Преподобный Феодор, князь Острожский, жил на рубеже четырнадцатого - пятнадцатого веков. Он прославился как защитник православия на Волыни, западном рубеже Руси. Князь Феодор происходил из рода святого равноапостольного князя Владимира. В тысяча четыреста десятом году он участвовал в разгроме рыцарей католического ордена в знаменитой Грюнвальдской битве. Из-за сочувствия православным в Чехии Феодор поддержал антикатолическое движение гуситов в борьбе с германским императором Сигизмундом. Еще через десять лет князь одержал ряд побед над польским войском и вынудил князя Ягелло оградить законом свободу Православия на Волыни. Литовский князь Свидригайло несколько раз выступал союзником Феодора, но испугался растущего влияния князя и заключил его в темницу. Народ, любивший Феодора Острожского, поднял мятеж, и освободил его. К тысяча четыреста сороковому году князь был обладателем лучших земель Волыни и Восточной Польши. И он оставил все это богатство и всю свою славу. Феодор поступил в Киево-Печерскую лавру и принял монашество с именем Феодосий. Он скончался в глубокой старости и был причислен в шестнадцатом веке к лику святых.
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Апостол Павел напоминает нам о радикальном преображении в жизни христианина: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это не просто призыв к нравственности, но констатация нового онтологического статуса. Верующий — принципиально новое творение, призванное сиять в мире.
Но как отличить подлинный свет благодати от поддельного? Апостол даёт точный критерий: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Ключевое слово «плод» — это не разрозненные добрые дела, а целостное состояние души, которое естественно изливается наружу, подобно спелому плоду. Благость — это внутреннее устроение, исполненное милосердия и противостоящее жестокости. Праведность — это жажда Божьей правды во всех отношениях, исцеляющая от всех болезней и грехов. Истина — это полная искренность перед Богом и собой, отказ от лжи и самообольщения.
Однако апостол призывает не к пассивности, а к активному деланию: испытывайте, что благоугодно Богу. Жизнь во Христе — это творческое сотрудничество нашей воли и благодати, требующее труда и рассуждения. Завершается же мысль властным повелением: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Свидетельство истины — это не только слова, но и вся жизнь, сияющая добрыми делами.
Таким образом, плод Духа — это и дар, и задание. Он является внутренним критерием, помогая нам идти путём преображения от тьмы к свету и принести Господу плод во сто крат.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей

Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении святой Екатерины Александрийской для всемирного православия

Сегодня 7 декабря. День памяти великомученицы Екатерины Александрийской, пострадавшей за Христа в начале четвёртого века.
О значении святой для всемирного православия — священник Стахий Колотвин.
Все выпуски программы Актуальная тема












