
Опыт греха довольно мучителен. А потому многие из нас пытаются его не повторять. Однако не всегда это получается. Что же делать, если вдруг оступился и упал. 50-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, предлагает буквально пошаговую инструкцию, как поступать в этих ситуациях. Давайте послушаем.
Псалом 50.
1 Начальнику хора. Псалом Давида,
2 когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошёл к Вирсавии.
3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
4 Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,
5 ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.
6 Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоём и чист в суде Твоём.
7 Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.
8 Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость Твою.
9 Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.
10 Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушённые.
11 Отврати лицо Твоё от грехов моих и изгладь все беззакония мои.
12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.
15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.
16 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.
17 Господи! Отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:
18 ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы её; к всесожжению не благоволишь.
19 Жертва Богу — дух сокрушённый; сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже.
20 Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:
21 тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
Представьте человека, который тяжело болен сахарным диабетом. Может ли он забыть о своей болезни и перестать в положенное время принимать инсулин? Вряд ли. Болезнь напомнит ему о себе. А потому если человек хочет жить, ему необходимо соблюдать режим. В противном случае это легкомысленный человек. То же самое касается и ряда других заболеваний. Поражённый болезнью должен всегда иметь её перед своими глазами.
Именно об этом нам сегодня говорит царь Давид. Грех — это не просто нарушение юридической нормы. Это проявление тяжелейшего заболевания, которое мы получаем в самый момент нашего зачатия. Поэтому и говорит псалмопевец: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». Этой болезнью заражено наше тело, наша эмоциональная и чувственная сфера и наш ум. С разной степенью интенсивности, в различных ситуациях, по различным поводам заболевание проявляет себя. И во время этих приступов закон нам не указ. Мы словно становимся другим человеком, наносим боль себе и окружающим.
Давид не был исключением. Его болезнь проявила себя в виде похоти, которая проявляла себя в слабости к женщинам. Причём до такой степени, что он вступил в преступную связь с Вирсавией, женой своего военачальника. Женщина забеременела. Чтобы скрыть грех, Давид отправил мужчину на передовую, где тот и погиб. Вирсавия стала женой царя. Счастья это никому не принесло. Новорождённый сын Давида и Вирсавии умер. По этому поводу и был написан только что прозвучавший псалом. В нём мы чувствуем не только горечь по поводу содеянного, но и видим тот опыт возрождения, который пережил Давид. Что же царь сделал для этого?
Псалмопевец пишет: «Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною». Речь идёт не о том, чтобы заниматься самоедством и уничтожать себя безжалостной критикой. Речь о том, чтобы увидеть, осознать своё заболевание и постоянно помнить о нём. Как больной диабетом, который помнит о том, что он болен, и должен совершать профилактические действия. В нашем случае такой профилактикой является участие в таинствах Церкви, в первую очередь, Исповеди и Причастии, исполнение евангельских заповедей, наблюдение за своим внутренним миром, а также непрестанный, каждодневный поиск воли Творца. Без этого заболевание вернётся и будет проявлять себя снова и снова.
Такой образ жизни, с чётким видением своей болезни, рождает в сердце смирение и сокрушение. Мы познаём свою ограниченность. Свою меру. Мы начинаем испытывать глубокую потребность в Спасителе. А это именно то, чего от нас ожидает Бог. «Сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже», — говорит Давид. Именно в ответ на это состояние Господь и дает нам Свою исцеляющую благодать. В душе поселяются мир и покой. Бог врачует сам корень нашей болезни. Он не только уберегает нас от её новых проявлений, но исправляет то зло, которое мы совершали. Ведь именно так произошло с Давидом. Именно от его брака с Вирсавией спустя многие поколения Он пришёл в этот мир.
Псалом 50. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 50. (Церковно-славянский перевод)
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.