Дочь египетского фараона в сопровождении служанок прогуливалась по берегу Нила и увидела в зарослях тростника у самого берега просмоленную корзину, а в ней – маленького ребенка, месяцев трех от роду. Царевна сразу же догадалась, что это еврейский малыш. Ее отец недавно издал жестокий указ убивать всех мальчиков, рожденных иудейскими женщинами – видимо, одна из этих несчастных и предприняла отчаянную попытку спасти своего сына, отправив его в плавание по водам священной реки. Ребенок был настолько прекрасен, что дочь фараона не могла на него насмотреться. Она решила непременно взять малыша на воспитание и тут же назвала его Моисеем, что значит «найденный у воды».
Царевна заметила стоящую неподалеку бедную девочку и приказала ей поскорее найти женщину, которая могла бы выкормить младенца грудным молоком. Буквально через несколько минут кормилица уже приложила найденыша к груди. Вся эта череда совпадений не была случайностью. Мальчик был евреем. Мать, Иохаведа, намеренно оставила его на пути следования египетской царевны, в надежде, что та сжалится над ребенком. Девочка, что наблюдала за дочерью фараона, была родной сестрой Моисея. Когда ее отправили на поиски кормилицы, она стремглав побежала за Иохаведой – и у той появилась возможность питать молоком свое дитя.
Так и вырос пророк Моисей – приемышем во дворце фараона, но на руках у родной матери. С юности его мучили противоречия. Считая себя членом семьи египетского царя, он горячо сочувствовал евреям, которые жили в невыносимых условиях. Увидев однажды, как надсмотрщик-египтянин бьет раба-иудея, Моисей вступился – и убил обидчика. После этого ему оставалось только бежать и скрываться на Синайском полуострове, служа пастухом у Иофора, вождя и жреца племени мадианитян.
Однажды, когда Моисей пас овец у подножия горы Синай, ему явился Сам Господь в виде Неопалимой купины – горящего, но не сгорающего куста. Пророк получил от Бога призыв к освобождению еврейского народа из плена. Послушный этому повелению, он отправился в Египет, чтобы ходатайствовать перед фараоном об освобождении сынов израилевых. Раз за разом Моисей приходил во дворец с одной и той же просьбой, но египетский царь не соглашался дать пленникам свободу. По слову пророка страну одно за другим накрывали стихийные бедствия. Реки превращались в кровь, целые города претерпевали нашествие жаб и насекомых, люди и животные страдали от эпидемий, с неба обрушивался огненный град, непроницаемая тьма вставала стеной – но ничто не могло изменить жестокое решение гордого правителя, который привык владеть евреями, как рабами. В конце концов, он прогнал Моисея, под страхом смертной казни запретив ему показываться во дворце. «Хорошо, я ухожу, - ответил на это пророк, - Но знай, что Египет постигнет казнь, страшнее всех предыдущих, вместе взятых». И в ближайшую ночь предостережение исполнилось – в Египте умерли все первенцы, включая сына фараона.
Убитый горем, правитель отпустил израильский народ. Но едва пленники покинули пределы Египта, как фараон пожалел о своем решении. Он приказал снарядить войско и бросился в погоню. Преследователи настигли евреев на берегу Красного моря. Казалось, беглецам некуда деться. В панике, они стали роптать на Моисея.
Пришла наша погибель! Впереди бушующее море, позади разъяренные египтяне! Зачем только мы послушали Моисея и покинули Египет! Теперь фараон не простит нас.
Да ты посмотри, что происходит! Пророк простер руку над морем, и ветер как будто переменил направление, послушный ему! К добру ли это?
Я не верю своим глазам! Волны разбежались от ветра в разные стороны и замерли! Море обнажило свое дно от берега до берега – неужели мы пройдем по этому коридору?
Пожалуй, это пусть к спасению, счастливый исход! Надо поспешить, брат, пока вода не обрушилась в свои пределы и не потопила нас.
Опасения были напрасными – вода стояла двумя прозрачными стенами, пока израильский народ переходил по морскому дну на противоположный берег. Когда же преследователи-египтяне ворвались на своих колесницах в этот таинственный коридор, пучина с ревом обрушилась и поглотила их!
Это было самое начало Исхода евреев из Египта. Впереди предстояло сорокалетнее хождение по пустыне и многочисленные испытания. Творец не оставлял путников – днем путь им указывало светлое облако, а ночью – огненный столп. Манна небесная утоляла голод странников, горькие воды источника становились сладкими, чтобы они могли утолить жажду. Однако утомленные путешествием, которому было не видно конца, люди впадали в малодушие, требовали от Моисея мясной пищи и досадовали, что покинули Египет. «Лучше быть в плену и есть досыта, чем терпеть нужду ради призрачной свободы!», – бросали они пророку упреки. Когда же Моисей взошел на гору Синай по призванию Бога, чтобы получить каменные скрижали с десятью заповедями, народ изготовил Золотого тельца и поклонился этому идолу, ожидая от него материальных благодеяний.
Моисею было горько и больно видеть падения своих братьев и сестер, но он мужественно и упорно вел свой народ к Земле обетованной – желанной Палестине. Он понимал, что нужно пройти через огонь и воду, чтобы души окрепли и закалились, освободились от рабского сознания, чтобы служение Единому Богу, Создателю Вселенной стало для людей дороже, чем мясо в котлах чужбины.
Моисей шел вперед ради того, чтобы избранный Богом народ совершил свою великую миссию – обрел крепкую веру, в недрах которой появилась на свет Дева, в своей чистоте оказавшаяся достойной стать Матерью Спасителя – Иисуса Христа.
28 июня. О личности и трудах Сергея Платонова

Сегодня 28 июня. В этот день в 1860 году родился историк Сергей Платонов.
О его личности и трудах — протоиерей Василий Гелеван.
Центральной темой его работ было изучение историко-литературных рукописей, особенно периода Смутного времени. Ученый исследовал сказания, летописи, жития святых. Его особенно интересовали нравственные поучения, проповеди. Платонов ввёл в научный оборот множество доселе неизведанных рукописей.
Он получил степень магистра истории, защитил диссертацию на тему «Древнерусские повести и сказания о Смутном времени XVII века». Вместе с глубиной и фундаментальным подходом к его изысканиям, Платонов проявил себя ещё и как замечательный преподаватель.
Он практиковал такую своеобразную, очень увлекательную манеру подачи материала. Он был не учителем, а другом, рассказчиком, таким живым и очень ярким. И это довольно редкое совмещение.
Чаще всего мы видим выдающегося литератора, но при этом лишённого риторических способностей. Или наоборот, человека, в общем-то, поверхностного, но который может очень красиво подать.
Сергей Фёдорович Платонов — это редкое исключение, которого и читать интересно, и слушать. И яркость, и образность того материала, который он излагал, была не только в лекциях, и не только на страницах, но и во всех его выступлениях живых. Этим он запомнился своим современникам и студентам.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 июня. О молодых людях как о будущем нашей страны

Сегодня 28 июня. День молодежи России.
О молодых людях как о будущем нашей страны — священник Захарий Савельев.
По мысли людей, работающих на местах педагогов, преподавателей, и по мысли политиков, по мысли великих государственных деятелей в нашем будущем, молодёжь — это всегда будущее нации, страны, народа, целого мира. И вот какое будущее у нас будет, зависит сейчас от нас и зависит от молодых людей. Зависит сначала от людей, уже умудрённых опытом, и заканчивается на тех людях, которые сегодня готовятся формировать наше будущее.
И вот Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл особое значение уделяет именно молодым людям. Как мы с вами знаем, как мы видим, Святейший Патриарх поддерживает молодёжные проекты внутри Русской Православной Церкви, ведёт диалог со студенческой средой и преподавательской, которая формирует эту молодёжную среду.
Главный Святейший Патриарх привлекает молодых людей как на богослужения, так и на служение Церкви в целом, создавая новые горизонты у нашей Церкви, к которым мы все призваны тоже прийти, чтобы Церковь наполнялась не только людьми, которые на опыте познали скорбь и тесноту, о которых писал апостол Павел, но и наполнялись храмы теми молодыми лицами, которые ещё не столкнулись в полной мере с последствиями тех ошибок, которые допустили некоторые из нас в своей молодости.
В исторической перспективе побеждают не военачальники и солдаты, а побеждают педагоги и священники, которые лицом к лицу сталкиваются сначала с детишками, потом с молодыми людьми, а потом уже этих людей ведут во взрослую жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Евреям святого апостола Павла

Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Церковная жизнь у многих ассоциируется с деятельностью духовенства. Что вполне объяснимо. Священство — так сказать, витрина церковной жизни. О значении служения духовенства и корнях этого служения рассуждает апостол Павел в отрывке из 7-й и 8-й глав послания к Евреям, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,
27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.
28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.
Глава 8.
1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
2 и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.
Богослужение в храме Соломона в Иерусалиме совершали ветхозаветные священники. Все они, без исключения, принадлежали к одному роду-колену, восходящему к сыну праотца Иакова, Левию. Такова была воля Господня. Иудейский первосвященник, высшая степень религиозного служения в древнем Израиле, тоже являлся потомком Левия, но обязан был также иметь родство с праотцем Аароном — братом пророка Моисея. Аарон — первый в истории ветхозаветный первосвященник. Вместе с Моисеем Аарон вывел еврейский народ из Египта. Во время путешествия по Синайской пустыне он совершал богослужение в Скинии — переносном храме.
Веками служение первосвященника было пожизненным. Однако ко времени Рождества Христова всё изменилось. Жестокий царь Ирод, боясь потерять власть, видел в собственных подданных врагов. В том числе он опасался того общественного авторитета, что имелся у первосвященника. Поэтому Ирод сделал так, чтобы в Израиле имелось сразу несколько первосвященников. Они сменяли друг друга либо по установленной череде, либо просто по желанию правителя. Впоследствии первосвященники стали назначаться также по указанию римских властей. В итоге во время земной жизни Иисуса Христа в Иерусалиме было несколько первосвященников.
Наиболее часто евангелисты упоминают двух из них — Анну и его зятя Каиафу. Оба они был саддукеями, то есть теми, кто сотрудничал с Римом и, среди прочего, не верил в бессмертие души. Анна являлся хитрым интриганом с мощнейшими связями. Он тайно управлял храмовой казной, распоряжался ритуальным имуществом. Действующим первосвященником был Каиафа. Но по факту он был марионеткой в руках своего тестя Анны. Однако именно Каиафа осуществил жест, ставший символом прекращения первосвященнического служения. Во время суда над Христом Каиафа в гневе разорвал на себе одежды. Тем самым он одновременно совершил богохульство и вынес пророчество — Иерусалимский храм будет разрушен, а ветхозаветное священство упразднено. Его заместило собой священство новозаветное, ведущее начало не от Аарона и Левия, а от Христа Спасителя — Божественного пастыря.
В первые века христианства Спасителя было принято изображать на иконах и фресках не в виде первосвященника или Небесного судьи. А в виде пастыря доброго, то есть заботливого пастуха, который охраняет стадо овец от различных опасностей и является тем, за кем не страшно следовать. В Евангелии от Иоанна Христос Сам называет Себя Пастырем, причём Пастырем добрым. И тут же поясняет, почему Его утверждение является верным. Пастырь добрый полагает душу свою за овец.
Слова Христа нашли подтверждение на практике. Спаситель пожертвовал Собой ради спасения человечества от власти греха и дьявола. Христос призвал быть добрыми пастырями и Своих учеников-апостолов. Все они впоследствии самоотверженно трудились на ниве христианской проповеди — основывали новые церкви, рассказывали о Евангелии разным народам. Причём, делали это бесстрашно — невзирая на многочисленные опасности. В итоге, почти все апостолы умерли мученической смертью. Пастырский пример Спасителя и Его учеников является основой для служения современных священников. Не столько в смысле переживания страданий, сколько в смысле самоотверженного служения Богу и Церкви. Православное понимание пастырского служения предполагает, что пастырь должен быть примером для мирян и в молитве, и в ежедневном исполнении заповедей Божиих. Не следует думать, что пастырь обладает какой-либо властью над прихожанами. Он не может и не имеет права замещать собой Христа. Пастырь — это проводник к Богу, спутник своих прихожан по пути духовной жизни — тот, кто помогает в трудных ситуациях, наставляет не только словами, но и поступками.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов