Лалибэ́ла – маленький городок на севере Эфиопии, он расположен в горах на высоте две с половиной тысячи метров. Однако про это отдаленное от европейской цивилизации место невозможно сказать, что оно забыто Богом. Имя городу подарил его основатель - император Лалибэ́ла, которого сегодня Эфиопская православная церковь почитает святым. По традиции, сложившейся в правящей династии За́гве, Лалибэ́ла провел несколько лет на Святой Земле Израиля. И когда Иерусалим в двенадцатом веке захватили мусульмане, эфиопский царь решил основать святой город в горах у себя на родине.
В скалах из вулканического туфа за двадцать с небольшим лет было создано одиннадцать храмов – уникальных, непохожих один на другой. Удивляют не только сами величественные здания, но и сложная система окружающих их каналов. Она помогает уберечь святыни от затопления водой, которая бежит с гор мощными потоками во время сезона дождей. Благодаря церковному комплексу ассоциация ЮНЕ́СКО назвала эфиопский горный городок восьмым чудом света.
В скальных храмах Лалибелы сочетаются самые различные стили, здесь можно увидеть греческие, арабские, еврейские, египетские архитектурные элементы. Самая большая из здешних церквей посвящена Христу Спасителю, ее размеры – тридцать четыре на двадцать четыре метра. Наиболее почитается среди эфиопов храм Девы Марии. Центральная колонна в нем окутана тканью. Под покровом спрятаны таинственные письмена. Считается, что они рассказывают о будущем. По преданию, сохранившемуся еще со времен императора Лалибелы, эти надписи оставил Сам Христос.
Внимание европейцев более всего привлекает храм великомученика Георгия – святого, которого величают Победоносцем. Церковь стоит в котловане глубиной двенадцать метров. Если подойти к краю этого колодца, то увидишь крестообразную крышу храма, украшенную рельефными узорами. Спуститься вниз можно только по специальному тоннелю, проложенному в скале. Он настолько узкий, что два человека с трудом могут здесь разминуться. Технология создания этого храма просто невероятна - строители двенадцатого века вырубили в вулканическом камне огромный монолит, а затем сделали его полым, изысканно украсив стены, проемы дверей и о́кон.
Чтобы увидеть своими глазами чудо Лалибелы, проще всего купить готовый тур в Эфиопию. Но можно рискнуть и добраться до «африканского Иерусалима» самостоятельно. В этом случае вам предстоит перелет из Москвы в Аддис-Абебу, а затем путешествие из столицы Эфиопии в Лалибелу. Совершить его можно хоть на автобусе, хоть на самолете. Удивительно, но в маленьком горном городе есть аэропорт. Воздушный путь предпочтительней – не так часто в жизни выпадает шанс увидеть восьмое чудо света с высоты птичьего полета.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема