Священномученик Иоанн Бороздин родился в тысяча восемьсот семьдесят восьмом году, в слободе Мстёре Владимирской губернии. Его семья издавна занималась иконописью и держала свою мастерскую. Мальчик рано освоил начала ремесла и закончил школу иконописания. Братство мастеров направило его в духовное училище, потом Иоанн несколько лет был псаломщиком при монастыре. Юноша женился и был рукоположен в сан диакона. С двадцать третьего года Бороздин служил в храме Космы и Дамиана в Москве. В двадцать восьмом году власти объявили о том, что храм будет закрыт. Отец Иоанн Бороздин к тому времени принял сан священника. Он писал протесты, собирал подписи верующих, но все было напрасно. В тридцатом году храм был закрыт и вскоре его разрушили. Отец Иоанн тяжело пережил случившееся и заболел. Несколько следующих лет он служил в кладбищенской церкви, жил в комнатке на колокольне. Там его и арестовали. Утром к священнику пришли его сыновья и обнаружили, что все вещи перевёрнуты, а постель и подушка – в крови. Протоиерея Бороздина заключили в Бутырку. Отца Иоанна обвинили в том, что он «распространял ложные слухи о якобы существующем в СССР гонении на религию». Через несколько дней священника приговорили к расстрелу. Протоиерей Бороздин был погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
«Священномученик Владимир Киевский». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о судьбе и трудах священномученика Владимира, митрополита Киевского, который считается первым новомучеником среди епископов.
Отец Анатолий рассказывает о его пути: о служении в Самаре и Грузии, о плодотворных пятнадцати годах в Москве, о непростом переводе в Петербург и о последних днях в Киеве.
В центре внимания — личность владыки Владимира: его энергия, дар проповеди, забота о просвещении и социальной помощи, внимание к каждому человеку. Батюшка вспоминает его борьбу с голодом и болезнями, просветительские труды и молитвенный подвиг, а также испытания клеветой и гонениями.
Его мученическая гибель в годы революции стала символом испытаний, через которые проходила Церковь в XX веке. Образ владыки Владимира — пример верности Богу, стойкости и любви к людям, который и сегодня укрепляет православных христиан.
Все выпуски программы Светлый вечер
10 сентября. О ложном страхе

В 4-й главе Евангелия апостола Марка есть слова Христа апостолам: «Что вы так боязливы? как у вас нет веры?».
О ложном страхе — протоиерей Максим Горожанкин.
В святоотеческой литературе присутствует такое понятие, как, например, демонобоязнь или бесобоязнь. Часто, выстраивая свою духовную жизнь неправильно, христианин начинает бояться наваждений вражьих больше, чем Бога или больше, чем согрешить. И вот это от себя необходимо отгонять.
Как пишет апостол в другом послании: «Противостаньте дьяволу, и убежит от вас». Бояться мы должны своих грехов, бояться мы должны обидеть ближнего или оскорбить святыню, но ни в коем случае не должны бояться бесов лукавых, бояться суеверий каких-то, сглаза или порчи, потому что это всё призрачно, и этому всему нужно придавать как можно меньше значения, памятуя о том, что главное для нас — быть ближе друг к другу и ближе к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 сентября. О духовном испытании самих себя

В 13-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте».
О духовном испытании самих себя — иеромонах Макарий Маркиш.
Финал 2-го послания апостола Павла к коринфянам выдержан в очень строгих, очень жёстких тонах, как это и должно быть в финале, чтобы мотивировать слушателей к исполнению сказанного. Проверяйте себя, верите ли вы. А как можно себя проверить? Только перед лицом Христа, перед лицом живого Бога, в Его Святой Соборной и Апостольской Церкви.
В ней ли вы? Принадлежите ли вы Ему? Приняли ли вы Его в себя? Соединились ли вы с Ним? Проверяйте — вот это и есть задача, которую ставит апостол. Проверяйте, экзаменуйте себя.
И вот это завершение стиха, «а вот, может быть, вы не такие, как надо», — это такой размытый перевод одного единственного греческого слова «азокими», «азокимазатэ азокими». Это означает «недостойный, неправильный, фальшивый». Про монету говорят, что она азокима, и вот это слово служит очень таким серьёзным предупреждением каждому из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема