
Однажды с ясного неба хлынул сильный ливень и застал врасплох путников.
Так получилось, что под крышей старого сарая вместе укрылись княжеский сын, купец и воевода. Делать было нечего, и они стали беседовать о том, кто из них самый богатый и счастливый.
— Конечно, я, — сказал княжеский сын. — Денег родительских — сколько хочешь, живу в своё удовольствие и на всём готовом.
— Куда интереснее зарабатывать деньги самому, — возразил купец. — Тогда их и тратишь с удовольствием. Да у меня денег и счастья больше, чем у любого князя!
— Не в деньгах счастье, — вступил в разговор воевода. — Я получаю жалование из царской казны и живу без особых хлопот. Война не каждый день бывает, и у меня куча свободного времени для развлечений. Это ли не счастье?
Спасаясь от дождя, в сарай вошёл нищий старик, и скромно встал в уголке. На груди у него был ящик для сбора пожертвований на церковь. Путники переглянулись — никому из них не хотелось расставаться со своими деньгами. И беседа потекла в другом русле: о том, кому легче для людей добро делать.
Посмотрел воевода на купца и заявил:
— Легче всего творить добро тому, кто богаче других, — сказал воевода, глядя на купца. — Когда много денег, их и отдать не жалко.
— А вот я думаю, что легче всего творить добро тому, у кого есть власть, —возразил купец. — Князь отдал распоряжение слугам — и они совершат за него любое благодеяние. С деньгами, которые не заработал собственным трудом, гораздо легче расставаться.
Побледнел от злости княжеский сын, оглянулся на нищего, скромно стоящего в уголке, и воскликнул:
— Вы не правы! Легче всего творить добро тому, кто беден и несчастен. Бедняки живут сегодняшним днём, у них всё равно ничего нет, поэтому им ничего не стоит бросить в кружку для сбора пожертвований последнюю копейку.
Купец хлопнул себя по ляжкам и воскликнул:
— Точно! Бедным и несчастным гораздо легче, чем нам. Бедным денег не жалко, а несчастные делают людям добро, чтобы заглушить своё горе. Так не будем же им в этом мешать!
— Правильно, — поддакнул воевода. — Не будем мешать этому нищему старику делать добрые дела.
Закончился дождь. Путники попрощались и, довольные беседой, разошлись. Каждый пошел своей дорогой.
«Наговорили столько, что и в шапку не заберёшь», — вздохнул нищий. И, помолившись, снова отправился в путь — добрых людей по свету искать.
(по мотивам болгарской народной сказки)
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема