![Раскрытая книга](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2025/02/Psaltir.-Bogosluzhebnye-chtenija.jpg)
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Как известно, человеческий мозг устроен так, что всегда старается экономить силы. В новой для себя ситуации он задействует большие ресурсы, но как только обвыкается, снижает напряжение до минимума, и действия, первоначально вызывавшие у нас панику, мы начинаем совершать автоматически. Но ли присутствовать автоматизм в области веры? Ответ на этот вопрос звучит в 27-м псалме, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 27.
Псалом Давида.
1 К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоём я не уподобился нисходящим в могилу.
2 Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.
3 Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло.
4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.
5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.
6 Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих.
7 Господь – крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею.
8 Господь – крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего.
9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё; паси их и возвышай их во веки!
Если мы задумаемся о своих отношениях с окружающими и особенно близкими, мы поймём, что многое в них доведено до автоматизма. Более-менее точно понимая, чего ждать друг от друга, мы заранее рассчитываем на привычные действия. Гарантировать, конечно, что-либо сложно, но иногда в отношении друг друга мы можем сказать — я твёрдо уверен, что он это сделает и не подведёт. Опыт подобной уверенности в другом человеке бывает трагичным в том смысле, что человек может подвести, дать слабину и в какой-то важный момент выбрать своё благо вместо общего, на которое мы рассчитывали и в котором были уверены. Однако, несмотря на всю трагичность, этот опыт оказывается важным в отношениях с Богом. Только он, естественно, становится более глубоким и сложным. И сложность такого доверия заключается в том, что мы призваны доверять не только там, где всё идёт по-нашему, не только в ситуациях, суть которых мы понимаем, но даже там, где наши планы ломаются и мы не понимаем практически ничего.
27-й псалом, который мы сейчас услышали, начинается с утверждения, важнее которого в Ветхом Завете сложно подобрать. Формулировки, конечно, могут быть разными, но суть одна: человек называет Бога своей опорой. Давид взывает к Богу, как к твердыне, к скале, на которой он стоит, к родителю, в любви которого он совершенно не сомневается. Но в каком положении Давид обращается к Богу с такими словами? Когда именно он доверяет Ему? Только ли когда у него нет проблем и всё хорошо? Отнюдь нет. Он говорит: «Твердыня моя, Господи, не молчи, чтобы при молчании Твоём я не стал похож на умирающего. То есть дай мне знать, что Ты всё ещё со мной. Враги рядом, они говорят о мире, а в сердце у них зло, не погуби же меня вместе с ними».
Мы видим, что доверие Давида звучит из глубины, но не означает при этом отчаяния. Он взывает к милости, вдалеке от храма простирает к нему руки. Ему трудно, но он ни на мгновение не сомневается в Боге, почему и просьба перерастает в уверенность. Удивительным образом на пространстве трёх предложений мы видим три времени: воздай им, просит он Бога, и уже знает, что Бог разрушит козни врагов, и не только разрушит в будущем, ведь Он помог и укрепил молящегося уже сейчас.
Ступая по земле, мы совершенно не задумываемся о том, что доверяем ей. Мы идём по ней с уверенностью, что она не разверзнется под нами. Доверяя Богу, мы точно так же не должны сомневаться в Нём, как не сомневаемся в земле, по которой идём. Но учитывая, что перед нами живая личность, наши отношения никогда не должны становиться автоматическими. Землёй под нашими ногами ничто не движет, когда она гарантирует нам свою твёрдость. В свою очередь Бог поддерживает нас не автоматически, но потому, что Он есть любовь.
Псалом 27. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 27. (Церковно-славянский перевод)
Алтарник. Илья Муромский
![Портрет Муромского Ильи](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/12/Portret-Muromskij-16na9.jpg)
Илья Муромский
В детстве я мечтал стать священником. Лет в 10 — 11 даже сделал из пустующего чердака что-то наподобие храма. Поставил в центре тумбочку. Представлял, что это — престол. Царские врата—из штор. На стены повесил несколько изображений святых — создал подобие иконостаса.
Мечты о священстве только усилились, когда меня взяли помогать в алтаре. В тот момент я себя чувствовал особенно важным и нужным. Выходя со свечой на солею или помогая диакону держать плат во время причастия, я сильно собой гордился.
Как-то раз в гимназии был престольный праздник святого Иоанна Богослова. Мы собрались на литургию в храме, где настоятелем был директор нашей гимназии. Меня переполняли мечты, как появлюсь перед всеми в золотистом стихаре, буду ловить на себе восхищённые взгляды.
И вот началась служба. Я брался за все поручения, чуть ли не отбирая свечу или кадило у других пономарей. Многократно выходил из алтаря за поминальными записками, проходя мимо своих одноклассников.
Подошло время евхаристии. Я, как обычно, считал причастников и записывал их количество на листочке. Отметив всех своих друзей и знакомых, попросил другого пономаря подменить меня, а сам пошёл причащаться.
После принятия Святых Христовых таин зашёл в алтарь потребить запивку. Там уже стояли несколько пономарей, и мы разговорились. Тут зашёл старший алтарник и прямо с порога начинает меня ругать:
«Ты что совсем от рук отбился? Мало того, что всё службу бегаешь туда-сюда, красуешься перед всеми. Ты ещё переложил свои обязанности на другого человека, не доведя их до конца, а теперь разговариваешь в алтаре, да так, что тебя в храме слышно!»
От этих слов у меня внутри всё сжалось. Было больно и обидно. Оставалось только извиниться и дальше тихо стоять в уголке. Хотелось вообще уйти из алтаря. А зачем мне быть там, где подобное отношение? Да, брался за всё подряд. Да, красовался. Но один раз в год нельзя что ли?
Вечером я поделился своими рассуждениями и непониманиями с папой. А он мне сказал: «Какая разница, раз в год или один раз в жизни? Ты находишься в алтаре и служишь Богу, а не собственному имени. Вот тебя Господь и смирил. Поэтому не думай ничего дурного и оставайся в алтаре дальше».Преподобный Макарий Великий говорил: «Господь знает немощь человеческую, что человек быстро превозносится; потому останавливает его, и попускает ему быть в постоянном упражнении и волнении».
Гордыня уничтожает всякую добродетель. Если до неё ты стремился послужить людям и Богу, то под её влиянием уже делаешь вид, что служишь кому-то, а на самом деле смотришь на себя в воображаемое зеркало и восхищаешься. Как сказано в Псалтири: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей».
Автор: Илья Муромский
Все выпуски программы Частное мнение
«Весна духовная»
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2025/02/aleksei-zaitcev-1tBuA5FHe6I-unsplash.jpg)
Фото: Aleksei Zaitcev / Unsplash
Так вышло, что в нашей семье первой воцерковилась старшая дочь, Даша. В 14 лет начала она петь в церковном хоре — а я в то время лишь изредка заходила в храм свечку поставить. И представления о Великом посте у меня были самые поверхностные: мяса есть нельзя, яиц нельзя, сыра тоже... Ничего животного происхождения! Это вызывало у меня лишь недоумение: и так-то живём небогато, есть еда — и хорошо, а тут ещё ограничения какие-то... Непонятно, зачем, и вообще — тоска. Даша тем временем начала поститься и отказываться от омлета на завтрак, предпочитая кашу на воде.
Но однажды воскресным утром она ушла в храм, а мне оставила открытку на кухонном столе. Это был очень красивый, яркий картонный прямоугольник: на тёмном фоне — берёзовая ветка со свежими весенними листьями. И слова курсивом: «Великий пост — весна духовная». Сначала моё внимание привлекла, конечно, картинка. Увидеть, пусть на открытке, весеннюю зелень, когда за окном так промозгло и снежно, — уже радость. А потом я задумалась над надписью... Так значит, Великий пост — это не про еду?
С тех прошло много лет. Даша давно уже управляет двумя хорами — церковным и народным. А мне всё ещё помнится то далёкое утро, когда я начала понимать: Великий Пост — это движение к свету, к обновлению, к вечной жизни с Богом... И та берёзовая веточка — помнится.
Текст Натальи Разувакиной читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе
11 февраля. О России и Церкви
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720-1024x576.jpg)
9 февраля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новоосвященном храме в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Каховке в Москве.
В своём первосвятительском слове по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о России и Церкви.
В истории Церкви не должно быть времен, которые бы мы назвали передышкой, отдохновением. И это наше время, которое внешне представляется очень благополучным. Это не время отдыха и не время расслабления. И в первую очередь я бы хотел, чтобы меня услышали, а многие услышат, и наш епископат, и наше духовенство, и наши монашествующие, и наш благочестивый народ, особенно те, кто является активом в приходах, в епархиях и поддерживает добрые начинания Церкви.
Наша молитва сегодня особенно об Отечестве нашем, которое вошло в очень непростой период своей истории. Мы молимся об этом и говорим: «Многие ополчишася на нас». Я уже об этом говорил неоднократно, еще раз подчеркнул. Ополчились не из-за того, что мы кому-то угрожаем войной или еще чем-то. Нету ничего этого. А за что ополчились? Вот я иногда спрашиваю западных коллег, за что? Ну ясно, если бы мы были бы совсем-совсем другие. Другая бы внешность, другая бы культура, другая бы история. Но мы же часть этого просвещенного мира. В чем дело? Мы же такие. А нам говорят, нет, вы внешне такие. А если вас копнуть, совсем не такие. И они правы. Потому, что там от Бога отказались и строят благополучие свое без Бога, а Россия будучи современным, развитым в научном, в техническом отношении Государством, идет этим путем, где соединяется как бы и вера, и знания, и современная культура с религиозностью современного человека.
Все выпуски программы Актуальная тема