Преподобный Антоний родился в Египте в середине третьего века в христианской семье. Двадцатилетним юношей он похоронил отца и мать и оказался перед вопросом — как выстраивать свою жизнь дальше? Горячая любовь к Богу призывала к монашеству, но большое состояние и обширное хозяйство, унаследованные от родителей, требовали внимания и трудов. К тому же на руках у Антония оставалась младшая сестра. Сомнения разрешили слова Евангелия, прозвучавшие на богослужении: «Если хочешь быть совершенным, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной». Антоний поспешил исполнить призыв Спасителя — он раздал бедным односельчанам деньги и землю, и, поручив заботу о сестре знакомым христианкам, удалился от людей.
Некоторое время юноша жил в пещере неподалеку от родного селения под руководством некого старца, а затем ушёл в одиночестве вглубь пустыни. Двадцать лет Антоний провёл в непрестанных испытаниях, претерпевал голод, жажду, холод и зной. Но самыми страшными искушениями, по словам самого пустынника, были тоска по миру и тревожные мысли. Враг рода человеческого смущал подвижника сомнениями в избранном пути. Он скучал по сестре, жалел розданного имущества и оставленных удовольствий мирской жизни. Преподобный Антоний хранил твёрдую веру и непрестанно творил молитву, но иногда ему казалось, что Господь оставил его. Когда же духовные страдания усилились настолько, что терпеть их было почти невозможно, подвижнику явился Иисус Христос и уверил, что Он всегда был и будет рядом.
Слава о подвижнической жизни Антония распространилась в Египте. Вокруг пещеры, где он жил, стали селиться монахи, желающие быть его учениками. В 305 году они обратились к преподобному с просьбой стать их наставником.
ОДИН ИЗ ОТШЕЛЬНИКОВ:
Благослови нас, отче! Каждый из нас стремится к Богу, так научи, как сделать прямым этот путь!
И преподобный прервал свое уединение. Он вышел к братии с такими словами.
АНТОНИЙ:
Для научения достаточно Писаний. Но мы с вами можем укреплять друг друга верой, утешать добрым словом. И я расскажу вам о том, что изведал опытом.
ОДИН ИЗ ОТШЕЛЬНИКОВ:
Так скажи нам сразу — что важнее всего для монаха?
АНТОНИЙ:
Важнее всего, пребывая в подвиге, не предаваться унынию. И помнить — всякому, избравшему благое, Бог содействует ко благу.
Преподобного Антония называют основателем отшельнического монашества —под его духовным руководством впервые объединились несколько подвижников. Пещеры иноков, вверивших себя одному авве, то есть отцу, стали называться улицей, или, по-гречески, лаврой. Это название монастырей сохранилось и поныне применительно к самым крупным обителям.
Святой Антоний дважды покидал свою лавру. В 311 году, во время гонений императора Максимиана, он посетил главный город Египта, Александрию, чтобы укрепить христиан в их подвиге. Не страшась мучений, преподобный открыто исповедовал свою веру во Христа, но Господь уберег его от ареста. Второй раз старец появился в египетской столице в триста пятидесятом году по приглашению архиепископа Афанасия Великого. Еретики-ариане, стремясь склонить на свою сторону сомневающихся, ложно утверждали, что преподобный разделяет их взгляды. Антоний опроверг эти наветы и осудил еретическое учение, чем уберег многих от пагубного заблуждения.
Святой Антоний мирно скончался в возрасте девяноста лет. Он запретил ученикам открывать людям место своего погребения, чтобы избежать почитания, коего считал себя недостойным. Однако его святые мощи были обретены и торжественно перенесены сначала в Александрию, затем в Константинополь, а в десятом столетии — во Францию, в монастырь неподалеку от города Вьен. В этой обители, носящей имя святого, его останки хранятся и поныне.
В городе Таганроге или в городе Таганрог. Как правильно употреблять географические названия

Фото: PxHere
«Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец...»
Так начинается одна из русских былин об Илье Муромце. В приведённом мной отрывке есть два топонима, то есть географических названия. И оба стали причиной споров среди любителей русского языка. Давайте сегодня поговорим о тонкостях употребления топонимов.
В былине говорится «из города Мурома», то есть оба слова — и родовое, и видовое — склоняются. В современной речи часто встречаются два варианта: «в городе Иркутске» и «в городе Иркутск». Как же правильно? Для русского языка верным будет изменять обе части словосочетания: в городе Иркутске, над городом Челябинском, из города Саратова. Небольшой нюанс есть с топонимами, в которых название стоит во множественном числе. Тогда мы скажем: «Я живу в городе Набережные челны», то есть само название уже не склоняется. Если не использовать слово «город» — просто в «Набережных челнах, из Набережных челнов». Когда топоним состоит из словосочетания в единственном числе, например, Старый Оскол, лингвисты допускают оба варианта: в городе Старый Оскол и в городе Старом Осколе.
А теперь перейдём к более сложной теме. Вспомним, что в былине, которую я упомянула в начале программы, употребляется оборот «из села Карачарова». То есть обе части топонима склоняются: в селе Карачарове, к селу Карачарову.
Сколько раз я встречала в интернете возмущение, что нельзя изменять названия на О — Абрамцево, Иваново. Многим не нравится, когда они слышат «в Строгине», «в Солнцеве». Однако это грамотный вариант употребления.
Правило гласит, что топонимы славянского происхождения, оканчивающиеся на -ово, -ево, -ино, -ыно не склоняются только в сочетании с родовым словом: в районе Строгино, из города Иваново. Если же родового слова нет, то возможны оба варианта, как склоняемый и несклоняемый: в Карачарове и в Карачарово, в Простоквашине и в Простоквашино. Причём, склоняемая форма — считается более грамотной и является литературной нормой. Традиция не изменять названия населённых пунктов пошла от военной практики, где точное произношение было жизненно важно. Однако в гражданской речи обычно названия склоняют.
Так что живите спокойно в Абрамцеве, гуляйте в Измайлове и изучайте родной язык.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Василий Маркович
«17-е января. У апельсинов сильный и приятный аромат, какого нет у привозных из-за границы...» Такую запись сделал в своём дневнике Василий Васильевич Маркович, ботаник, соратник академика Николая Вавилова, один из крупнейших специалистов по субтропическим культурам. Это он акклиматизировал и вырастил на Черноморском побережье апельсины, японскую хурму, фейхоа, эвкалипты и лотосы. Шестнадцать лет — с 1903-го по 1919-й — Маркович возглавлял Сухумскую садовую и сельскохозяйственную опытную станцию. Трудился он и в других уголках Кавказа — в Сочи, Чечне. На его счету — около ста пятидесяти научных работ, посвящённых черноморской флоре. В безбожные годы советской власти Василий Маркович, рискуя научной карьерой и свободой, работал над созданием сельскохозяйственной монашеской общины в абхазском Новоафонском Симоно-Кананитском монастыре. Ведь и сам учёный был тайным монахом в миру.
Родился Василий Маркович в 1865-м году, в Полтавской губернии. Отец был капитаном корпуса лесничих. По его стопам решил пойти и Василий. Он окончил Новоалександри́йский институт сельского хозяйства и лесоводства, и в 1890-м году защитил кандидатскую диссертацию. Работа называлась «Деревья и кустарники в народной медицине Малороссии», и подробно описывала более 80-ти видов лекарственных растений, в том числе малоизвестных. Сразу после защиты Маркович получил назначение в Терскую область Чеченского округа Российской империи. Молодой лесничий с воодушевлением окунулся в работу. Собирал ботанические коллекции, изучал свойства местной флоры и возможности для её практического применения. Например, именно по предложению Марковича прочное дерево бук, во множестве произраставшее на Кавказе, стали использовать как материал для шпал и телеграфных столбов. 12 лет работал Василий Васильевич на территории Чеченского округа. За это время он создал подробное руководство по лесоводству и охране особо ценных пород деревьев. Открыл сельскохозяйственную метеорологическую станцию — там велись наблюдения, которые позволяли выяснить, как погодные факторы влияют на местную растительность. За работы по изучению климата и флоры Северного Кавказа Василий Васильевич был удостоен Малой золотой медали Русского Императорского географического общества.
В 1903-м году Маркович получил новое назначение — руководителем Сухумской садовой и сельскохозяйственной опытной станции в Абхазии. По приезду он обнаружил её в страшном запустении — много лет станцией никто не занимался. Участок зарос буреломом, от большинства деревьев остались лишь замшелые пеньки, теплицы были разрушены. «Ничего! Всё поднимем, и будет здесь сказка!» — оптимистично заявил учёный. И слово своё сдержал. Уже к 1907-му году стараниями и энтузиазмом Василия Марковича сухумская сельскохозяйственная станция преобразилась. При ней заработали полеводческое отделение, отдел питомников, химическая лаборатория, кабинеты научных исследований, библиотека, музей. При станции открылась школа садовых рабочих, где желающих бесплатно обучали тонкостям ухода за южными культурами. Под редакцией Василия Васильевича выходил просветительский журнал «Вестник сухумского общества сельского хозяйства». В Сухуме Маркович успешно акклиматизировал около ста сортов цитрусовых растений, 40 видов бамбуков, маслины. Он внёс огромный вклад в борьбу с малярией на Северном Кавказе — вырастил южноамериканское хинное дерево, из которого добывали вещество хинин для лечения больных. Василий Маркович поддерживал тесные контакты с Симоно-Кананитским мужским монастырём в абхазском городе Новом Афоне. Передавал в обитель саженцы и семена, учил монахов премудростям садоводства. Не оборвал он эту связь и после того, как в 1917-м году к власти пришли большевики. Более того — в 1921-м Маркович принял в монастыре тайный постриг с именем Нестор. Однако работу свою не оставил, избрав нелёгкий подвиг монашества в миру.
В 1925-м году академик Николай Вавилов, высоко ценивший труды Марковича, пригласил его работать в свой научно-исследовательский институт растениеводства. Василий Васильевич переехал в Ленинград. И сразу командировки — Китай, Индия, Япония. На родину учёный привёз около четырёх тысяч образцов тропических растений, которые собирался акклиматизировать. Однако не успел. В 1937-м году Марковича арестовали — за сотрудничество с Новоафонским монастырём. 72-летнего учёного обвинили в религиозной пропаганде и выслали на север, где Василий Васильевич — монах Нестор — и скончался в 1942-м году. Незадолго до смерти он написал автобиографию, которую назвал «Жизнь счастливого человека». Счастьем для него было служение людям и Богу.
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Таинство Брака». Протоиерей Тимофей Китнис
Гостем программы «Светлый вечер» был духовник монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в немецком городе Клаузене, Парижской архиепископии Московского Патриархата протоиерей Тимофей Китнис.
Разговор шел о таинстве Брака (Венчании) — что происходит во время совершения этого таинства, в чем его значение и что оно дает людям, решившим создать семью.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти бесед о значении и истории появления семи таинств Церкви.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена таинству Евхаристии (эфир 08.12.2025)
Вторая беседа с протоиереем Федором Бородиным была посвящена таинствам Покаяния и Соборования (эфир 09.12.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена таинствам Крещения и Миропомазания (эфир 10.12.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер












