Святой пророк Аггей был одним из последних ветхозаветных пророков. Его имя означает "праздничный". Он жил за пятьсот лет до Рождества Христова. Еще до рождения Аггея вавилоняне захватили Иерусалим, город был разграблен, а главная святыня - Храм Соломона - разрушен. Жители Израиля были угнаны в рабство. Долгие годы плена закончились лишь когда Вавилон пал под натиском соседней Персии. Персидский царь Кир отпустил народ Израиля домой. По-видимому, Аггей родился в плену и вернулся в Иудею в числе первых пятидесяти тысяч освобожденных рабов. Тогда же началось возрождение Иерусалимского храма. Но строительство было прервано, а потом и запрещено персидскими властями. В обществе воцарилась духовная апатия. В пятьсот двадцатом году Бог послал своего пророка Аггея, чтобы вдохновить народ Израиля на восстановление святыни. Вдохновенные речи Аггея и другого пророка Захарии укрепили решимость царя Зоровавеля. Такое же влияние они оказали и на простой народ. Постоянно находясь на стройке, Аггей и Захария убеждали работавших не отступать. Аггей говорил, что Второй храм будет более велик, чем первый: в нем Бог явит Свое благоволение миру. Пророчества Аггея составили одну из двенадцати книг "малых пророков" Ветхого Завета.
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 218 зач., I, 16-23.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Заинтересовавшись церковной жизнью и обратившись к церковной литературе, мы погружаемся в мир богословия, библеистки, святоотеческой литературы, открываем для себя историю Церкви и её богослужения. Но к какому знанию стремились первые христиане и в чём его черпали, если собственно христианской литературы ещё не было? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
16 непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,
17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,
18 и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых,
19 и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,
20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,
21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,
22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
Человеку, который посещает обычные книжные магазины и видит, что христианству посвящены одна-две полки в захудалом шкафчике с религиозной литературой, может быть, сложно себе представить, что есть целые магазины с христианскими книгами, где одной истории Церкви может быть посвящено несколько полок, не говоря уже о святоотеческой письменности, житиях святых или книгах о вопросах современной жизни. Когда церковный человек бывает в таких магазинах, у него возникает одна мысль — чтобы это всё перечитать, никакого времени не хватит.
А что было у христиан древности? Были ветхозаветные Писания, были устные предания и небольшое число апостольских писем. Кроме того, в течение второй половины первого века появлялись собственно тексты евангелистов. Вся остальная литература представляла собой языческие сочинения: философские, художественные, мифологические... самые разные. Иногда в них встречалось нечто доброе и даже полезное, неслучайно древнехристианские авторы называли философию детоводителем язычников ко Христу и рассуждали о возможной пользе для юношества некоторых языческих книг. Но самих по себе христианских текстов было чрезвычайно мало.
В то же время, обратившись к сегодняшнему тексту, мы увидим, что апостол непрестанно благодарит Господа о братьях по вере. Он молится, чтобы Бог дал им Духа премудрости и откровения к познанию Его. Сегодня мы окружены книгами, что само по себе не может не радовать. Но вот мы слышим слова апостола и у нас возникает вопрос: о каком познании Бога говорит апостол, если его ученикам практически нечего было читать? Ведь когда мы приходим в церковь, чтобы узнать нечто о Боге, — нам советуют книги... Наше возможное недоумение связано с тем, что для человека нашего времени, воспитанного в научной парадигме, выражения «знать Бога» и «знать нечто о Боге» практически совпадают по смыслу. Именно поэтому мы акцентируем внимание на прочитанном и всё время думаем, что бы нам такого ещё прочитать, чтобы получше разобраться в вопросах веры. Для апостола Павла вопросы, связанные с содержанием веры, несомненно, очень важны, но, когда он говорит о познании Бога, Он имеет в виду не количество знаний, но углубление духовного опыта, в результате которого просвещаются сердечные очи, то есть исцеляется внутреннее, духовное зрение. Благодаря этому исцелению мы начинаем по-другому видеть не только свои отношения с Богом, но самих себя и отношения друг с другом. Если мы будем стремиться не просто знать нечто о Боге, Церкви или христианской культуре, но знать Самого Бога как Отца и Господа, если Он станет для нас Личностью, с которой мы собеседуем в молитвах, которой мы доверяем, в которой сосредоточена вся наша надежда, всё наше формальное, книжное знание изменится, станет более глубоким и плодотворным.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Чудо». Священник Антоний Борисов
В этой программе вместе с доцентом Московской духовной академии священником Антонием Борисовым мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Чудо» и говорили о том, в каких отношениях находятся религия и наука и в чем смысл чудес, описанных в Евангелии.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Ожидание Рождества Христова;
— Рождественский пост;
— Повышенные ритмы современного мира;
— Чувство рождественской радости;
— Участие в богослужениях — служение, молитва, дело
Ведущий: Константин Мацан, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Чудо». Священник Антоний Борисов
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 03.01.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов