
Опыт греха довольно мучителен. А потому многие из нас пытаются его не повторять. Однако не всегда это получается. Что же делать, если вдруг оступился и упал. 50-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, предлагает буквально пошаговую инструкцию, как поступать в этих ситуациях. Давайте послушаем.
Псалом 50.
1 Начальнику хора. Псалом Давида,
2 когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошёл к Вирсавии.
3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
4 Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,
5 ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.
6 Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоём и чист в суде Твоём.
7 Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.
8 Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость Твою.
9 Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.
10 Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушённые.
11 Отврати лицо Твоё от грехов моих и изгладь все беззакония мои.
12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.
15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.
16 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.
17 Господи! Отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:
18 ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы её; к всесожжению не благоволишь.
19 Жертва Богу — дух сокрушённый; сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже.
20 Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:
21 тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
Представьте человека, который тяжело болен сахарным диабетом. Может ли он забыть о своей болезни и перестать в положенное время принимать инсулин? Вряд ли. Болезнь напомнит ему о себе. А потому если человек хочет жить, ему необходимо соблюдать режим. В противном случае это легкомысленный человек. То же самое касается и ряда других заболеваний. Поражённый болезнью должен всегда иметь её перед своими глазами.
Именно об этом нам сегодня говорит царь Давид. Грех — это не просто нарушение юридической нормы. Это проявление тяжелейшего заболевания, которое мы получаем в самый момент нашего зачатия. Поэтому и говорит псалмопевец: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». Этой болезнью заражено наше тело, наша эмоциональная и чувственная сфера и наш ум. С разной степенью интенсивности, в различных ситуациях, по различным поводам заболевание проявляет себя. И во время этих приступов закон нам не указ. Мы словно становимся другим человеком, наносим боль себе и окружающим.
Давид не был исключением. Его болезнь проявила себя в виде похоти, которая проявляла себя в слабости к женщинам. Причём до такой степени, что он вступил в преступную связь с Вирсавией, женой своего военачальника. Женщина забеременела. Чтобы скрыть грех, Давид отправил мужчину на передовую, где тот и погиб. Вирсавия стала женой царя. Счастья это никому не принесло. Новорождённый сын Давида и Вирсавии умер. По этому поводу и был написан только что прозвучавший псалом. В нём мы чувствуем не только горечь по поводу содеянного, но и видим тот опыт возрождения, который пережил Давид. Что же царь сделал для этого?
Псалмопевец пишет: «Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною». Речь идёт не о том, чтобы заниматься самоедством и уничтожать себя безжалостной критикой. Речь о том, чтобы увидеть, осознать своё заболевание и постоянно помнить о нём. Как больной диабетом, который помнит о том, что он болен, и должен совершать профилактические действия. В нашем случае такой профилактикой является участие в таинствах Церкви, в первую очередь, Исповеди и Причастии, исполнение евангельских заповедей, наблюдение за своим внутренним миром, а также непрестанный, каждодневный поиск воли Творца. Без этого заболевание вернётся и будет проявлять себя снова и снова.
Такой образ жизни, с чётким видением своей болезни, рождает в сердце смирение и сокрушение. Мы познаём свою ограниченность. Свою меру. Мы начинаем испытывать глубокую потребность в Спасителе. А это именно то, чего от нас ожидает Бог. «Сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже», — говорит Давид. Именно в ответ на это состояние Господь и дает нам Свою исцеляющую благодать. В душе поселяются мир и покой. Бог врачует сам корень нашей болезни. Он не только уберегает нас от её новых проявлений, но исправляет то зло, которое мы совершали. Ведь именно так произошло с Давидом. Именно от его брака с Вирсавией спустя многие поколения Он пришёл в этот мир.
Псалом 50. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 50. (Церковно-славянский перевод)
29 апреля. О вере

27 апреля, в день Антипасхи и в Неделю Апостола Фомы, в московском Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о вере.
Именно вера подвигала людей на подвиги, нравственные подвиги, на героизм по защите Родины, ближних своих, что также невероятно трудно произвести из материалистических убеждений. А почему я должен умирать за кого-то? С какой стати? А что, моя жизнь хуже другой жизни? А почему я должен умирать вообще за какую-то общность людей, как бы она ни называлась? Ведь жизнь-то дается один раз! И вот когда мы отвечаем на эти вопросы тем, что нет, есть ценности и есть силы, которые толкают нас, в том числе и Родину защищать, и ближних защищать, и жизнью своей рисковать, и жизнь свою отдавать, мы выходим за пределы материального. Потому что в материальном мире таких законов нет. Вот это и есть самое сильное обоснование того, что Господь есть. Что по Его закону, который был вложен в природу людей, несмотря на скорби, гонения и всякого рода скверну, сохраняется и вера в само бытие Божие, в Его присутствие в человеческой истории. Сегодня в нашей благословенной и многострадальной стране происходит совершенно особое возрождение веры. Ведь мы пережили все. И так называемый научный атеизм, отрицание веры. И будучи совершенно зрелым обществом, с очень значительным историческим опытом, мы, как народ, возвращаемся к вере. И вот все вы, мои дорогие, являетесь свидетельством этого. Дети и молодежь, люди среднего, пожилого возраста, мы все вместе стоим в этом святом храме. Мы люди XXI века. И я знаю, что ни у кого из нас нет сомнения, есть Бог или нет. Мы верой своей жизнью отвечаем — да, есть.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О спасении мира Христом

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
О спасении мира Христом — протоиерей Андрей Ефанов.
Как часто, когда задаешь вопрос верующему, почему он старается избегать греха, слышишь в ответ: «Я боюсь страшного суда Божьего». Но Писание говорит нам, что совершенная любовь изгоняет страх. Не ради суда над нами Господь Бог создал нас, не ради суда Он послал Сына Своего в мир, но ради спасения нас от рабских оков греха. Не Бог осуждает нас на посмертные или вечные страдания, но наша неспособность соединиться с источником жизни, нашим Небесным Отцом, приводит нас в печальное и горестное состояние богооставленности. Как же нам спастись во Христе? Прежде всего, сердечно и деятельно исполнить заповедь любви к Богу. При этом необходимо помнить, что любовь к Богу невозможно стяжать, не полюбив своих ближних, даже тех, кто неприятен нам по тем или иным причинам.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема