Святого апостола Фому на самом деле звали Иуда и был он родом из галилейского города Пансады. «Фома» — его прозвище, которое по-арамейски значит — «близнец». Услышав проповедь Иисуса Христа, он все оставил и пошел вслед за Учителем. Однажды Иисус сказал, что собирается идти в Иудею. Уже было известно, что там Христа ждали враги. Апостолы стали отговаривать Учителя от рискованного путешествия. Тогда порывистый и смелый Фома сказал ученикам: «Пойдем и мы умрем с ним!» С Фомой связан эпизод явления Христа ученикам на восьмой день после Воскресения. Спаситель обратился к Фоме, не поверившему рассказам других апостолов о том, что Христос воскрес, с просьбой «вложить персты свои» в Его раны. Потрясенный апостол отказался. Сомнение Фомы было особенным, оно послужило окончательному утверждению в вере учеников Христа от апостольского века и до наших дней.
Наиболее известный евангельский эпизод с участием апостола Фомы связан с событиями после Воскресения Христова. В Евангелии от Иоанна сохранилось свидетельство того как святой Фома воспринял весть о Воскресении Спасителя. Он не удовлетворился рассказами других учеников и сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, не поверю...». На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолам, среди которых был и Фома показал свои раны, и обратился к нему: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Фома сказал в ответ: «Господь мой и Бог мой!» Святитель Иоанн Златоуст так пишет об апостоле: «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их».
По церковному преданию, после Воскресения и Вознесения Спасителя, святому апостолу Фоме выпало проповедовать в Эфиопии, а также на Востоке. В своих странствиях он прошел до самой Индии. За обращение в христианство сына и супруги правителя индийского города Мелипуры святой Фома был заключен в темницу. Апостола пытали, и казнили, проткнув пятью копьями. Частицы мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне. Апостолу Фоме принято молиться при беспокоящем душу неверии. Вспоминая жизнь и уверение Фомы, Церковь празднует день его памяти также во второе воскресенье после Пасхи, которое так и называется — Фомино воскресенье.
1 апреля. О почитании Преподобного Симеона (Поповича)

Сегодня 1 апреля. День памяти Преподобного Симеона (Поповича), жившего в ХХ веке в Черногории.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
Когда заходишь в пещерные монастыри, то погружаешься в далекую древность. Когда ты проходишь вглубь пещер, подходишь к мощам подвижника, то ты думаешь, что погрузился на тысячи лет, словно ты идешь в Киево-Печерской лавре, в пещерах Каппадокии. Но когда ты оказываешься в Черногории и заходишь в монастырь Дайбабе, тебе кажется, что ты тоже попал в такую глубокую древность, хотя он совсем недавний. Ведь преподобный Симеон, чью память мы сегодня совершаем, жил буквально на поколение старше нас, дожил до начала Великой Отечественной войны. Преподобный Симеон, который так тесно связан с русской церковью, который учился в России, который традиции подвижничества, того самого, которое он видел в Киево-Печерской лавре, той самой тысячелетней традиции преподобного Антония Печерского и Феодосия ученика его, он перенес на Черногорскую землю, которая восстанавливалась после гнета турецкого завоевания. Да, Черногория сохраняла независимость, но это была дикая независимость в лесах, в горах, где дикие кланы вырезавшие порой не турок, а друг друга. И после того, как Черногория смогла вернуть свои исторические земли, и древние монастырские пещеры вернулись в лоно православной церкви, то там древность соединилась с современностью.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 апреля. Об обличениях

В 15-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Ненавидящий обличение погибнет».
Об обличениях — священник Родион Петриков.
Эти слова звучат как предупреждения из древнего мира, который, однако, идеально вписывается в наш век бесконечных советов, критики и так называемых экспертных мнений. Однако, давайте честно: не всякое обличение полезно. Одни слова могут стать толчком к росту, а другие только ранить и унизить. Сегодня, когда каждый может высказать свое мнение в комментариях, в социальных сетях или личных сообщениях, очень важно научиться фильтровать. Конструктивное обличение — это как зеркало, которое показывает где ты споткнулся и при этом дает понять, что ты можешь стать лучше. Оно мотивирует, даже если сначала больно. А вот деструктивное обличение — это зеркало, которое бьет тебя осколками в лицо. Оно не помогает, а только разрушает. Так как же относиться к обличениям? Во-первых, не бояться их. Во-вторых, задавать себе вопрос: кто говорит это и зачем? И если человек искренне хочет вам помочь, его слова, да пусть даже резкие, стоит принять к сведению. Если же это просто попытка самоутвердиться за ваш счет, можно это смело пропускать мимо. И нужно помнить, что мудрость не в том, чтобы избегать критики обличений, а в том, чтобы научиться извлекать из них пользу. Правда, сказанная с любовью — это лекарство, а правда, сказанная со злостью — это яд. Будем мудры в выборе, что принимать, а что оставлять за дверью.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 апреля. О личности и творчестве Иллариона Прянишникова

Сегодня 1 апреля. В этот день в 1840 году родился русский художник-жанрист, автор масштабного полотна «Спасов день на Севере» Илларион Прянишников.
О его личности и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Илларион Михайлович более 20 лет преподавал в училище живописи, ваяния и зодчества. Был учредителем товарищества передвижных знаменитых художественных выставок, оставаясь бессменным членом его правления. Русский север стал его вечной любовью. Действительно, многие передвижники путешествовали в северные губернии, где и находили обильный материал для своих жанровых картин. Константин Коровин, знаменитый наш импрессионист, вспоминал Прянишникова. Главная черта его была ясность ума, трезвость понимания. Все сентиментальное, сладкое было ему просто противно невмоготу. Он не любил уменьшительных суффиксов: красочки, этюдики, уголек. Тотчас поправлял. Его эстетики, говорил Коровин, мешало все расслабленное. Это был мужчина, это был честнейший человек, человек свободы и силы. Замечательная характеристика, которая свидетельствует о том, что всякий творческой человек, особенно художник, должен найти самого себя в творчестве, обрести свой собственный стиль, далекий от подражания, приспособленчества, копирования, хотя начинается труд художника всегда с подражания. Но обрести себя — значит оставить свое слово в живописи. Именно это свойство мы обретаем в картинах Иллариона Прянишникова. От его картин веет удивительным теплом, любовью к Отечеству, к русскому народу. Многоцветная палитра и тщательно выписанные персонажи.
Все выпуски программы Актуальная тема