Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых. Он родился в тысяча пятьсот седьмом году. Отец готовил сына к карьере государственного мужа. В юности он дружил с княжичем Иоанном, будущим царем Иваном Грозным. Но Феодора больше привлекала вера. Тайно он покинул Москву и дошел до Соловецкого монастыря. Там Феодор жил простым послушником, не гнушался самым тяжелым трудом. Он принял монашество с именем Филипп и несколько лет работал в монастырской кузне. Трудился он и в пекарне - хлебне. Там Филиппу было знамение - Свое благоволение смиренному монаху по преданию явила Сама Богородица. В память об этом в обители сохранился образ Богоматери «Хлебенный». В тысяча пятьсот сорок шестом году Филипп стал игуменом Соловецкой обители. Он стремился упрочить духовное значение монастыря, укрепить память о ее основателях - преподобных Савватии и Зосиме Соловецких. Для тайных молитвенных подвигов игумен Филипп часто удалялся в глухое пустынное место, получившее впоследствии название Филипповой пустыни. В это время о Колычеве вспомнил Иоанн Грозный. По мысли царя друг детства должен был с митрополичьей кафедры контролировать бояр. Но святитель Филипп обличил неправедные дела царя, за что и принял мученическую кончину.
Часть 2
Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Феодор, родился в тысяча пятьсот седьмом году. В отрочестве он дружил с будущим царем Иоанном Грозным. Но потом Феодор отказался от карьеры государственного сановника и выбрал путь монашеского делания. В тысяча пятьсот сорок шестом году он, уже будучи монахом Филиппом, стал игуменом Соловецкого монастыря. За двадцать лет обитель расцвела: возводились новые храмы, крепла духовная жизнь. Иоанн Грозный вспомнил о друге детства и пригласил его занять кафедру митрополита Московского. Царь надеялся найти в Филиппе сподвижника, способного укротить бояр. Игумен долго отказывался принимать на себя митрополичье бремя. Он пытался убедить царя уничтожить опричнину. Наконец стороны нашли компромисс, в тысяча пятьсот шестьдесят шестом году Филипп возглавил кафедру Московских святителей. Но слишком многое в поведении царя смущало митрополита: его самозванное иночество, новая волна казней. В шестьдесят восьмом году в Крестопоклонную неделю Великого поста митрополит Филипп отказался благословить царя и опричников. Он открыто осудил беззакония, творимые ими. Царь устроил соборный суд на митрополитом. Лжесвидетели оклеветали его. Опричники ворвались на литургию, зачитали решение суда, сорвали с митрополита облачение и отправили в ссылку. Филипп был заточен в Тверской Отрочь монастырь. Там год спустя, святитель принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова. Мощи святителя Филиппа покоятся в Москве, в Успенском соборе Кремля.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица