Санкт-Петербург по праву считается одним из красивейших городов мира. Здесь никогда не наскучит бродить вдоль каналов, мимо неповторимых фасадов, по величественным мостам и уютным мостикам. Особенно располагает к прогулкам главная улица Северной столицы, Невский проспект – всякий гость города непременно постарается пройти пешком эти прекрасные четыре с половиной километра от Адмиралтейства до площади Александра Невского. И вот здесь, на площади, в самом центре Санкт-Петербурга, где, по выражению Николая Гоголя «пахнет одним гуляньем», стоит православный монастырь - Свято-Троицкая Александро-Невская лавра.
В том, что монашеская обитель находится в таком людном, шумном, вечно праздничном месте, есть определенный парадокс – ведь, как правило, иноки всегда старались селиться вдали от мира. И нынешний наместник лавры, епископ Кронштадский Назарий не раз говорил, что трудно быть монахом на Невском проспекте. Но, может быть, благодаря именно этим противоречиям сложился в сердце Питера уникальный образец архитектуры, культуры и духовности - Александро-Невская лавра.
Возник монастырь триста лет назад по приказу Петра Первого. Первая церковь обители – Благовещенская, была освящена в 1713 году. Изначально она была деревянная, как и кельи вокруг нее, однако вскоре здесь поставили каменный храм по проекту итальянского архитектора Доменико Трезини. Именно Благовещенская церковь Александро-Невской лавры стала первым каменным храмом в Санкт-Петербурге. Она сохранилась до наших дней, равно как и ярко-малиновые с белой отделкой братские корпуса – и сейчас эти творения великого Трезини привлекают в Лавру ценителей архитектурного искусства. В Благовещенской церкви у алтаря находится могила полководца Александра Суворова.
Главным собором лаврского ансамбля считается Троицкий. Более строгий, чем барочная Благовещенская церковь, выдержанный в классическом стиле, собор поражает своими размерами: в длину он достигает семидесяти двух, а в ширину сорока метров. Главное сокровище этого богато украшенного храма-гиганта – мощи святого благоверного князя Александра Невского.
Посещая Александро-Невскую лавру, непременно стоит побродить по кладбищам, которые ее окружают. Это Лазаревский некрополь XVIII века, Тихвинский некрополь мастеров искусств, Никольское и Казачье кладбища. Тут похоронены Михаил Ломоносов, Михаил Глинка, Петр Чайковский, Федор Достоевский – невозможно перечислить все известные имена, запечатленные здесь на надгробных памятниках.
Прогулка по монастырю наверняка займет у вас не один час. Но можно не торопиться – лавра открыта с половины шестого утра до одиннадцати вечера. А если проголодаетесь, непременно загляните в монастырскую чайную и оцените здешнюю выпечку – знающие люди специально приходят сюда, чтобы купить горяченьких пирожков.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема