
Это случилось в стародавние времена, когда небо ещё было очень близко к земле. Одним оно доходило до пояса, другим — по грудь, а маленьких детей и столетних старичков с головой накрывало. Отсюда и пошла поговорка: «Он всё ещё в облаках витает».
Жила в одном селении женщина-хозяюшка: статная, сильная. Про таких говорили: «Ей и небо по колено». Станет свои половики трясти — тучи пыли на небе собираются. Начнёт бельё стирать — только брызги во все стороны летят. Не поймёшь, то ли облака вокруг неё сгрудились, то ли это мыльная пена. Даже из соседних сёл приходили на неё посмотреть, как правильно хозяйство вести.
И начала эта женщина очень сильно собой гордиться. Даже характер у неё другой стал: властный, сварливый. Раньше она дома и в огороде молчком хлопотала, а теперь стала на мужа покрикивать: «Эй, ты, облако в штанах, поворачиваться», и детей ругать, что у них один только ветер в голове.
Настирала как-то эта женщина целую гору белья, растянула по двору верёвки, и давай свою постирушку развешивать. Вешает бельё, а сама думает: пусть соседи полюбуются, как я чисто-начисто стираю, лучше всех, ни одного пятнышка не найти. Не хватило ей одной верёвки, так она вторую через все село протянула. А места ей всё равно мало. И начала тогда наша хозяйка выстиранное бельё по небу развешивать: на одно облако — мужнины портки, на другое — детские пелёнки, на третье — свою ночную рубаху размером с простыню.
Удивилось небо, нахмурилось — не привыкло оно к такому обращению. А женщина ничего не замечает: знай, вешает повсюду бельё, да ещё облака прищепками прижимает. Стало небо потихоньку пятиться от земли. Отступило настолько, что уже не всякий ребёнок рукой дотянется. Но наша женщина только радуется. Вот, думает, как хорошо, теперь и в соседней деревне будет видно, сколько я за один день белья настирываю, пусть полюбуются. Встала на цыпочки, и продолжает свою постирушку по облакам развешивать.
Потемнело небо от досады — и ещё выше поднялось от земли. А женщина остановиться не может. Стала она закидывать на облака свои наволочки и простыни, так и хлещет небо по щекам. Совсем расстроилось небо, даже заплакало от обиды, что люди с ним стали так непочтительно обращаться. И высоко-высоко от земли поднялось. Проснулись утром люди, смотрят — нет больше вокруг неба. Вчера было близко, рукой подать, а теперь и по высокой лестнице не добраться.
Только муж этой женщины знал, почему такое случилось, и часто бормотал про себя: «Нельзя, чтобы человек себя слишком высоко возомнил. Небо гордых не любит».
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема







