Солнце клонилось к закату. Его вечерние лучи блестели и переливались в волнах Волги, по которым из Нижнего Новгорода в Астрахань плыло большое торговое судно. На борту были не только товары – в особом сундуке на мягкой шёлковой подушке лежал чудотворный образ Спасителя из астраханского Успенского собора. Икона прославилась многими исцелениями и чудесами. Астраханский купец Пётр Семёнович Сапожников, особо почитавший этот образ, заказал к нему у московских мастеров великолепную серебряную ризу с драгоценными камнями. Для этого икону пришлось на время отвезти в Первопрестольную. Теперь она возвращалась домой.
Внезапно налетел ветер, хлынул ливень - поднялась настоящая буря. Волны хлестали зА борт, раскачивая судно. В панике никто не вспомнил о сундучке с иконой. Высокой волной его смыло за борт…
Пропажу обнаружили, только когда буря утихла. Спустили лодку и отправились на поиски. А через несколько часов, возвращаясь обратно ни с чем, и уже не надеясь вернуть чудотворный образ, вдруг увидели заветный сундучок, плавающий прямо возле кормы!
Петр Семёнович Сапожников воспринял это как знак, обращённый лично к нему. Прежде не очень-то внимательный к бедам и нуждам ближних, купец словно преобразился. Ни одно доброе начинание в Астрахани не обходилось теперь без участия Петра Сапожникова.
Когда в тысяча восемьсот пятом году в городе началось возведение знаменитого Спасского моста, он внёс почти половину суммы, необходимой для того, чтобы оплатить проектные и строительные расходы.
В тысяча восемьсот тридцатом году в Астрахань пришла холера. Пётр Семёнович приложил все силы, чтобы помочь избежать распространения эпидемии. Именно тогда он открыл приют для сирот и беспризорников. Бездомных детей подбирали на улицах, где они могли бы заразиться сами и стать распространителями смертельной болезни. В приюте детям был обеспечен не только уход, но и обучение ремёслам, чтобы в будущем каждый из них имел возможность зарабатывать на хлеб честным трудом. Девочки-воспитанницы приюта по достижении совершеннолетия получали от купца Сапожникова тысячу рублей на приданое.
В помощи людям Сапожников обрёл настоящее счастье, и никогда не забывал благодарить за это Бога. Для Успенского собора Астрахани, в котором хранилась та самая икона Спасителя, Пётр Семёнович приобрёл четыре колонны из белого мрамора с позолоченными капителями, а немногим позже – заказал в Петербурге серебряные Царские врата.
Семейную традицию продолжили сыновья Петра Семёновича – Александр и Алексей. Братья Сапожниковы переехали на родину отца – в город Вольск Архангельской губернии, где, следуя его примеру, прославились как щедрые жертвователи и благотворители. Они внесли восемьдесят тысяч рублей на строительство Вольского Покровского собора. Александр Петрович открыл в Вольске экзотический сад с оранжереями, в которых росли пальмы, лимоны и апельсины. Сад стал его подарком городу и, кстати, одним из первых общественных садов в России.
Сапожниковы были большими ценителями живописи и коллекционировали картины. Начало коллекции положил сам Пётр Семёнович. Широко известен его портрет кисти знаменитого крепостного художника Ивана Аргунова. Кроме него в коллекции Сапожниковых находились такие шедевры, как, например, «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи. В девятнадцатом веке Сапожниковы передали эту картину в петербургский Эрмитаж, где она и по сей день украшает один из залов музея.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема