
Это случилось в стародавние времена, когда небо ещё было очень близко к земле. Одним оно доходило до пояса, другим — по грудь, а маленьких детей и столетних старичков с головой накрывало. Отсюда и пошла поговорка: «Он всё ещё в облаках витает».
Жила в одном селении женщина-хозяюшка: статная, сильная. Про таких говорили: «Ей и небо по колено». Станет свои половики трясти — тучи пыли на небе собираются. Начнёт бельё стирать — только брызги во все стороны летят. Не поймёшь, то ли облака вокруг неё сгрудились, то ли это мыльная пена. Даже из соседних сёл приходили на неё посмотреть, как правильно хозяйство вести.
И начала эта женщина очень сильно собой гордиться. Даже характер у неё другой стал: властный, сварливый. Раньше она дома и в огороде молчком хлопотала, а теперь стала на мужа покрикивать: «Эй, ты, облако в штанах, поворачиваться», и детей ругать, что у них один только ветер в голове.
Настирала как-то эта женщина целую гору белья, растянула по двору верёвки, и давай свою постирушку развешивать. Вешает бельё, а сама думает: пусть соседи полюбуются, как я чисто-начисто стираю, лучше всех, ни одного пятнышка не найти. Не хватило ей одной верёвки, так она вторую через все село протянула. А места ей всё равно мало. И начала тогда наша хозяйка выстиранное бельё по небу развешивать: на одно облако — мужнины портки, на другое — детские пелёнки, на третье — свою ночную рубаху размером с простыню.
Удивилось небо, нахмурилось — не привыкло оно к такому обращению. А женщина ничего не замечает: знай, вешает повсюду бельё, да ещё облака прищепками прижимает. Стало небо потихоньку пятиться от земли. Отступило настолько, что уже не всякий ребёнок рукой дотянется. Но наша женщина только радуется. Вот, думает, как хорошо, теперь и в соседней деревне будет видно, сколько я за один день белья настирываю, пусть полюбуются. Встала на цыпочки, и продолжает свою постирушку по облакам развешивать.
Потемнело небо от досады — и ещё выше поднялось от земли. А женщина остановиться не может. Стала она закидывать на облака свои наволочки и простыни, так и хлещет небо по щекам. Совсем расстроилось небо, даже заплакало от обиды, что люди с ним стали так непочтительно обращаться. И высоко-высоко от земли поднялось. Проснулись утром люди, смотрят — нет больше вокруг неба. Вчера было близко, рукой подать, а теперь и по высокой лестнице не добраться.
Только муж этой женщины знал, почему такое случилось, и часто бормотал про себя: «Нельзя, чтобы человек себя слишком высоко возомнил. Небо гордых не любит».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема