Образы святых нашли отражение в разных литературных жанрах, в том числе и подзабытых в наше время. Но каждая строка о святых имеет ценность исторического свидетельства.
Здравствуйте! С вами Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о праведной княгине Софии Слуцкой и стихотворении-эпитафии Соломона Рысинского «Жалобная песнь». Эпитафия – не как строка на памятнике, а полноценное литературное произведение.
Живший в конце 16-начале 17 века Соломон Рысинский был придворным поэтом у литовских магнатов Радзивиллов. Переводил на польский язык псалмы царя и пророка Давида, составлял сборники поучительных пословиц, учил княжеских детей.
Но главную славу поэту Соломону Рысинскому принесли эпитафии – стихотворения, написанные на чью-нибудь смерть. Такие стихи было принято читать за поминальной трапезой в кругу друзей, переписывать в альбомы.
Одно из стихотворений-эпитафий Соломона Рысинского «Жалобная песнь» написано на смерть двадцатипятилетней княгини Софии Олелькович-Радзивилл.
СОЛОМОН РЫСИНСКИЙ:
О! Приносящая счастье душа, изобилье достоинств
Тех, что лелеет Юнона и в женщины теле растит,
Звёздочка! Ты сохранилась в созвездии Слуцком едина
Между литовскими славой ярчайшая первая дочь!
Судьба княгини Софии Слуцкой никого не могла оставить равнодушным. В возрасте двух лет София осталась сиротой, а в семь лет, после смерти обоих дядей, стала единственной наследницей огромного состояния Слуцких князей. И чуть ли не самой богатой невестой во всей Речи Посполитой
Опекунство над девочкой взяли родственники со стороны матери, Ходкевичи – почти все католики или протестанты. Но никто из них не смог склонить юную княжну Софию отказаться от Православия, веры ее деда и отца.
Опекуны юной княжны, Ходкевичи, оказались людьми расчетливыми и алчными. У них давно был крупный денежный долг перед литовскими магнатами Радзивиллами, и они придумали, как можно расплатиться без денег.
Опекун отдал под «залог» княжну Софию. То есть, оформил сделку, что по достижении брачного возраста его подопечная, владелица колоссального состояния, выйдет замуж за одного из Радзивиллов. Юная княжна даже не догадывалась, какие финансовые махинации совершаются за ее спиной.
Через какое-то время между Ходкевичами и Радзивиллами возникла крупная ссора, они стали готовиться к войне. К Вильне, где жили Ходкевичи, подошло войско Радзвиллов — около шести тысяч хорошо вооруженных ратников. Ходкевичи превратили свой дом в крепость, вооружив всю челядь и выставив на крыше двадцать четыре пушки.
Княжне Софии сообщили: лишь ее согласие на брак с Янушем Радзивиллом может остановить кровопролитие. Радзивиллы тогда откажутся от всех своих имущественных претензий к Ходкевичам.
Православная княжна не стремилась к замужеству, ведь Януш Радзивилл был протестантом. И все же накануне сражения она дала свое согласие выйти за него замуж. Как сказано в ее житии, «во имя мира приняла подвиг крестоношения в браке».
Соломон Рысинский написал об этом по-своему:
СОЛОМОН РЫСИНСКИЙ:
Разве ты менее рыцарь, чем гордый супруг твой великий?
Сила какая, нагрянув нежданно, тебя унесла?
Многие солнца с супругом тебе проводить предстояло,
Нестора долгие дни полагалось по жребию жить.
Шло тебе клады считать, драгоценность сокровищ отцовских,
Ими делиться с тобой и порадовать жаждал супруг,
И полагалось отцом его сделать детишек прелестных»…
Княгиня София Слуцкая умерла в 1612 году во время родов и была похоронена в Свято-Троицкой церкви.
Но память о ней сохранилась на многие века. При заключении брака княгиня София выдвинула мужу условие: он не должен никому препятствовать в Слуцком княжестве исповедовать Православную веру. Это было закреплено и в завещании её мужа Януша Радзивилла потомкам.
«Разве ты менее рыцарь, чем гордый супруг твой великий? - написал поэт Соломон Рысинский о святой праведной княгине Софии Слуцкой.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело