
Наталия Лангаммер
Великий пост начался для меня с падения навзничь на обледенелом тротуаре и с поломки машины. Детали сейчас дорогие. На что чинить автомобиль? Таких денег нет — пожаловалась знакомым.
И ответ был жесткий. «Вот ты все про Бога. А чем тебе Он поможет? Как ты видишь решение по-Божьи? Окропить твою машину святой водой, чтобы тормоза сами починились? Где твой Бог?»
На следующее утро я проснулась от боли в шее и голове. Стало так плохо, что вызвала скорую. Забрали в больницу. Сижу в приемном отделении. Жалею себя. Плачу, как маленькая слабая беззащитная девочка! Господи, я слабая, зачем мне это?
И тут мысль... «Сила моя в немощи свершается!»
Когда нет сил грести, остается только лечь и плыть по течению. А может, это сейчас и нужно? Дать Богу привести тебя туда, куда тебе полезнее.
Да, произошли неприятности. Слышите, как звучит? Не приятности. Не приятие событий. Не по моему плану все пошло. Но зато по-Божьему.
Привозят женщину на каталке. Как она кричит! Так можно кричать от сильной, сильной боли! Господи, помоги! Как Ты один можешь! Устрой все так, чтобы ей стало легче! Она кричит. Я молюсь! Может быть, я здесь для этого?
Меня позвали на рентген, потом в процедурный. Сделали анализ крови. Вообще давно нужно было проверить кровь. Принудительно Господь привёл на диспансеризацию.
Привели на КТ. Погрузили в аппарат, как в космический! Как здорово! Все жужжит, мерцает! Вот я и улыбнулась. Как ребенок. Благодарю, Господи, за такую детскую радость.
Диагноз. Сотрясение мозга, растяжение мышц шеи. Но гематом нет. Можно отлежаться дома! Слава Богу!!!
Друзья узнали о моей горести. Пишут. Столько людей! Столько добрых. Слава Тебе Господи, за них! Так приятно снова это почувствовать — сколько прекрасных людей вокруг меня Ты, Боже, собрал.
Друг перевел часть необходимой суммы на ремонт машины. Просто так. Это ли не Божье вмешательство? Сердце человека, готовое вот так помочь?
Еще один приятель позвонил. Чем помочь? Стали обсуждать случившееся и столько важного я услышала, сколько нового прозвучало. Столько планов на жизнь появилось.
И хочется ответить моим неверующим знакомым: Помогает мне мой Бог! Через людей и обстоятельства. Если не веришь, то все кажется совпадениями. А если знаешь Бога, ты видишь, как действует Творец.
Любая трудная ситуация — это лишь поворот. Как интересно, что дальше? Что Бог откроет, подарит через эти события? Всегда это будет к лучшему. Бог не ошибается. Предлагает лучший вариант из всех возможных. И наша реакция — плод доверия или недоверия Богу. Я, кажется, доверяю. И чувствую, что с Господом все легче и радостнее. Благодарю Тебя, Отец Небесный!
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело