Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

"Причины и следствия Первой мировой войны". Светлый вечер с Константином Пахалюком (31.08.2016)

"Причины и следствия Первой мировой войны". Светлый вечер с Константином Пахалюком (31.08.2016)



У нас в гостях был историк, специалист научного сектора исполнительной дирекции Российского Военно-Исторического общества Константин Пахалюк.

Разговор шел о причинах начала Первой мировой войны, почему Россия вступила в конфликт, и о том, каковы были основные последствия этой войны.

 


— Вопрос здесь несколько иной. Мы должны разделять — это нормально в социологии, в исследовании наций, множество литературы написано, — между сознанием традиционным, в нашем случае крестьян, и сознанием современным, модернистским — образованной интеллигенции.

В. Емельянов

— То есть горожане — интеллигенция, и крестьяне — село.

К. Пахалюк

— Да. Мыслят и воспринимают себя и свою страну несколько по-разному.

В. Емельянов

— Как и везде, как и всегда.

К. Пахалюк

— Да, как и везде, как и всегда. И Россия в данном случае тоже…

В. Емельянов

— И сегодня тоже.

К. Пахалюк

— Сегодня разница несколько меньше, по крайней мере, благодаря средствам массовой информации.

В. Емельянов

— Ерунда полная. Совершенно разные люди — горожане и…

К. Пахалюк

— Я не говорю о том, что разные, мы несколько об иных вещах. Все мы разные. Вот как бы объяснить? Такой момент — разница всегда есть между всеми. Но всегда есть при этом нечто общее. И на чем делать акцент — общее или разница — вот эта проблема. Как осмыслять, что на территории Малороссии говорят на своем говоре — это просто говор или это отдельно, уже украинцы?

В. Емельянов

— Язык называется «суржик».

К. Пахалюк

— А вот украинцы говорят — нет, это отдельный народ, у нас есть украинский народ. Сначала появляется интеллигенция, которая это придумывает, потом объясняют то, что мы отдельный народ. Разница между жителем Киевской губернии или под Брянском в селе, она не такая уж большая, она, может, и минимальная.

В. Емельянов

— Я соглашусь.

К. Пахалюк

— Вот где эту границу провести? Это всегда проблема. Когда мы говорим о нации, диалекте…

В. Емельянов

— Костя, здесь еще вот в чем проблема — а кому надо проводить?

К. Пахалюк

— Вот в том-то дело — и кому надо в том числе.

В. Емельянов

— Понимаете, в чем дело. Вот люди-то — как вы говорите, украинская какая-то часть и вот рядом Белгород совсем, — они-то эту границу для себя не проводят. Они ходят с мешками, с сумками — к теще, к зятю, к дочке туда-сюда. Но, кому надо проводить эту границу?

К. Пахалюк

— Я бы сказал даже больше. Именно во второй половине 19-го века, особенно начиная с Александра III, как раз таки у нас в России начинаются активные усилия по строительству, по конструированию, созданию российской нации — осознанию, что мы именно русские. Не только Православие, не только монарх, но и то, что наш монарх русский, он опирается на эту нацию.

В. Емельянов

— Я хотел бы здесь подискутировать. Российская нация — это такая же аберрация, как советский народ. Что такое российская нация? Объясните мне, пожалуйста. Я не понимаю.

А. Пичугин

— Новая общность. «Советский народ гудел от Москвы до окраин», — я помню стихотворение.

В. Емельянов

— Это про советский народ. А про российский народ есть тоже такие строки?..

А. Пичугин

— Но это уже было написано в российский период…

В. Емельянов

— Я не понимаю, что такое российский народ? Что такое российская нация? Я не понимаю, что это такое?

К. Пахалюк

— Вы задаете тот же вопрос, который задают практически все нормальные люди по той причине…

А. Пичугин

— Что нас цементирует в итоге?

К. Пахалюк

— Смотрите, я, поскольку оставаясь все-таки в научном поле, скажу так. Небольшой экскурс. Идея нации, она восходит, по крайней мере актуальной становится в годы Великой французской революции, конец 18-го века, и предполагает о том, что политические и культурные границы сообщества должны совпадать. И о том, что политик говорит не от лица того, что «я царь, у меня отец был царем, и Бог меня поставил править», а говорит о том, что «я вами правлю, потому что я представитель вот этой нации, вот этого единства». Что класть в основу этого единства — это вопрос следующий. Можно в его основу класть принцип гражданства — гражданская нация, как во Франции. Можно класть этнический или языковой принцип — это уже вопрос конкретной исторической ситуации в той или иной стране.

В. Емельянов

— Мы какой кладем вопрос? Прошу прощения за бедность речи.

К. Пахалюк

— Сегодня или когда?

В. Емельянов

— Сегодня.

К. Пахалюк

— Сегодня в основу российской нации, по крайней мере при Ельцине, пытались положить гражданский принцип. Это не удалось. Единственно актуальное, когда говорят нация — кладется этнический принцип, который ведет к, скажем так, не очень хорошим последствиям для нашей страны, учитывая ее многоэтнический состав.

В. Емельянов

— Ну, подождите. Скажем, в многоэтнической стране Америке ничего такого страшного не происходит.

К. Пахалюк

— Потому что там гражданская нация.

В. Емельянов

— А у нас нет гражданской нации?

К. Пахалюк

— У нас нет. У нас пытались — у нас не проходит, по той причине, что… Кстати, советская нация так же была гражданской. Но у советской нации были достижения — космос, великая победа, социальное государство и т.д. И это, по крайней мере, еще заставляло многих верить. Вот что позитивного вкладывается в российскую нацию — вот это не очень понятно.

А. Пичугин

— Константин Пахалюк — историк, научный сотрудник Российского военно-исторического общества, эксперт по Первой мировой сегодня у нас в гостях. Говорим… Ну, говорили о Первой мировой. Я думаю, что пора к ней вернуться.

К. Пахалюк

— Да, я тоже об этом подумал.

В. Емельянов

— Жаль. Я хотел бы продолжить про наше сегодняшнее время, потому что это всегда интересно. Но вернемся к Первой мировой, коли мы с нее начали. А вот давайте, знаете, в каком контексте. А мы-то, что мы можем сегодня, почти уже в 2017-м году? Посмотрите — сколько лет прошло. Мы с вами ровесники, для нас эта Первая мировая война — это, вообще, так далеко. А что нас… Вот есть какой-то мосточек, что нас связывает? И мы какие выводы должны для себя сделать? Может быть, что-то, чтобы не повторить чего-то? Или наоборот?

К. Пахалюк

— Когда историк смотрит на историю Первой мировой войны, он пытается прежде всего разобраться в этих событиях. Когда задается вопрос о выводах — это то, что на Западе называется «паблик хистори». У нас это публичная история, то есть историческая экспертиза — это две разные плоскости.

В. Емельянов

— Я предлагаю назвать это хорошим русским словом — рассуждения.

К. Пахалюк

— Рассуждения, да. Но в данном случае я привык все-таки к более конкретным и точным терминам. Если мы говорим об истории Первой мировой войны именно в этом ключе, во втором, то, понятное дело, что это выборочный взгляд на историю. И продолжая говорить в этом плане, я могу лишь обратить внимание на некоторые процессы, которые мне кажутся интересными. Это не значит, что всё, что я скажу дальше, отражает всю историю Первой мировой войны. Но есть несколько важных интересных моментов.

В. Емельянов

— Давайте.

К. Пахалюк

— Например, такая вещь, кстати, ныне тоже актуальная — как шпиономания. Когда начинается война и говорят о том, что вот немцы предатели. А кто такой немец? А вот императрица немка — она из Германии.

А. Пичугин

— Ходили же тогда разговоры относительно Александры Федоровны.

К. Пахалюк

— Ходили, и много ходило разговоров. И то, что она уже была православная и была абсолютно русская по своему сознанию и православная — всем было плевать. Она немка, она происходит из Германии.

А. Пичугин

— И шпиона Распутина припоминали.

К. Пахалюк

— И шпиона Распутина. И генерал Ренненкампф — предатель, потому что фамилия немецкая. Что стоит за этой логикой? За этой логикой стоит расизм, по большому счету. Если вы считаете, что…

А. Пичугин

— Бытовое сознание, скорее.

К. Пахалюк

— Оно же — расизм. Расизм может включать в себя…

В. Емельянов

— Ничего себе! Бытовое сознание — расизм. Я не знал, что можно знак тождества поставить.

А. Пичугин

— Бытовое сознание вполне себе может включать и расизм, и шовинизм, и всё что угодно.

К. Пахалюк

— Если вы считаете, что человек является немцем, потому что у него есть кровь немецкая и что это определяет его поведение, и если вы считаете его предателем на основании того, что у него немецкая кровь…

В. Емельянов

— То я заблуждаюсь.

К. Пахалюк

— То да, заблуждаетесь. С научной точки зрения это — расизм. Вот эта идея страну погубила тогда. Это был один из таких камней в будущую революцию. Другой момент — я уже сказал по поводу отъема собственности. Скажем так, тоже первый шаг к дальнейшим переделам крестьянским, уже более кровавым — 17-го и 18-го годов. Более того, здесь тоже момент такой политический. 16-й год, когда, казалось бы — победа, Брусилов и прочее, но общество-то к тому времени уже разочаровалось в стране. Оно разочаровалось даже не в стране — в армии, в царе, в том, что возможна победа. Вот мы так идем, вкладываемся, вот, казалось бы, хорошие солдаты, мы сражаемся, и вдруг нет победы. Люди ждали, что если Брусилов, то должно быть как-то ярко всё, громко — мы уже сразу через три дня кавалерийским рейдом входим в Вену, потом в Берлин — таких побед ждали, громких. Когда их не видели, начали разочаровываться и говорить о том, что царь дурак, генерал дурак, все дураки, управлять не умеют. И под эту идею как раз таки решила проявиться тогдашняя оппозиция. Я не хочу называть слово «либеральная», потому что она…

В. Емельянов

— Сейчас не модно это или что?

К. Пахалюк

— Нет, потому что сегодня либерализм противопоставляется патриотизму, а тогда либералы…

А. Пичугин

— Давайте мы не будем играть в эти игры.

К. Пахалюк

— Оппозиция в виде Гучкова, октябристов, и Милюкова, кадетов, которая ввиду ухудшения ситуации в Петрограде решила — а почему бы не перехватить власть? Они искренне верили, что они смогут эту власть удержать и привести к победе, но не понимали… Такой момент, кстати: Милюков в 18-м году уже это признал, он уже это понял — что не надо было перехватывать власть, нужно было подождать до победы, не нужно было идти на подобные авантюры. Нельзя ставить свое личное в период конфликта, тяжелого конфликта, выше общественного. То есть он это признал потом — свою политическую недальновидность. Здесь, кстати, тоже есть интересный момент — по поводу Февральской революции, о котором тоже сегодня не очень помнят. К слову о том, о чем я в начале говорил, что Первая мировая война вышла из-под управления. Это представление о том, что в политике всегда люди всем управляют, продумывают и просчитывают. Февральская революция. До этого начинается разложение общества, недовольного войной. Первые, скажем так, ну, не восстания, но демонстрации петроградских батальонов — это октябрь 16-го года. Тот же 16-й год — многие части на фронте отказываются идти в наступление. В тылу опять-таки тоже такая ситуация, которая не нравится. Например, пленных берут немецких, отправляют в Сибирь или в дальние регионы. Их не в концлагере держат, нет, их раздают либо рабочим…

В. Емельянов

— А надо было в концлагере?

К. Пахалюк

— Либо в крестьянские семьи…

А. Пичугин

— Никто еще не знал, что это такое.

К. Пахалюк

— …как рабочие руки. Ну, мужики на фронте, нужно же, чтобы кто-то работал. Логично? Логично.

А. Пичугин

— А как их потом возвращали?

К. Пахалюк

— Это уже отдельная история. Хитрость в чем? Смотря, как еще он в этой рабочей семье живет. Мужика нету, он на работе, в постели с этой женой. Соседи пишут мужику на фронт. И подобных моментов несправедливости, например, когда идет подорожание цен и правительство пытается установить твердые цены на продукты — на мясо, например. На рынок приходишь — по нормальным ценам гнилое мясо. В три раза дороже — нормальное, но из-под полы. Бабы говорят: «Спекулянты, что вы делаете? Нам есть надо, всё так дорого. У меня муж, брат, сын на фронте за Родину сражаются, а вы здесь нас, сволочи, заедаете». Начинаются бабьи бунты. Таких было много в 16-м году по России мелких — переворачиваются лавки, громят ларьки. Правительство вызывает солдат, чтобы усмирить, солдаты говорят: «Это наши матери, мы не будем в них стрелять». Они правы. Вот это начинает бурлить — такие мелкие, тонкие моменты. Казалось бы, ничего глобального не происходит, но постепенно система начинает сдавать.

А. Пичугин

— Насколько же сдала, простите, советская система в 60-е годы, когда во время малоизвестных восстаний — Новочеркасск самое известное из них, — там и Александров, и чего только не было. Когда стреляли — и в матерей, и в детей, и в отцов. Насколько спустя 40-45 лет сдала система?

К. Пахалюк

— Но система-то не сдалась, с точки зрения системы. Она-то как раз была крепче, потому что система должна уметь купировать и подавлять протест, а иначе она не система. Но это жестко звучит. Конечно, лучше всего купировать и подавлять протест не расстрелами. Но к чему я вел-то. Когда начинается это бурление в том же самом Петрограде, позиция царя: Петроград, Москва — это всего лишь две точки на карте моей большой страны. Мало ли кто меня не любит — другая страна, и меня все любят. Первая ошибка. Второй момент — охранка. Еще в декабре 16-го года докладывает о том, что есть недовольство, недовольство растет. Но недовольство имеет экономическую основу. Здесь не поспоришь — никаких политических лозунгов при этом не выдвигается. Если не выдвигается, то эти всякие эсеры, большевики — их особо не поддерживают. А поскольку этот… А вот дальше очень интересная мысль: поскольку этот процесс брожения никем не управляется, следовательно революция невозможна. Декабрь 16-го года. Через 2 месяца…

А. Пичугин

— Февраль 17-го.

К. Пахалюк

— Февраль 17-го.

В. Емельянов

— Она стала управляться.

К. Пахалюк

— Она не стала управляться, она просто разрослась до тех моментов, когда система вообще рушится. И другие начали перехватывать. Февральскую революцию не создавали ни Гучков, ни Милюков.

В. Емельянов

— Это понятно.

К. Пахалюк

— Они в мусорную корзину истории отправились через 2 месяца после этой революции.

В. Емельянов

— Это к нам уже немножко ближе, это мы всё знаем. Константин, вот у нас совсем немного времени остается до завершения нашего замечательного разговора. Вот, смотрите, 14-й год, слава Богу, миновали. Вот впереди у нас 17-й год. Я, честно говоря, немножко иронически к этому отношусь, понятно, что ничего такого не произойдет. И понятно, почему. Но мне хотелось бы вас вот о чем спросить: какие параллели проходят через вот эти 100 лет, чего нам стоило бы опасаться, а к чему стоило бы прислушаться? К тем ошибкам, которые мы совершили тогда, 100 лет назад, которые не стоит совершать сегодня?

К. Пахалюк

— Прежде всего, я бы сказал так: любая параллель, она всегда условна. Это не мышление историка и человека из науки, это…

В. Емельянов

— Это мышление журналиста — я понимаю.

А. Пичугин

— Я с вами не согласен.

К. Пахалюк

— Скажем так, такие вопросы очень часто задают, и я не очень люблю на них «вестись», потому что…

В. Емельянов

— А я вас не «веду», я вас спрашиваю.

К. Пахалюк

— Я бы сказал так. Прежде всего, что для России важно сейчас — это, прежде всего, умение договариваться. То есть переговорный процесс. И дальше демократия.

В. Емельянов

— Внутри себя договариваться или вне?

К. Пахалюк

— Прежде всего внутри.

В. Емельянов

— Мне тоже кажется, что внутри себя, в первую очередь.

К. Пахалюк

— Потому что, что такое — в данном случае уйду в политологию — демократия? Этимология слова — это власть народа. Но это этимология. Теорий демократии много, но одна из таких, как мне кажется, интересных, ее предложил, кстати, отечественный ученый Сергеев Виктор Михайлович. У него была прекрасная книжка «Народовластие на службе элит». Он говорил о том, что демократия — это переговорный процесс, в который входят люди, которые пытаются согласовать свои интересы, решить те или иные вопросы. Если вопрос затрагивает принятие решения, то, по крайней мере, вас должны спросить и учесть ваше мнение. Как он выстраивается — это было всегда по-разному. В Древней Греции по-одному, в Венецианской республике в Средневековье по-другому, там тоже была демократия, но своя. В Америке по-третьему, в Европе по-четвертому. Но вот именно идея вот этого умения вести переговоры, слышать и находить консенсус и уважение к процедуре. Вот есть у нас русское слово «думать». В Европе парламент, Дума — парламент, парламент — «парле» — «говорить». У них акцент на процедуре, первична процедура — сначала мы должны договориться о том, как делать, а потом делать.

В. Емельянов

— А у нас?

К. Пахалюк

— А у нас как? Как с земскими соборами еще в 17-м веке — что значит представители от народа? Вот кого поймали, того посадили — вот он вам народ.

А. Пичугин

— В итоге всё смешалось.

В. Емельянов

— А я бы еще хотел добавить: а давайте попытаемся просто, попробуем, ну хотя бы сегодня вечером или завтра утром, услышать друг друга. Просто послушать и услышать, что человек хочет сказать. Не просто кивать: «Да-да, вот женщина, дайте ей чек в кассу». А просто услышать, и, может, нам что-то откроется? Что-то глубинное? Спасибо большое. У нас сегодня в гостях был историк Константин Пахалюк. Он же представляет Российское военно-историческое общество. Мы сегодня пытались говорить и о Первой мировой войне. И в итоге, поскольку всё это взаимосвязано, мы вышли и на революцию 1917 года, и на 60-е годы 20-го века — Алексей очень умело подвел к этому. Про нашу сегодняшнюю историю, про которую тоже мало что пока понятно живущим здесь в ней, в этой самой истории. И то, что Леша сказал — да, совсем скоро будем делать каждый свой выбор. А может быть, кто-то не будет. Спасибо вам большое за то, что вы нашли время прийти к нам.

К. Пахалюк

— Спасибо!

В. Емельянов

— Программу «Светлый вечер» для вас провели Владимир Емельянов…

А. Пичугин

— Алексей Пичугин. Спасибо, будьте здоровы!

В. Емельянов

— До новых встреч!

Радио ВЕРА

Последние записи

Хорошо уже сейчас. Елена Сурняева

Однажды близкая подруга Катя поделилась со мной некоторыми обстоятельствами своей жизни. Непростая ситуация заставила ее…

29.04.2024

Ценная книга. Анна Жарая

Моя мама стала воцерковляться в тот момент, когда я была ещё школьницей. Она понемногу, постепенно…

29.04.2024

Самостоятельный синдром. Анна Жарая

На протяжении большей части своей жизни, я считала себя человеком самостоятельным и надеющимся только на…

29.04.2024

Самая страшная ложь. Анна Жарая

Я выросла в семье, где меня воспитывали порядочным человеком. Всегда знала, что ложь — это…

29.04.2024

Праздник непослушания. Анна Жарая

Хочу рассказать о том, как поняла, насколько послушание является необходимым навыком. Особенно важно человеку слушать…

29.04.2024

Правило полностью. Анна Жарая

В начале своего воцерковления я не молилась утренним и вечерним правилом. И, честно говоря, особой…

29.04.2024

This website uses cookies.