Преподобный Антоний родился в Египте в середине третьего века в христианской семье. Двадцатилетним юношей он похоронил отца и мать и оказался перед вопросом — как выстраивать свою жизнь дальше? Горячая любовь к Богу призывала к монашеству, но большое состояние и обширное хозяйство, унаследованные от родителей, требовали внимания и трудов. К тому же на руках у Антония оставалась младшая сестра. Сомнения разрешили слова Евангелия, прозвучавшие на богослужении: «Если хочешь быть совершенным, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной». Антоний поспешил исполнить призыв Спасителя — он раздал бедным односельчанам деньги и землю, и, поручив заботу о сестре знакомым христианкам, удалился от людей.
Некоторое время юноша жил в пещере неподалеку от родного селения под руководством некого старца, а затем ушёл в одиночестве вглубь пустыни. Двадцать лет Антоний провёл в непрестанных испытаниях, претерпевал голод, жажду, холод и зной. Но самыми страшными искушениями, по словам самого пустынника, были тоска по миру и тревожные мысли. Враг рода человеческого смущал подвижника сомнениями в избранном пути. Он скучал по сестре, жалел розданного имущества и оставленных удовольствий мирской жизни. Преподобный Антоний хранил твёрдую веру и непрестанно творил молитву, но иногда ему казалось, что Господь оставил его. Когда же духовные страдания усилились настолько, что терпеть их было почти невозможно, подвижнику явился Иисус Христос и уверил, что Он всегда был и будет рядом.
Слава о подвижнической жизни Антония распространилась в Египте. Вокруг пещеры, где он жил, стали селиться монахи, желающие быть его учениками. В 305 году они обратились к преподобному с просьбой стать их наставником.
ОДИН ИЗ ОТШЕЛЬНИКОВ:
Благослови нас, отче! Каждый из нас стремится к Богу, так научи, как сделать прямым этот путь!
И преподобный прервал свое уединение. Он вышел к братии с такими словами.
АНТОНИЙ:
Для научения достаточно Писаний. Но мы с вами можем укреплять друг друга верой, утешать добрым словом. И я расскажу вам о том, что изведал опытом.
ОДИН ИЗ ОТШЕЛЬНИКОВ:
Так скажи нам сразу — что важнее всего для монаха?
АНТОНИЙ:
Важнее всего, пребывая в подвиге, не предаваться унынию. И помнить — всякому, избравшему благое, Бог содействует ко благу.
Преподобного Антония называют основателем отшельнического монашества —под его духовным руководством впервые объединились несколько подвижников. Пещеры иноков, вверивших себя одному авве, то есть отцу, стали называться улицей, или, по-гречески, лаврой. Это название монастырей сохранилось и поныне применительно к самым крупным обителям.
Святой Антоний дважды покидал свою лавру. В 311 году, во время гонений императора Максимиана, он посетил главный город Египта, Александрию, чтобы укрепить христиан в их подвиге. Не страшась мучений, преподобный открыто исповедовал свою веру во Христа, но Господь уберег его от ареста. Второй раз старец появился в египетской столице в триста пятидесятом году по приглашению архиепископа Афанасия Великого. Еретики-ариане, стремясь склонить на свою сторону сомневающихся, ложно утверждали, что преподобный разделяет их взгляды. Антоний опроверг эти наветы и осудил еретическое учение, чем уберег многих от пагубного заблуждения.
Святой Антоний мирно скончался в возрасте девяноста лет. Он запретил ученикам открывать людям место своего погребения, чтобы избежать почитания, коего считал себя недостойным. Однако его святые мощи были обретены и торжественно перенесены сначала в Александрию, затем в Константинополь, а в десятом столетии — во Францию, в монастырь неподалеку от города Вьен. В этой обители, носящей имя святого, его останки хранятся и поныне.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер