Санкт-Петербург по праву считается одним из красивейших городов мира. Здесь никогда не наскучит бродить вдоль каналов, мимо неповторимых фасадов, по величественным мостам и уютным мостикам. Особенно располагает к прогулкам главная улица Северной столицы, Невский проспект – всякий гость города непременно постарается пройти пешком эти прекрасные четыре с половиной километра от Адмиралтейства до площади Александра Невского. И вот здесь, на площади, в самом центре Санкт-Петербурга, где, по выражению Николая Гоголя «пахнет одним гуляньем», стоит православный монастырь - Свято-Троицкая Александро-Невская лавра.
В том, что монашеская обитель находится в таком людном, шумном, вечно праздничном месте, есть определенный парадокс – ведь, как правило, иноки всегда старались селиться вдали от мира. И нынешний наместник лавры, епископ Кронштадский Назарий не раз говорил, что трудно быть монахом на Невском проспекте. Но, может быть, благодаря именно этим противоречиям сложился в сердце Питера уникальный образец архитектуры, культуры и духовности - Александро-Невская лавра.
Возник монастырь триста лет назад по приказу Петра Первого. Первая церковь обители – Благовещенская, была освящена в 1713 году. Изначально она была деревянная, как и кельи вокруг нее, однако вскоре здесь поставили каменный храм по проекту итальянского архитектора Доменико Трезини. Именно Благовещенская церковь Александро-Невской лавры стала первым каменным храмом в Санкт-Петербурге. Она сохранилась до наших дней, равно как и ярко-малиновые с белой отделкой братские корпуса – и сейчас эти творения великого Трезини привлекают в Лавру ценителей архитектурного искусства. В Благовещенской церкви у алтаря находится могила полководца Александра Суворова.
Главным собором лаврского ансамбля считается Троицкий. Более строгий, чем барочная Благовещенская церковь, выдержанный в классическом стиле, собор поражает своими размерами: в длину он достигает семидесяти двух, а в ширину сорока метров. Главное сокровище этого богато украшенного храма-гиганта – мощи святого благоверного князя Александра Невского.
Посещая Александро-Невскую лавру, непременно стоит побродить по кладбищам, которые ее окружают. Это Лазаревский некрополь XVIII века, Тихвинский некрополь мастеров искусств, Никольское и Казачье кладбища. Тут похоронены Михаил Ломоносов, Михаил Глинка, Петр Чайковский, Федор Достоевский – невозможно перечислить все известные имена, запечатленные здесь на надгробных памятниках.
Прогулка по монастырю наверняка займет у вас не один час. Но можно не торопиться – лавра открыта с половины шестого утра до одиннадцати вечера. А если проголодаетесь, непременно загляните в монастырскую чайную и оцените здешнюю выпечку – знающие люди специально приходят сюда, чтобы купить горяченьких пирожков.
Псалом 96. Богослужебные чтения

Вы хорошо помните состояние природы, когда после сильной грозы — с тёмными, непроницаемыми облаками, раскатами грома и полыхающими молниями — наступает затишье, небо проясняется и наконец-то пробивается ослепительный луч солнечного света?
96-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, в основе своей драматургии имеет именно этот образ грозы. Давайте послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Псалом, который мы только что слышали, удивителен своим диапазоном, своим поистине невероятным размахом. Он начинается с образов не знающего пощады огня, гор, которые, словно воск, тают и расплываются, молнии сверкают, земля дрожит, идолы падают ниц — и в итоге приходит к самой настоящей камерности, домашнему очагу и уюту — тёплому, светлому, доброму и вдохновляющему. И весь этот диапазон держится на одном: правде Божией. Она являет себя и в грозных явлениях — и в тишине семейного уюта.
Великий греческий мыслитель Платон говорил о космосе как о «живом организме» — буквально ζῷον ἓν ὁρατόν — «одно‑единственное видимое живое». Однако псалмопевец смотрит ещё глубже: этот «организм» не только «живёт», но ещё и «поёт» — поёт славу своему Творцу и Создателю. В этом смысле Космос — икона (εἰκὼν) невидимого Бога: как икона делает невидимое зримым, так и сотворённый мир проповедует умопостигаемого Творца. Быть может, мы не всегда и не во всём способны услышать эту мелодию бытия — но чем ближе человек оказывается к чистоте и святости, тем лучше он начинает распознавать отзвуки Божественной гармонии повсюду: и в грозе, и в снегопаде, и в летнем зное, и ураганном ветре — и ровно точно так же в самой простой обыденности будней. В определённом смысле этот искренний, глубинный восторг перед бытием лучше всего показывают маленькие дети — когда они растут в любящей полноценной семье: для них каждый новый день — праздник, перед ними — безграничный горизонт новых событий и открытий, они не пытаются, в отличие от нас, взрослых, «всё понять», всё ухватить, всё удержать и подчинить себе. Вот этой «детскости» и хотелось бы научиться: просто — быть, «быть в бытии» — как бы это ни прозвучало тавтологией! Не «отщипывать» от жизни только то, что «по моему ндраву и вкусу», не превращать себя самого в единственный критерий правильности и неправильности — но учиться воспринимать жизнь во всей грандиозности её диапазонов целиком, но не фаталистично, а как пророк Давид — с ясной уверенностью в том, что Бог — единственный Хозяин этого мира, и Его правда — правда во веки!
Псалом 96. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 96. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 96. На струнах Псалтири
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема