Образы святых нашли отражение в разных литературных жанрах, в том числе и подзабытых в наше время. Но каждая строка о святых имеет ценность исторического свидетельства.
Здравствуйте! С вами Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о праведной княгине Софии Слуцкой и стихотворении-эпитафии Соломона Рысинского «Жалобная песнь». Эпитафия – не как строка на памятнике, а полноценное литературное произведение.
Живший в конце 16-начале 17 века Соломон Рысинский был придворным поэтом у литовских магнатов Радзивиллов. Переводил на польский язык псалмы царя и пророка Давида, составлял сборники поучительных пословиц, учил княжеских детей.
Но главную славу поэту Соломону Рысинскому принесли эпитафии – стихотворения, написанные на чью-нибудь смерть. Такие стихи было принято читать за поминальной трапезой в кругу друзей, переписывать в альбомы.
Одно из стихотворений-эпитафий Соломона Рысинского «Жалобная песнь» написано на смерть двадцатипятилетней княгини Софии Олелькович-Радзивилл.
СОЛОМОН РЫСИНСКИЙ:
О! Приносящая счастье душа, изобилье достоинств
Тех, что лелеет Юнона и в женщины теле растит,
Звёздочка! Ты сохранилась в созвездии Слуцком едина
Между литовскими славой ярчайшая первая дочь!
Судьба княгини Софии Слуцкой никого не могла оставить равнодушным. В возрасте двух лет София осталась сиротой, а в семь лет, после смерти обоих дядей, стала единственной наследницей огромного состояния Слуцких князей. И чуть ли не самой богатой невестой во всей Речи Посполитой
Опекунство над девочкой взяли родственники со стороны матери, Ходкевичи – почти все католики или протестанты. Но никто из них не смог склонить юную княжну Софию отказаться от Православия, веры ее деда и отца.
Опекуны юной княжны, Ходкевичи, оказались людьми расчетливыми и алчными. У них давно был крупный денежный долг перед литовскими магнатами Радзивиллами, и они придумали, как можно расплатиться без денег.
Опекун отдал под «залог» княжну Софию. То есть, оформил сделку, что по достижении брачного возраста его подопечная, владелица колоссального состояния, выйдет замуж за одного из Радзивиллов. Юная княжна даже не догадывалась, какие финансовые махинации совершаются за ее спиной.
Через какое-то время между Ходкевичами и Радзивиллами возникла крупная ссора, они стали готовиться к войне. К Вильне, где жили Ходкевичи, подошло войско Радзвиллов — около шести тысяч хорошо вооруженных ратников. Ходкевичи превратили свой дом в крепость, вооружив всю челядь и выставив на крыше двадцать четыре пушки.
Княжне Софии сообщили: лишь ее согласие на брак с Янушем Радзивиллом может остановить кровопролитие. Радзивиллы тогда откажутся от всех своих имущественных претензий к Ходкевичам.
Православная княжна не стремилась к замужеству, ведь Януш Радзивилл был протестантом. И все же накануне сражения она дала свое согласие выйти за него замуж. Как сказано в ее житии, «во имя мира приняла подвиг крестоношения в браке».
Соломон Рысинский написал об этом по-своему:
СОЛОМОН РЫСИНСКИЙ:
Разве ты менее рыцарь, чем гордый супруг твой великий?
Сила какая, нагрянув нежданно, тебя унесла?
Многие солнца с супругом тебе проводить предстояло,
Нестора долгие дни полагалось по жребию жить.
Шло тебе клады считать, драгоценность сокровищ отцовских,
Ими делиться с тобой и порадовать жаждал супруг,
И полагалось отцом его сделать детишек прелестных»…
Княгиня София Слуцкая умерла в 1612 году во время родов и была похоронена в Свято-Троицкой церкви.
Но память о ней сохранилась на многие века. При заключении брака княгиня София выдвинула мужу условие: он не должен никому препятствовать в Слуцком княжестве исповедовать Православную веру. Это было закреплено и в завещании её мужа Януша Радзивилла потомкам.
«Разве ты менее рыцарь, чем гордый супруг твой великий? - написал поэт Соломон Рысинский о святой праведной княгине Софии Слуцкой.
«Помощь детям из неблагополучных семей». Протоиерей Александр Маликов
У нас в гостях был руководитель приюта «Святая Параскева» в станице Манычской Шахтинской епархии, председатель молодежного отдела Шахтинской епархии, настоятель Пятницкого архиерейского подворья станицы Манычской протоиерей Александр Маликов.
Наш гость рассказал о том, как они вместе с супругой начали помогать детям-сиротам из неблагополучных семей, почему для них важно, чтобы у ребенка было общение с кровными родителями и каким образом они помогают родителям в преодолении зависимостей, чтобы дети смогли вернуться в свои семьи, как удается налаживать связь с трудными детьми и подростками, а также почему для него выбранное служение — открытое Евангелие.
Все выпуски программы Делатели
Александр Пушкин «Евгений Онегин» — «Искушение самооправдания»

Фото: PxHere
Самооправдание достаточно редко встречается в чистом виде. Мало кто беззастенчиво скажет: «Это мои родственники, соседи, обстоятельства мешают мне быть таким, каким меня хочет видеть Бог». Самооправдание хитрит и камуфлируется. Яркий образец подобной маскировки можно найти в «Евгении Онегине» Александра Сергеевича Пушкина.
Главный герой по семейным обстоятельствам из Петербурга приезжает в деревню. Там он знакомится с соседними помещиками — молодым поэтом Ленским и сёстрами Лариными, одна из сестёр — Татьяна — признаётся ему в любви. Но Онегин не отвечает ей взаимностью. Вскоре он уезжает из деревни, много путешествует, а когда приезжает в Петербург, встречает на балу уже замужнюю Татьяну. Онегин понимает, что любит Татьяну. Он пишет ей письмо, признаваясь в своих чувствах. Перечисляя разлучившие их обстоятельства, Онегин упоминает и смерть своего друга, Ленского. Вот как он это делает:
«Ещё одно нас разлучило...
Несчастной жертвой Ленский пал...»
Складывается впечатление, что Онегин непричастен к гибели друга. Но это не так, ведь Ленский погиб на дуэли, а стрелял в него сам Онегин. Однако убийца не видит своей вины, настолько им овладело самооправдание.
«С того момента как человек оправдывает то, чему нет оправдания, он отделяет, изолирует себя от Бога», — говорил преподобный Паисий Святогорец, один из самых известных подвижников двадцатого века. Душевное опустошение, охватившее Онегина в финале романа, связано в том числе и с его неспособностью увидеть себя без личины самооправдания.
Тем ярче выступает на этом тёмном фоне внутренняя красота Татьяны. Несмотря на то, что она со времени их первой встречи в деревне любит Онегина, Татьяна без колебаний выбирает верность мужу.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Великосельский Кремль (с. Великое, Ярославская область)

Есть под Ярославлем село Великое. Первые письменные упоминания о нём относятся к концу 14 столетия. На его древней земле русские воины бились с ордынцами и сходились в междоусобных схватках удельные князья. В 1612-м по пути на Москву в Великом останавливались войска Народного ополчения Минина и Пожарского. А в 1702-м здесь побывал Пётр Первый. На одном из великосельских домов сегодня можно даже увидеть табличку, которая сообщает, что именно здесь царь тогда заночевал. Позже Пётр пожаловал село Великое своему ближайшему соратнику, фельдмаршалу, князю Аниките Репнину. В 1709-м году по распоряжению нового владельца в селе был построен храм Рождества Пресвятой Богородицы — в память о разгроме шведов под Полтавой. Спустя тридцать лет потомки фельдмаршала возвели рядом с Богородице-Рождественским ещё один храм — Покровский. А между ними — высокую многоярусную Соборную колокольню. Уже в то время величественный храмовый ансамбль в центре села, на берегу пруда стали именовать Великосельским Кремлём. Именно так называют его и сегодня. Сохранившийся до наших дней Великосельский Кремль — одна из жемчужин Ярославщины.
Добраться до села Великое из Москвы несложно: на 253-м километре Ярославского шоссе сворачиваем направо по указателю «Гаврилов Ям». Ещё 11 километров, и мы на месте. Кремль виден сразу. Над приземистым одноэтажным зданием из красного кирпича — пять больших, цвета сочной летней зелени, чешуйчатых куполов. Чуть поодаль — изящная, лёгкая белокаменная Покровская церковь с голубой кровлей и такого же цвета главками. Объединяет два этих очень разных с точки зрения архитектуры храмов высокая арочная колокольня. Сохранились фрагменты ограды, которая когда-то опоясывала храмовый комплекс — ворота и три угловые башенки-часовни.
С начала 1930-х Великосельский Кремль стоял закрытым и заброшенным. Вернули его Русской Православной Церкви только в 2004 году. К счастью, ансамбль удивительно хорошо сохранился. На алтарных окнах Покровского храма можно увидеть цветные изразцы — бело-голубые плитки с миниатюрными изображениями церквей, фигурами людей и животных. Внутри Богородице-Рождественского храма сохранились фрагменты фресок — иллюстрации евангельских притч и Христовых чудес. А на западной стене изображён Страшный суд. В ходе реставрации, которая идёт полным ходом, старинные фрески будут восстановлены. Но чтобы полюбоваться величественным Великосельским Кремлём, не обязательно ждать окончания работ. Можно приехать в Великое прямо сейчас. Помолиться в храмах Кремля и прикоснуться к его истории.
Все выпуски программы ПроСтранствия