Почетный профессор Государственного университета Иокогама Мицуо Наганава писал о нем: «Он оставил потомкам собор, 8 храмов, 175 церквей, 276 приходов, вырастил одного епископа, 34 иереев, 8 диаконов, 115 проповедников. Общее число православных верующих достигло 40.000 человек... В личном же владении он оставил только несколько предметов довольно изношенного гардероба».
Отец Николай (в миру Иван Касаткин) родился в 1836 году в Смоленской губернии в семье диакона. Он хотел стать моряком, но по настоянию отца закончил Смоленскую духовную семинарию. После окончания в числе лучших был направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию. Там на четвертом курсе он узнал, что Российскому консульству в Японии нужен настоятель. На это место уже подали заявления 12 студентов, но выбор пал на Ивана. Приняв в 1860 году монашеский постриг с наречением имени Николай, будущий святитель Японии начал свой долгий путь.
3 июля 1860 года 24-летний иеромонах прибыл в Хакодате, чтобы стать священником в храме при русском посольстве. И попал в на редкость враждебную внешнюю среду - отношение к иностранцам в Японии в то время было крайне негативным. Молодой настоятель начал с изучения языка, культуры и истории японского народа. Для этого он начал посещать частную школу наравне с японскими детьми. Изучал местные обычаи, разговаривал с людьми, посещал храмы. На изучение языка ушло 8 лет.
«Один Господь знает, сколько мне пришлось пережить мучений в эти первые годы, – писал о. Николай.
Первым соратником и единомышленником о. Николая стал – вы только вдумайтесь! –настоятель синтоистского храма, ярый противник всех вероучений, пришедших в Японию извне, особенно христианства. После споров и бесед с Николаем он всей душой принял учение Христа. Крестился и при крещении был наречен Павлом. С этим апостольским именем первому крещеному японцу пришлось пережить аресты, гонения за веру и через 10 лет стать первым православным священником-японцем. Следующими христианами стали двое врачей, которых иеромонах Николай тайно крестил в своем кабинете и нарек Иоанном и Иаковом. После этого число японцев, желавших принять православие, стало увеличиваться, да так, что возникла необходимость открытия духовной миссии в стране. Понятно, что главой ее стал отец Николай в сане архимандрита. И переехал в Токио, где открыл семинарию, женское духовное училище, школы катехизаторов и причетников. Издавал пять православных журналов на японском языке. Сам служил на японском. Число верующих увеличивалось, среди японцев уже насчитывалось 6 священников, открылись приходы в Киото, Нагасаки, Хего и Йокогаме. Церковь росла и крепла. В марте 1880 архимандрит Николай был возведен в сан епископа.
И приступил к осуществлению главной мечты – строительству кафедрального собора. На вершине холма в центре Токио в 1891 году воздвигнут был храм в честь Воскресения Христова. Великолепное здание в русско-византийском стиле в высоту достигало 35 метров, крест на его куполе был виден за 20 километров при подъезде к столице. На колокольне высотой 40 метров располагались восемь больших и малых колоколов. Собор произвел на японцев ошеломляющее впечатление. Современники писали: «Храм как бы парит над окружающим его со всех сторон языческим миром».
В народе очень быстро прижилось еще одно его имя – «Никорай-до» – «храм святого Николая». Величественность строения была соизмерима с масштабом личности епископа.
Всю свою жизнь, каждый день он над переводом на японский язык Священного Писания и богослужебных книг. Написал ряд научных востоковедческих трудов. Много внимания он уделял делу знакомства японцев с классической русской и европейской культурой.
3 февраля 1912 года, на семьдесят шестом году жизни, святитель Николай скончался. Сам император прислал венок из живых цветов с иероглифами: «Он-Си», «Высочайший дар». Святитель Николай стал первым европейцем, которого похоронили на старинном кладбище в Токио.
И коли вам случится быть в Японии, вспомните великое имя Святителя Николая.
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема