Почетный профессор Государственного университета Иокогама Мицуо Наганава писал о нем: «Он оставил потомкам собор, 8 храмов, 175 церквей, 276 приходов, вырастил одного епископа, 34 иереев, 8 диаконов, 115 проповедников. Общее число православных верующих достигло 40.000 человек... В личном же владении он оставил только несколько предметов довольно изношенного гардероба».
Отец Николай (в миру Иван Касаткин) родился в 1836 году в Смоленской губернии в семье диакона. Он хотел стать моряком, но по настоянию отца закончил Смоленскую духовную семинарию. После окончания в числе лучших был направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию. Там на четвертом курсе он узнал, что Российскому консульству в Японии нужен настоятель. На это место уже подали заявления 12 студентов, но выбор пал на Ивана. Приняв в 1860 году монашеский постриг с наречением имени Николай, будущий святитель Японии начал свой долгий путь.
3 июля 1860 года 24-летний иеромонах прибыл в Хакодате, чтобы стать священником в храме при русском посольстве. И попал в на редкость враждебную внешнюю среду - отношение к иностранцам в Японии в то время было крайне негативным. Молодой настоятель начал с изучения языка, культуры и истории японского народа. Для этого он начал посещать частную школу наравне с японскими детьми. Изучал местные обычаи, разговаривал с людьми, посещал храмы. На изучение языка ушло 8 лет.
«Один Господь знает, сколько мне пришлось пережить мучений в эти первые годы, – писал о. Николай.
Первым соратником и единомышленником о. Николая стал – вы только вдумайтесь! –настоятель синтоистского храма, ярый противник всех вероучений, пришедших в Японию извне, особенно христианства. После споров и бесед с Николаем он всей душой принял учение Христа. Крестился и при крещении был наречен Павлом. С этим апостольским именем первому крещеному японцу пришлось пережить аресты, гонения за веру и через 10 лет стать первым православным священником-японцем. Следующими христианами стали двое врачей, которых иеромонах Николай тайно крестил в своем кабинете и нарек Иоанном и Иаковом. После этого число японцев, желавших принять православие, стало увеличиваться, да так, что возникла необходимость открытия духовной миссии в стране. Понятно, что главой ее стал отец Николай в сане архимандрита. И переехал в Токио, где открыл семинарию, женское духовное училище, школы катехизаторов и причетников. Издавал пять православных журналов на японском языке. Сам служил на японском. Число верующих увеличивалось, среди японцев уже насчитывалось 6 священников, открылись приходы в Киото, Нагасаки, Хего и Йокогаме. Церковь росла и крепла. В марте 1880 архимандрит Николай был возведен в сан епископа.
И приступил к осуществлению главной мечты – строительству кафедрального собора. На вершине холма в центре Токио в 1891 году воздвигнут был храм в честь Воскресения Христова. Великолепное здание в русско-византийском стиле в высоту достигало 35 метров, крест на его куполе был виден за 20 километров при подъезде к столице. На колокольне высотой 40 метров располагались восемь больших и малых колоколов. Собор произвел на японцев ошеломляющее впечатление. Современники писали: «Храм как бы парит над окружающим его со всех сторон языческим миром».
В народе очень быстро прижилось еще одно его имя – «Никорай-до» – «храм святого Николая». Величественность строения была соизмерима с масштабом личности епископа.
Всю свою жизнь, каждый день он над переводом на японский язык Священного Писания и богослужебных книг. Написал ряд научных востоковедческих трудов. Много внимания он уделял делу знакомства японцев с классической русской и европейской культурой.
3 февраля 1912 года, на семьдесят шестом году жизни, святитель Николай скончался. Сам император прислал венок из живых цветов с иероглифами: «Он-Си», «Высочайший дар». Святитель Николай стал первым европейцем, которого похоронили на старинном кладбище в Токио.
И коли вам случится быть в Японии, вспомните великое имя Святителя Николая.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











