Икона Божией Матери «Трёх радостей» - необычная. Исследователи сходятся на том, что источником вдохновения для русской святыни послужила картина итальянского живописца Рафаэля "Святое семейство". В начале восемнадцатого века по приказу императора Петра Первого дворянские дети проходили обучение за границей морскому, инженерному делу, а также живописи. По преданию, один из знатных отпрысков попал в Италию, где и вдохновился полотном Рафаэля. На иконе он изобразил Пресвятую Богородицу с Богомладенцем Христом, святого Иосифа Обручника и младенца Иоанна Крестителя. Художник оставил картину у своего родственника, настоятеля московского храма Святой Троицы на Покровке. Вскоре живописец скончался. Икону поместили над входом в храм. Через сорок лет случилось чудо, прославившее образ. Одна знатная московская дама понесла подряд три тяжкие утраты: оклеветали и отправили в ссылку ее мужа, имение отобрали в казну, а единственный сын попал в плен во время войны. После молитв перед этой иконой женщина получила три радостных вести. Мужа оправдали, имение было возвращено, а сын освобожден из плена. С тех пор икона и получила свое утешительное название «Трех Радостей». Первообраз святыни не сохранился, но известны другие чудотворные списки с иконы.
Псалом 90. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Бывают псалмы неизвестные, бывают известные, а бывают настолько популярные, что нашим сознанием они воспринимаются уже не как составная часть Псалтыри, а как самостоятельные произведения, обладающие невероятной силой. Так произошло с 90-м псалмом, многие люди видят в нём некоторое христианское подобие оберега. Сегодня этот псалом звучит во время богослужения в православных храмах. Давайте его послушаем.
Псалом 90.
Хвалебная песнь Давида.
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днём,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование моё»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё».
Неудивительно, что услышанный нами сегодня псалом чрезвычайно известен и популярен: он прямо говорит о том, что Бог хранит того человека, который находится под «кровом Всевышнего». Кроме того, псалом усиливает этот образ и упоминает перья, осеняющие чтущего Бога человека. Образ перьев должен подчеркнуть, что покров Божий — это не какая-то метафора, отражающая духовные реалии, покров Божий ощутим и заметен в физическом мире.
В качестве иллюстрации можно вспомнить, как переживал богоявление пророк Илия: «Но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3Цар. 19:11–12). Физически ощущаемое «веяние тихого ветра» — так может проявлять себя покров Божией над человеком. Знает история и другие формы покрова Божия: здесь мы можем вспомнить бесчисленные свидетельства воинов, которые, молясь словами 90-го псалма, оставались невредимыми в эпицентре боя. Некоторые из переживших такое вмешательство Божие люди говорили, что Бог в буквальном смысле вторгался в физическую реальность, спасая человеческую жизнь.
Конечно, эти свидетельства нам известны и очень дороги. Однако они не должны отменять собой того, как кажется, вполне очевидного факта, что никакая молитва, никакой псалом не действуют сами по себе; для того, чтобы покров Божий стал нашей реальностью, мы не столько должны твердить слова 90-го псалма, сколько жить так, чтобы Бог действительно был нашим Богом. А такая жизнь подразумевает предельно внимательное отношение к слову Божию, непрестанную молитву и жизнь по евангельским заповедям Христовым.
Да, иной раз Бог действует по-другому: Он сначала оказывает Свою милость человеку, беря его под Свой покров, и потом уже ожидает ответной реакции человека. Всякий случай — индивидуален. Однако нам не стоит забывать, что покров Божий — это не какая-то магия, это проявление благой воли нашего Творца, Который жаждет увидеть наш ответ, исполненный веры, надежды и любви.
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Сол., 269 зач., IV, 1-12.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов.
Однажды меня пригласили в дом, который сразу потряс своей... невероятной чистотой: всё было на своих местах, нигде ни пылинки, абсолютное царство порядка и предсказуемости! Трудно было справиться с ощущением, что ты попал... в гостиницу, а не в жилой дом с живыми людьми. Через какое-то время, когда я узнал, что семья распалась, я даже и не удивился: едва ли можно долго жить в «стерильной гостинице».
Сегодня в храмах звучат слова из 4-й главы 1-го послания апостола Павла к Солунянам, где мы и сможем под особым углом зрения рассмотреть историю с «идеальным домом».
Глава 4.
1 За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали,
2 ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса.
3 Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда;
4 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести,
5 а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога;
6 чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь — мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали.
7 Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.
8 Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго.
9 О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга,
10 ибо вы так и поступаете со всеми братиями по всей Македонии. Умоляем же вас, братия, более преуспевать
11 и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам;
12 чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались.
Итак, как же связаны история с домом, где разрушилась семья, и слова апостола Павла о том, что каждый христианин призван соблюдать свой сосуд в святости и чести, и не поступать с братом своим противозаконно и корыстолюбиво? И при чём здесь вообще вышеупомянутая «бытовая стерильность?»
Любое взаимодействие людей друг с другом — всегда в той или иной степени обмен. И, конечно же, прежде всего это обмен «нематериальный». Общаясь друг с другом, мы обмениваемся информацией, эмоциями, впечатлениями, оценками. Психолог бы сказал, что в общении крайне важная сторона — обмен «ритуальными эмоциональными поглаживаниями» — имея в виду не телесное прикосновение, а добрый взгляд, слово одобрения или даже жест поддержки. Ещё более важным всё это становится в семейной жизни, где люди постоянно касаются друг друга на всех уровнях.
Что нам старается донести апостол Павел? Он показывает, что есть две противоположные модели выстраивания отношений: потребительская и праведная. Первая — потребительская — характеризуется тем, что другого в этих отношениях не «любят», а «имеют» — именно как «вещь», «предмет»; к нему относятся «инструментально». И это вовсе может не выражаться в поиске какой-то материальной или иной выгоды. Как, например, в случае с домом с идеальном порядке «другой» в этой супружеской паре предполагался как абсолютно гармонично вписываемый в создаваемый «стерильный мир» — и от него требовалась такая же соответствующая стерильность — а внутреннее содержание было вообще не интересным. Более того: оно вообще могло быть каким угодно — лишь бы не разрушалась его поведением «идеальность» дома!
Другая модель отношений — праведная — исходит не из «вещности», «объектности» другого лица в этих отношениях, а из его «личностности» — то есть наличия некой абсолютной, не сводимой ни к каким категориям «измеримости», ценности. Именно отсюда, с этой точки, только и может начаться любовь — когда любящий взгляд проникает в самую глубину Другого, и оказывается «восхищённым», или даже «похищенным» открывающейся внутренней красотой. Главное, что есть там, в глубине — и называется «честью». Потребительское отношение выводит как самое значимое и ценное — из какого «материала» сделан этот «сосуд», какова его «форма», насколько он «объёмен» и «ресурсен». Всё — про «использование». А «праведное» отношение переступает через все внешние, измеримые параметры и сразу заглядывает внутрь: есть ли там что-то на дне — или кроме наружной формы, внутри — пусто?
Непростой вопрос сегодня апостол поставил перед нами: внимательно всмотреться в тех людей, которые входят в круг нашей семьи, и честно ответить: бережём ли мы их честь как главную внутреннюю святыню личности — или же всего лишь пользуемся ими как предметами?...
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Поэты «Серебряного века». Протоиерей Павел Карташев
У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вяземы Одинцовского района протоиерей Павел Карташев.
Разговор шел о знаменитых русских поэтах, представителях «Серебряного века», об их духовных поисках, отразившихся в творчестве.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о «Серебряном веке» русской поэзии и его основных представителях.
Первая беседа с прот.Павлом Карташевым была посвящена общим особенностям «Серебряного века» (эфир 17.11.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер








