот, вы говорите «полнота радости», «полнота радости»… Если я пошёл на предновогоднюю распродажу и купил по дешёвке какой-нибудь супер-новый смартфон, я испытываю радость?... 

О.Александр

- Конечно. 

М.Борисова

- … И объясните мне тогда, в чём разница между той радостью, о которой Вы сейчас говорите, и той, которую я испытал, купив этот смартфон?» 

О.Александр

- Я попробую, знаете… Ну, со смартфоном – не знаю… сейчас вот, видите… ну… их стало много. А вот я жил в то время, когда гаджеты были редки, редки… 

А.Пичугин

- Когда дефицит «выбросили» – вот она и радость! 

О.Александр

- Да. И вот, я помню, мечтал о катушечном магнитофоне большом. Потому, что я знал, что он хорошо снимает звук, что это не кассетник какой-то – это катушки… там, BASF-овские были эти катушки… 

И я помню, как мы с папой откладывали какую-то денежку, и поехали, по-моему, в ГУМ или в ЦУМ – и купили этот катушечный магнитофон. 

И вот, вы знаете, мне этой радости хватило, наверное, на 2-3 дня. Я, действительно, практически, с утра до вечера, если время позволяло мне, слушал, а потом… вы знаете…  Это было очень давно, я даже не знаю, когда – может быть, после армии это случилось… или до армии… не помню сейчас уже, когда это было, но я помню, что он – просто занял место на шкафу, и я к нему обращался, но уже… как сказать… эта радость – она была удовлетворена, и… понимаете… хочется ещё ведь чего-то, и – ещё чего-то! 

А вот эти Праздники, которые мы с вами совершаем – Рождественские праздники, Крещенские праздники – там, на самом деле, вот этот материальный носитель – он… ну, практически… не то, чтобы… я, наверное, неправильно скажу, если он сведён к нулю. Потому, что понятно, что Крещение – это вода вот будет, Рождество – это для детей Ёлка… 

М.Борисова

- Подарки! 

О.Александр

- … подарки, безусловно, конечно! Это я оговорился, я немножко отступаю и говорю о том, что – да, конечно есть тоже…   

Но вот есть нечто такое, что... действительно… оно не зависит… ну, как сказать… от удовлетворения наших желаний. Потому, что когда желание удовлетворено – уже ты… как-то… ставишь такую некую «галочку», и стремишься к другому желанию. А тут – ты понимаешь… ну, вот… что желать? 

Я понимаю, что, когда ты вошёл в праздник Рождества Христова… вот, я… ну, наверное, я уже становлюсь с каждым годом чуть-чуть постарше, и уже, наверное, то, что я когда-то желал прежде – вот этой радости праздника, каких-то фейерверков, там… общения, шумной компании – вы знаете, как-то у меня уже, наверное, акценты немножко меняются. И вот, в силу того, что мы живём в очень такое время непростое, и, не зная, что там впереди нас ожидает, я вижу, как люди бывают подозрительны, встречаюсь с какой-то недоброжелательностью, там… ещё с чем-то… и поэтому  мне бы хотелось, чтобы люди стали в свете Праздника как-то добрее, внимательнее… вот, есть такое слово, которое я очень люблю – предупредительнее друг по отношению к другу. 

И мне вот приходится ездить где-то тоже и общественным транспортом, и вот как приятно, когда там – дверь придержат, когда человек не летит сквозь вот эти двери стеклянные в метро, в электричке. И вот, когда это встречаешь, то на сердце делается хорошо. 

А бывает, что когда ты сталкиваешься вот с этим хамством  каким-то, с грубостью,  и ты вот весь съёживаешься, и как-то вот… да?  И я думаю, что и Господь – вот так же, Он очень Себя чувствует ранимо. 

Когда-то, я помню, было чтение такое, когда в Евангелии от Лука, по-моему… это было-то давно… но оно на меня произвело сильное впечатление. Подошли к Господу фарисеи и иродиане, и просили у Него знамения какого-то: «Дай нам знамение!» И вот, евангелист… это был не евангелист Лука, а евангелист Марк, который очень любит вот такие детали, и он говорит: «Господь вздохнул…»  Вздохнув, Господь сказал – не просто сказал, а Он вот так сделал: «О-о…» – и вот, Он дальше говорит о том, что – да, будет знамение, Он три дня и три ночи будет во гробе и… вот этот вот вздох Господа – это так же и мы, когда сталкиваемся с какой-то грубостью, с хамством в этом мире.  Ну, иногда мы не можем ничего противопоставить, кроме вот этого вздоха. И поэтому, конечно, в свете Праздников таких светлых, очень хотелось бы, чтобы они, в первую очередь, наверное, как раз вот – обогрели, произвели какое-то впечатление на людей, которые, как раз вот, к сожалению, склонны, в силу, наверное, многих причин – усталости какой-то, нестроений в семейной жизни, может быть, отсутствия какой-то удовлетворённости своей работой, или зарплатой, или ещё что – ну, причин очень много – действительно, это вполне объективные причины – когда человек только в материальном мире живёт, когда всё это летит вверх тормашками, то человеку не на что, действительно, обратить… ну, как сказать… он не может поднять глаза к Небу и  как-то отвлечься от своих вот этих вот… мрачных мыслей. 

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА» 

А.Пичугин

- Протоиерей Александр Лыков, клирик храма Преображения Господня в Жуковском, сегодня в программе «Светлый вечер» на светлом радио. 

Отец Александр, у Вас – огромный опыт пастырско… терпеть не могу эти словечки-штампы нашего недавнего прошлого… общественной работы.  Но, действительно – у Вас огромный опыт общения с нецерковными людьми, которые, так или иначе, при всех Ваших активностях, к Вам приходили, в Ваш храм приходили. Есть ли рецепты, или, может быть, какие-то советы Ваши, как сделать праздники – ну, наши… такие… большие Праздники, когда мы, действительно, в церквях обретаем огромное количество людей, которые в иное время туда не заходят – Рождество, Крещение, Пасха – может быть… нет, не в Богослужебном смысле, конечно, в Богослужебном – всё понятно, но в плане общения – эти Праздники интересными и притягательными для тех, кто в иное время-то церковный порог не переступит? 

О.Александр

- Да… ну, Вы так спрашиваете, как будто мне уже 90 лет! Я очень молод, так я считаю… 

А.Пичугин

- Ну, мы это знаем! 

О.Александр

- И поэтому, говорить об огромном опыте – я здесь всегда очень смущаюсь. Потому, что, конечно… ну, вот… знаете, сколько я себя помню… ну, в Детский сад я не ходил, там получилось, что там очередь у нас была такая огромная, и я начал как-то сразу со школы. И  как-то вот… ну… видимо, тут даже не моя заслуга – это, скорее, генетически мне передалось от родителей – у меня очень подвижные  внутренне родители. Папа – он, правда, был поспокойнее немножко, чем мама. А мама – очень такая она… импульсивная, она имела замечательный голос, она пела, она знала арии из опер, знала романсы. А папочка, несмотря на то, что он – технарь, всю жизнь проработал в тяжёлом машиностроении, он – очень такой… ну, я думаю, он – поэтически одарённый человек. Он никогда, конечно, никуда это всё… там…  Ну, он пытался один раз, но ему сказали, что это всё не то, – там, видимо,  надо, всё-таки, какое-то… чтоб была рука – но он, сколько я себя помню, он всё время писал стихи. Он всегда писал посвящения на Дни рождения, писал стихи с акростихом, писал стихи в разных, вот этих вот, стилях, и он, вот, я как помню, очень активно общался с людьми. Даже мама его ревновала – это, может быть, не плотская была ревность, а то, что папа – много времени проводит с людьми, а маме, может быть, внимания не хватало. Вот, как-то особенно мы это замечали в отпусках, и, когда уже мама была вынуждена нас укладывать, маленькими, а папа – продолжал общение где-нибудь там… как это называется – перед домом… на лужайке там где-то. Вот. И у них на этой почве возникали семейные ссоры. Иногда мама даже готовила чашку воды холодной – и плескала на папу, молча. Это было такое наказание, значит, за то, что он… вот… поздно так задержался в общении.  

И поэтому, для меня всегда общение, вы знаете, с разного рода людьми – вот и мы, у нас сегодня тема «радость» такая – оно всегда для меня составляет такую вот, радостотворную, часть. И поэтому, собственно… я думаю, что – вот, весь секрет в этом. Что мне – интересен человек. 

Я даже когда… ну, вот… мне доводилось бывать за границей, там… ещё что-то такое… Я, конечно, понимаю, там – ну, посмотришь путеводители, здания, там, всё… но я гораздо больше ценил возможность побывать дома где-то.  

Вот, мы как-то были на греческом островке небольшом, и там какая-то была компания, и они, там… честно говоря, выпивали – люди такие были, и у них была открыта дверь, а мы – по-моему, я и ещё один священник – просто прогуливались.  Там – небольшой остров, очень красивый и интересный такой – улочки такие, узенькие…  И… дверь была открыта, и я заглянул – там много народу было, там накурено очень сильно было… я был в штатском, и они: «О!..» – там, что-то… ну, как у нас, у русских, я так понял: «Заходите, заходите!» – ну, и я из любопытства зашёл. Сразу нам налили напиток какой-то противный, но… я посмотрел обстановку – всё такое маленькое, вот… и мне было интересно, как у них устроен быт, как они общаются, эти люди – и вот, мы попали в такую компанию, не очень, может быть… Но я, вот видите – прошло много лет  уже с тех пор, и, как-то вот… я вынес радость общения с ними. Мы им тоже что-то сказали, сказали, что мы – из России, что мы – верующие люди, что приехали сюда – вот, у нас паломническая поездка такая. Они: «О… о!» – вот так вот… 

М.Борисова

- То есть, насколько я поняла… 

О.Александр

- Вот, это мой секрет… ну… тут нету, собственно, секрета никакого… 

М.Борисова

- Насколько я поняла, мы… такие… «бациллоносители» – мы передаём друг другу радость в общении, как некую «бациллу». 

О.Александр

- Видимо, да. 

М.Борисова

- Но, может быть, не только вот радость – встретиться с какими-то людьми, заряжающими тебя радостью, но, может быть, как-то ещё… в каких-то собственных поступках и делах можно найти этот источник? 

Я помню один из самых радостных Новых годов, ещё до того, как я пришла в Церковь. В нашей компании был один очень хороший человек, но очень несчастный потому, что был болен алкоголизмом. И вот, в какой-то момент, он набрался мужества и решил покончить с этим пагубным пристрастием. 

И мы, зная об этом, праздновали Новый год у него дома, и все гости, которые собрались – а были мы людьми молодыми и, в общем, нам хотелось бурно повеселиться – но мы мужественно пили компот. Причём, он, собственно, не настаивал на этом, но мы решили, что… 

О.Александр

- Поддержать его таким образом. 

М.Борисова

- Да, что нехорошо будет, если мы тут, на глазах у него, будем чокаться чем-то, даже шампанским. Поэтому, мы мужественно пили компот. 

И до сих пор я вспоминаю с большой радостью об этом празднике, потому, что он – помимо того, что это был праздник, в нём было что-то ещё. Может быть, радость… вот… где-то вот в таких вещах? 

О.Александр

- Можно я Вас спрошу, в свою очередь: а Вы тогда не были ещё в Церкви? Не были церковным человеком? 

М.Борисова

- Нет, ещё не была. 

О.Александр

- Да, вот… Вы знаете, Вы удивительный дали пример такой – вроде, простой, а на самом деле – для меня это удивительно. То, что вот мы немножко вначале говорили о посте… и, по сути дела, ваша компания, будучи нецерковными людьми, далёкими от каких-то… но вы совершили, таким образом, самый настоящий христианский пост – ради вот этого брата. Ну, вы тогда его не называли, может быть, братом – ради друга.  

И вот мы всё время думаем… вот, у нас такая тема – светской жизни, духовной… 

А.Пичугин

- Тоже ведь граница получается! 

О.Александр

- О чём я и говорю, да! Но вот удивительно то, что на каких-то уровнях, всё равно, в какой-то момент эти границы преодолеваются – и вот, причём, они преодолеваются не верующими людьми, церковными людьми… 

А.Пичугин

- Они очень часто… простите, что Вас перебиваю… очень часто они, как раз, и показывают нам пример. Потому, что, по опыту общения, у меня большинство друзей – люди нецерковные, наверное.   И, глядя на них, я понимаю, что… они-то границ не строят никаких: вот, здесь – христиане, здесь – верующие, здесь – неверующие, мусульмане, здесь – буддисты…   Они на всех смотрят одинаково абсолютно,  и помогают друг другу переживать за кого-то, радоваться вместе…   

Это мы часто на себя надеваем какую-то чёрную одежду, и говорим, что – всё, нет: вот здесь – мы будем плакать, здесь – мы будем радоваться, и жизнь – по расписанию. 

О.Александр

- То есть, мы закрываемся, таким образом, от мира… как бы… да… 

А.Пичугин

- Мне кажется, да… ну, не все, конечно! 

О.Александр

- … пытаясь сохранить внутренний мир свой какой-то, внутреннюю тишину, мы, получается, как-то отгораживаемся от мира. Да. 

Мы сейчас с детьми читаем такое… правда, не каждый день… Николая Семёныча Лескова: «Повесть о Фёдоре-христианине и Абраме-жидовине». И вот как… там это… очень такое… я его не первый раз читаю, и я всё время плачу.  Когда сам читаю, я никогда не сентиментальничаю, а вот когда я кому-то читаю – вот, детям сейчас читаю – я как-то… ну… мне кажется, что я – ими, как бы… их ушами слушаю, их сердцами воспринимаю, и…   

Вот, мне очень нравится эта повесть, и она – очень актуальна. Потому, что, действительно, такая ситуация, что  когда там гонимы были христиане и иудеи от язычников, и как-то… у них не было проблем никаких – они играли, мальчики, родители их – общались, а потом начинается вот эта история с вот этими границами, и уже вот эта радость общения друг с другом – она куда-то девается, теряется…  

И вот, в общем, мы… собственно… потеряв её, наверное, мы всё-таки призваны… ну… как-то… в течение жизни её находить, обретать снова и снова. Потому, что, на самом деле, во Христе мы все встречаемся. Как ни странно, там не только верующие встречаемся… но потому, что ведь апостол Павел – он же не просто так сказал, что во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, ни мужеского пола, ни женского, но – новая тварь. То есть, новый человек, который, собственно, и призван, действительно – в хорошем смысле – быть открытым всему миру. 

Тут замечательная… вот, сейчас я как-то её по особому услышал, хотя очень много лет я произношу сам, и слышу вот это окончание ектеньи… но я просто на ней никогда не концентрировался, что «сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим». А «друг друга» – это не только имеется в виду… как вот Алексей сейчас сказал о своих друзьях, нецерковных людях, которые, действительно…  Это вот… в Писании, на самом деле,  огромное количество… даже в Ветхом Завете… особенно у Пророков… вот, у Исайи-пророка, где он говорит – о всех народах, не только о иудеях. 

А.Пичугин

- Сейчас у нас – перерыв небольшой, буквально, минута. И единственное, что хочу вспомнить – фрагмент такого большого-большого, многостраничного, стихотворения Бродского «От окраины – к центру». Там есть такие строчки, про которые сейчас, как раз, собственно, отец Александр и говорил: 

«Значит, нету разлук. 

Существует громадная Встреча. 

Значит, кто-то нас вдруг  

В темноте, обнимает за плечи.  

И полны темноты,  

И полны темноты и покоя, 

Мы все вместе стоим 

Над холодной, блестящей рекою». 

Но тут «темнота и покой» – они немножко в другом смысле, но… значит, нету разлук – существует громадная Встреча! 

О.Александр

- Да. 

А.Пичугин

- Протоиерей Александр Лыков, клирик храма Преображения Господня в Жуковском, здесь, в программе «Светлый вечер». Моя коллега Марина Борисова и я, Алексей Пичугин. Через минуту – вернёмся. 

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА» 

А.Пичугин

- Возвращаемся в студию светлого радио. 

Напомним, что сегодня здесь – моя коллега Марина Борисова, я – Алексей Пичугин и протоиерей Александр Лыков, клирик храма Преображения Господня в Жуковском. 

О.Александр

- Добрый вечер, добрый вечер! 

А.Пичугин

- Ещё раз, добрый вечер, да… 

О.Александр

- И… кто-то сейчас присоединился, поэтому – можно поздравить с Новым годом и Рождеством Христовым! 

А.Пичугин

- Со Святками! 

О.Александр

- Со Святками, да! 

М.Борисова

- Отец Александр, вот, Лёша уже упоминал об ощущениях людей, которые нечасто бывают в православных храмах, приходят на большие Праздники. И вот, в связи с этим, очень… к сожалению, часто приходится от таких людей слышать о том, что очень мало радостных лиц.  

Когда я первый раз это услышала, я как-то себя ущипнула на Пасху – и оглянулась вокруг ( обычно, стоишь как-то – погружён в свои внутренние чувства ). И, действительно, лица – сосредоточенные, лица, устремлённые куда-то вглубь себя – очень разные выражения, но вот людей с такой какой-то счастливой… со счастливым выражением лица – очень мало.  

И я вспомнила, что люди моего поколения… мне посчастливилось прийти к вере и принять крещение в начале 80-х годов, и тогда взрослые люди приходили, обычно, к вере – это был такой индивидуальный, личный путь. То есть, это для каждого было некое очень личное событие, личный выбор – поэтому это всё очень остро и глубоко переживалось. И когда мне доводится сейчас с людьми, которые тогда вот были моими друзьями, встречаться и разговаривать, многие вспоминают чувство потрясающей… вот как… по-другому не скажешь – щенячьей радости, которая охватывала нас, когда мы входили в церковную ограду, начинали учиться церковной жизни, и вдруг – попадали в детство! Но это детство было – гораздо вкуснее настоящего, потому, что в настоящем детстве – ты просто живёшь и живёшь. Ну, вроде как, так – положено. А тут – ты взрослый, ты понимаешь всё вот это счастье, вот этот великий подарок. И потом – вот эта вот жизнь Церкви от праздника к празднику… то есть, оказалось, что вся жизнь пронизана праздниками, чего в светской жизни нету, потому, что те государственные праздники, которые к тому времени ещё оставались, они внутренне настолько выхолостились, что кроме Дня Победы и Нового года – ничего, в принципе, и не оставалось. 

А тут вдруг оказалось, что рядом с тобой – вот, буквально, отвори дверь и войди – огромный блистающий мир, и ты – в нём,  и тебе это – вот такой вот подарок на тебя обрушился – конечно, мы были не просто счастливы, мы просто радовались, как дети! 

И сейчас, когда разговариваешь с людьми, которые приходят в храм сейчас – впервые, или… там… начинают ходить – чаще всего, слышишь о каких-то недоумениях: что-то не так, что-то не получилось, не так ответили, не нашёл себе места… И вот эта вот разница восприятия – она чем-то обусловлена… какими-то обстоятельствами непреодолимой силы, или что-то, всё-таки, мы все делаем не так? 

О.Александр

- Вот… я думаю, что в нас, в большей или меньшей степени, наверное, живёт  вот этот страх, который на самом деле – он очень нехороший. 

Потому, что есть понятие «страха Божьего» – ну, этому можно целую передачу посвятить, а есть вот такой страх, который – очень нехороший, когда это страх – что-то сделать не так, что-то вот… в чём-то… 

Я вот просто дам вам такой пример. Я не знаю… ну, наверное, это я… может быть, из педагогических соображений, или пастырских, не правильно сделал,  но это вот было постом Рождественским. И пришла женщина – церковная женщина, пришла и говорит: «Я не хочу поститься. Вот, Вы знаете, я уже давно в Церкви, и я не хочу поститься». И я как-то ей говорю: «И не поститесь!» Она говорит: «Как – не поститься?» Я говорю: «Ну… так. Вот, не поститесь – и всё». «Ну, как же я могу не поститься?» Я говорю: «Ну, вот… будьте сама собой! Не хотите – не поститесь, и всё. Понимаете, в чём штука? Дело в том, что если Вы Господу, действительно, принадлежите, и к Нему стремитесь, Вы, после того, как этот пост нарушите – ну, просто для того, чтобы как-то там снять напряжение некое – Вы, всё равно, – а там ещё оставалось время до окончания поста, – Вы к нему вернётесь. Понимаете? Но Вы приобретёте некий опыт, а опыт – очень важный».  

То, что можно, конечно, делать всю жизнь «от и до», и как-то вот в этом жить, и собственно… ну… я думаю, что есть люди… и это, наверное, зависит от склада человека, которых это вполне устраивает, и они в этом живут, а есть люди такие… ну… как сказать… подвижные, живые люди – они немножко так… как бы… знаете… не вписываются в какие-то вот в эти вот… рамки. И иногда, наверное – конечно, нельзя из этого сделать систему, но надо дать почувствовать человеку, что от этого… вот, мы сегодня говорим о радости… радость – она от этого не убудет, даже если человек, там, в чём-то нарушит – ну, съест ту же колбасу, там… не знаю… но от этого ничего ведь не произойдёт, на самом деле. То есть, мир не рухнет, вера от этого не разрушится, но человек – он, может быть, приобретёт некий опыт, что… 

 Это вот… я вспоминаю из рассказов об Алексее Мечёве, когда там что-то вот… по-моему Александра Добровольского – есть такая книжечка замечательная – и там вот он, как раз, говорит о том, что он однажды что-то такое тоже вот… нарушил пост, и там что-то было связано с червяками с какими-то – в общем, там эти продукты… как-то они… ну, вот… но человек – приобрёл опыт, а это – очень важно. Потому, что когда мы действуем по шаблону, по написанному, не пытаясь как-то вот… ну… всё-таки, как-то вот… прожить какую-то вот – свою жизнь… у Высоцкого есть замечательная песня о колее: «Выбирайтесь своей колеёй»…   

И поэтому, в силу того, что… ну… мы надеемся, что, всё-таки, мы не ограничены мигом каким-то, и у нас есть, всё-таки, некий люфт, возможность какого-то, может быть, эксперимента – вот, попробуйте… вот… взять, и… там, что-то… вот…  И я думаю, что в этом – ничего страшного. 

Люди очень этого боятся. Потому, что боятся, что что-то произойдёт, что Бог накажет, что там… что-то… пойдёт не так… 

А.Пичугин

- Молния ударит. 

О.Александр

- Молния ударит… там… кирпич упадёт, ещё что-то… Такие совпадения бывают, конечно. И вот – люди, которые, кстати говоря, такую… очень негативную служат службу, играют роль… они говорят: «О! Вот! Бог тебя наказал!» 

А.Пичугин

- У меня был знакомый, который имел доступ к нескольким средствам массовой информации – так широко мог вещать свои… ну… как мне сейчас кажется, далеко не всегда канонические взгляды ( причём, не в лучшем смысле этого слова ) – он говорил всегда, и это было любимой его присказкой ко всему: «Нет греха без казни!» Ну, то есть, у него была прямая зависимость: нарушил что-то – получи кирпич на голову. 

И я знаю много людей, которые его слушали, и, действительно, боялись всегда, что – вот, я что-то не то сказал, и мне обязательно сейчас… я не знаю, там… на ногу кто-то наступит. Как минимум. А как максимум – я не знаю… поезд переедет. 

О.Александр

- Вот, Вы знаете, я думаю, что, всё-таки… в лучшие, наверное, времена… ну… даже и не о христианстве я скажу, а в лучшее время… наверное… жизни человеческой, да?.. потому, что мало люди изменились – мы вот Брейгеля вспоминали, и там мало что изменилось, на самом деле – но вот… я думаю, что в лучшие моменты жизни, когда человек вот этот опыт приобретал, этот опыт давал ему возможность… как-то вот… может быть, даже ещё больше полюбить  Господа. И сделать так, чтобы пост из обязанности некоей, из уставной обязанности – он стал бы желанным, он бы полюбился, он бы стал интересен человеку. Потому, что пост – это тоже ведь удивительное такое, творческое время, когда человек может делать ведь массу каких-то хороших вещей, и совершенно… мы понимаем, что постом – мы не лишены радости, но она иного плана, чем вот сейчас – Рождество и Новый год, как мы говорим, а впереди – Крещение… святки – такой дивный период! 

Но и пост – мы же если разгнём эти книги Богослужебные, мы не увидим… то есть, церковь никогда не знала… я думаю, вот, опять же – в лучших своих представителях, которые, собственно, и дали нам эти замечательные песнопения и книги… Была вот, я помню, в декабре память Иоанна Дамаскина – и тоже вот, совершенно удивительный человек, но сколько… «О Тебе радуется, – как в старой редакции, – Обрадованная, всякая тварь!» – ну, а в нашей редакции «Благодатная». «О Тебе радуется, Обрадованная…» – два раза… «…Обрадованная, всякая тварь!» 

Ну… поэтому, вот как-то вот… дать людям возможность… ну, вот… которые загрустили как-то немножко, знаете… приуныли – я имею в виду уже церковных людей – как-то дать им, может быть… немножко так вот… «пошалить»?  Иногда, когда мы детям даём возможность, чтобы их… не натягивать…  

Хотя, аскетика – она, на самом деле, если мы посмотрим… отцы говорят: «Не натягивай тетиву, потому, что она лопнет, порвётся – что ты будешь делать потом?» То есть, обязательно давать какую-то… это – опыт. 

Я вот, знаете, когда я… сколько уже лет-то… наверное, двадцать пять… бросил курить…  Ну, я никогда не считал, что это прям уж такой страшный грех, просто в какой-то момент я почувствовал, что это мне не к лицу. И это моё оставление курения – оно было совершенно свободным. И поэтому я нормально себя чувствую, там… в курящей компании, и мне, там… У меня было, как раз вот, когда я ещё только вот, видимо, как-то готовил фундамент под это дело… я помню, я давал слово, я записывал на бумажке, что «с сегодняшнего дня я, Лыков Александр…»  В общем, каким-то образом, таким вот причудливым, я со своей совестью входил в компромисс, и наступал момент такой… вот. А потом наступил момент, когда как-то я решился – и понял, что вот… эту ситуацию я отсекаю. И – всё. 

Я не говорю, что я какой-то герой, просто люди-то не знают, так сказать, извне, что этому предшествовала очень большая внутренняя работа. В том числе, это было связано с моим приходом в Церковь. Хотя, я знаю… простите… там… и курящих священников, и мирян. И в Греции я неоднократно наблюдал картину такую, что… утреннее кафе, и там сидит священник, к рясе, в шапке в этой греческой – пьёт кофе с приятелем, и они курят там как-то – для них ничего в этом нет. У меня ни осуждения, ничего нет, но просто вот я, для себя, вопрос этот – так решил, и мне от этого… знаете… не грустно. Хотя иногда мне снится, что я курю сигару, хотя я их никогда… не помню, чтобы я их пробовал. 

Вот. Ну, вот… как-то… всё должно быть – и это ограничение какое-то – оно, всё-таки, тоже вот… не должно быть механическим. Оно, как-то вот… если уж мы себя ограничиваем… ну… ты – радуйся тогда! А если ты не можешь радоваться, то и нечего ограничиваться, раз ты не научился! 

М.Борисова

- Вхождение в церковную жизнь иногда ставит какие-то более сложные, что ли, или – другого уровня задачи перед человеком. 

Вот, мы, когда росли, все смотрели мультфильм «Бременские музыканты», и помним оттуда слова песенки: «Мы своё призванье не забудем – смех и радость мы приносим людям!» И вот это сочетание «смех и радость» – оно вот… мы привыкли воспринимать, что это – явления одного порядка. 

И вот, мы начинаем входить в  церковную жизнь, прислушиваться к церковным текстам. И, в одной из стихир на Великую Пятницу, на вечерне, мы слышим такие слова: «Ад всесмехливый, видев Тя, ужасеся…» – то есть, у нас получается, что смех связан с адом… 

О.Александр

- Ассоциация такая… да… 

М.Борисова

- А как же тогда… мы привыкли, что смех и радость – это явления одного порядка? А как же тогда вся огромная смеховая культура человечества, которую вот… люди изучают, даже диссертации защищают на эту тему?  

И у нас начинается внутренняя какая-то развилка, мы не можем понять, что хорошо, что – плохо, и где, вообще, нам лично остановиться? 

О.Александр

- Да. Но вот, помните – история с театром? Я вот тоже не так давно… как-то я смотрел Иоанна Златоуста, как раз – его такая, обличительная, речь по отношению к этой Евдоксии, которая там устраивала всякие театральные…  ну, вот, тоже… да. И он обрушивается с ужасной критикой театра, и, собственно, там… и отлучает и от общения церковного, и от Причастия, и всё… и говорит, что «выбирайте тогда – или вы в театре, или вы – в Церкви, потому, что эти вещи – они совершенно несовместимы». 

А если мы возьмём, скажем, современный театр… ну, я беру классический театр… а то мы однажды пошли на какую-то детскую постановку, и, с тех пор, сказали, что больше не пойдём. Там… то ли «Красная Шапочка» была, но там она совершенно какая-то… ну… что-то было совершенно ужасное. Я не буду называть театр этот, но… и с тех пор – мы только в классический!  Очень любим Малый театр – с детьми и с супругой, когда только есть возможность, то вот… стараемся тогда.  

И поэтому… вот, театр Иоанна Златоуста и, скажем, современный театр, который, действительно, может ставить перед человеком… я вот, с удовольствием, тоже смотрю спектакли.  И очень многое, надо сказать, в моей жизни… внутренний мой мир, он, если хороший спектакль, хорошие актёры – это всколыхивает мой мир. Меня… как-то… знаете, вот… немножко растрясает, и вот эту мою какую-то «спрессованность» – разбивает, в хорошем смысле этого слова. Потому, что я тогда становлюсь – гибче, я чувствую… там… ставятся какие-то вопросы передо мной…  

И поэтому, я думаю, что смех – он смеху рознь. Потому, что… мы понимаем… смех, там… над слепым человеком, которому делают подножку, или подкладывают какую-нибудь банановую шкурку, и он падает, и бьётся, у него… там… очки эти тёмные, которые его глаза прикрывают, бьются… и… «Ха-ха-ха!» – им это смешно… и нелепая поза – он ищет палку свою, которая у него выпала из руки – ну, это, конечно… ну… это явно… это демонический смех.  И, конечно, он ничего общего не имеет с той радостью… и, наверное… ну… мы не знаем…  действительно – в Евангелии не говорится о том, но отцы говорят, что Господь не смеялся. Ну… 

А.Пичугин

- Есть несколько лекций – кстати говоря, очень интересных – у разных, совершенно, библеистов, которые, так или иначе, называются… там… «Юмор в Евангелии», «Смех в Евангелии»… 

О.Александр

- Всё-таки… да? Спасибо… 

А.Пичугин

- Из чего люди, всё-таки, делают вывод, причём, очень обоснованный, о том, что у Христа было замечательное чувство юмора. И, на какой язык ты Библию ни переведи, Новый Завет, например… 

О.Александр

- Это чувствуется, всё равно, да? 

А.Пичугин

- … это чувствуется.  Вот эта ирония – она добрая ирония – она, всё равно, сохраняется. И приводятся разные примеры… 

Сейчас мы прервёмся, буквально, на секунду, и можем даже про это поговорить. 

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА» 

А.Пичугин

- Протоиерей Александр Лыков, клирик храма Преображения Господня в Жуковском, здесь, в программе «Светлый вечер» на светлом радио. 

Мы сейчас говорили про юмор в Евангелии… Вот, я даже нашёл несколько цитат, где разные библеисты вспоминают какие-то места в Евангелии, которые, им кажется, очень хорошо подчёркивают, показывают чувство юмора Спасителя. 

Вот, по мнению, например, отца Александра Меня… он говорит, что 70% притч должны были быть произнесены и услышаны с улыбкой, начиная даже с маленького примера, когда Христос говорит: «Ну, ничем им не угодить! Пришёл Иоанн Креститель – ни ест, ни пьёт, живёт в пустыне, говорят – в нём бес! Пришёл Сын Человеческий – ест, пьёт. «Вот, – говорят, – обжора и пьяница». 

О.Александр

- Да, да… 

А.Пичугин

- И вот, если поискать, если… я вот сейчас не вспомню, как называлась эта статья, но, по-моему, даже она предваряла собою целую книгу «Смешное в Библии» или «Смешное  в Евангелии»… сейчас я вот, до конца программы, постараюсь найти и сказать название. 

О.Александр

- Да. Поэтому… опять-таки, мы тут, наверное, можем… едва ли договоримся с человеком, который к смеху… так… скептически относится. Но я думаю, что ведь есть масса примеров… ну, вот, не так давно тоже я Амвросия Оптинского вспоминал, который… вот, о нём почитал, там, что он в детстве очень любил шутку и, собственно, пронёс вот эту шутку, эти… образность такую в мышлении через всю свою жизнь. И когда он стал уже… ну… он, конечно, себя не мнил великим старцем, понятно, но… когда уже действительно он стал таковым, во всяком случае, к нему приходили люди, он всё время находил какие-то такие забавные обороты… 

Я всё время вспоминаю… в лицах, там… я не прочитал это, мне именно вот рассказали этот случай с толстой купчихой, которая пришла к нему за советом. Она вся какая-то такая пышная была женщина, и что-то она у него спрашивала, он говорит: «Ну, а ты будь, как колесо!» – и вот, она так оскорбилась, она вся задышала, у неё ноздри стали раздуваться… вот, она и так вид имеет такой, как… кубышечка такая, а тут: «Будь, как колесо!» – и она очень на него сначала обиделась. А потом он пояснил, что он имел в виду – что ты только касайся краешком обода земли, а остальными частями обода – восходи к Господу, и всё у тебя будет нормально!  Ну, в общем, вот так вот и… по-моему, без юмора вот это… ну, как это можно? А она вот серьёзно это восприняла – чтобы вот… уравнялась с ободом… 

А.Пичугин

- Интересное размышление!  Опять же, возвращаясь к юмору в Евангелии… Валентина Кузнецова – такой известный библеист… 

О.Александр

- Да, да… переводчик, по-моему… да… 

А.Пичугин

- … переводчик, да, которая занимается переводами Библии с 80-х годов ещё, разными, она приводит мнение Сергея Сергеевича Аверинцева, который говорил, что в России – своеобразная культура смеха, и отличается от Западной Европы.  

Вот, по мнению Аверинцева, пространство смеха в русской культуре – оно довольно ограничено и сакрально. По-русски очень сложно даже выговорить «святой пошутил», а вот, например, в английском языке этот оборот абсолютно нормален. 

О.Александр

- Приемлем, да. 

А.Пичугин

- Да. Святой пошутил – а почему нет? 

И вот, когда у Валентины Кузнецовой спросили, есть ли в Новом Завете смешные истории, она приводит тоже примеры. 

Когда Иисус проходил через Иерихон, сборщик податей Закхей залез на дерево, чтобы посмотреть на Него – потому, что был маленького роста и не мог увидеть Иисуса из толпы. А Спаситель, проходя мимо, остановился и сказал: «Закхей, слезай! Я сегодня у тебя должен остановиться». Закхей слезает – и страшно счастлив! Потому, что благочестивый человек никогда не зайдёт в дом грешника, а он – старший сборщик податей, то есть грешник в квадрате и в кубе! И вот ему Иисус говорит с улыбкой: «Закхей, слезай!» 

И вот, по мнению Валентины Кузнецовой, это – очень хороший пример вот такого, доброго, юмора в Евангелии. 

Ну, и дальше… вот… я просто рекомендую нашим слушателям найти заметочку, она на сайте полит.ру опубликована – по-моему, так и называется «Смешное в Библии», Валентина Кузнецова. И там несколько таких примеров приводится, и, мне кажется, даже у неё книга есть целая на эту тему. 

М.Борисова

- Но самая-то главная, мне кажется, – как сейчас говорят, – засада ожидает человека, который входит в церковную жизнь, когда он начинает постоянно, на каждом шагу, слышать цитату из апостола Павла: «Всегда радуйтесь…» 

А.Пичугин

- Ой, да… 

М.Борисова

- И он понимает, что он не может. Ну, никак он не может радоваться – всегда! И вот это вот натужное желание научиться радоваться всегда преследует его довольно долго. 

Вот, можно ли, в принципе, как-то научиться радоваться? Это – реально? Или это вообще от человека не зависит? Ведь очень много ситуаций, когда человек, вроде бы, делает всё правильно – вот, даже, там… правильно, по правилам,  проводит весь Великий Пост. И вот, он подходит иногда к Пасхе, а радости такой вот, которой он хотел… ну… ожидал, что вот сейчас «конфету дадут», будет подарок – он сейчас возрадуется, а он – не возрадовался! 

И вот – как? Зависит это от человека, не зависит? Что это? 

О.Александр

- Вот… Мариночка, я думаю, тут есть какая ситуация… мы понимаем, что есть такое понятие дара, и есть понятие развития, упражнения – ну, эту область мы называем аскетикой. Вот, есть люди, просто… которые не прилагают усилий – ну, вот, как Амвросий – он таким родился человеком, там, или есть святые, которые, собственно… ну… они родились такими – достаточно строгими… ну… вот, как Симеон Столпник, Даниил Столпник – у них явная была предрасположенность к такой… отшельнической жизни. 

Но, всё-таки, думаю, что каждый человек, в какой-то степени, призван в себе вот эти дары, которые в нём не вполне развиты – призван их развивать. 

И здесь вот, как раз… вот, я вспомнил – когда Вы об этом говорили, у меня всплыло два таких момента.  

Детская книжечка такая есть «Поллианна» Элинор Портер, где, собственно вот – девочка рыжеволосая, которая остаётся сиротой, воспитывается у очень строгой тётки – такой вот «постницы» настоящей.  И вот – как она играет в такую игру, которой её научил отец – игру в радость? То есть, она старается из всех ситуаций, даже в которых невозможно радоваться нормальному человеку, она старается найти какие-то моменты радостотворные. Ну, это вот – книжка. 

А, с другой стороны, я вспоминаю, в этом плане, с большой благодарностью святого Паисия Святогорца… он причислен у нас, по-моему, да уже?... 

А.Пичугин

- Да. 

О.Александр

- Да, Паисий Святогорец, который… тоже вот я вспоминаю вот эти диалоги с людьми, которые к нему приходят и говорят: «Геронда, ну как же вот… у меня, там… то-то и то-то…» Он говорит: «Слушай, ну… ты радуйся тому, что с тобой не то-то и не то-то!» И вот, просто человек – он, видимо, опять-таки, из-за склада своего… 

У меня есть родственница, но не буду называть сейчас… У меня девочка учится на психфаке, и делает это с большим удовольствием, старшая, и она как-то вот в этом деле начинает что-то понимать, и она нас уже всех, как тот козлёнок, помните – посчитала, классифицировала… 

А.Пичугин

- … и знает, как вам жить. 

О.Александр

- Да. И… ну… я уж, ладно, скажу – это бабушка, или тёща – первая реакция на любую ситуацию – негативная всегда! Вот, что бы ни произошло! 

Там, хороший урожай: «Куда его девать? Что делать?» Неурожай: «Что же… как же мы будем жить?» Там… пятёрка: «Ну, вот, теперь тебе надо как-то это всё держать, чтобы не оскандалиться…» – вот, всегда какое-то есть такое вот…  И вот… не знаю… но всегда первая реакция – вот такая.  

И я думаю, что все… ну… если мы, конечно, считаем это нужным, но…  вот, я, например – каким-то вещам я, к сожалению, ещё не научился,  но я на них – обратил внимание, я их как-то себе на сердце положил, и я понимаю, что мне это – не дано как-то… то есть, это – не мой дар, но я хочу это в себе развить. И я понимаю, что это – труд. Труд, который… я очень надеюсь, что это – труд благодарный.  

Поэтому, вот… ну… так вот… можно если призвать, что – да, учиться! Учиться, действительно, находить радость! Потому, что, на самом деле, проблема, и, в том числе, и в нашем мире – таком истерзанном злом и грехом, и всякой неправдой – она, как раз, только вот… Кто-то сказал, я не помню… есть такое выражение, что зло – оно идёт от таких – очень серьёзных, как правило, людей, которые о себе не могут помыслить как-то с юмором, снисходительно к себе относиться – к своим, там… дарованиям. 

Вот, поэтому будем как-то – да, стараться учиться радости! 

А.Пичугин

- Спасибо огромное! Мы будем заканчивать программу. 

Напомним, что в гостях  сегодня у нас был протоиерей Александр Лыков, клирик храма Преображения Господня в Жуковском. 

О.Александр

- Да, всего доброго! Всего доброго! С Богом! С Рождеством Христовым и со Святками! И с Новым годом! 

М.Борисова

- Спасибо огромное! Спасибо! 

А.Пичугин

- Марина Борисова, и я, Алексей Пичугин –  прощаемся! 

М.Борисова

- До свидания! 

О.Александр

- Храни вас Господь!  

Радио ВЕРА

Последние записи

Стать добровольцем и помочь жителям Мариуполя

Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви организует поездки волонтёров-ремонтников в город Мариуполь. Там добровольцы…

02.05.2024

«Разговор с подростками о христианских ценностях». Елена Бреднева

У нас в гостях была заместитель директора фонда культурного наследия и образовательных технологий «Медиа просвещение» Елена Бреднева. Мы говорили…

02.05.2024

«Фрески Макарьева Свято-Троицкого монастыря в Калязине». Юлия Ратомская

У нас в гостях была ученый секретарь государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева Юлия Ратомская. Мы говорили об истории фресок…

02.05.2024

Гатчинский Павловский кафедральный Собор. Святая преподобномученица Мария Гатчинская

Есть среди царских резиденций, расположенных в окрестностях Санкт — Петербурга, особенное место — город Гатчина. Все в нем связано…

02.05.2024

«Белые птицы»

Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела,…

02.05.2024

Тайная вечеря – первая Пасха

Тайная вечеря. Леонардо да Винчи. 1495—1498 г. Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую…

02.05.2024

This website uses cookies.