Священномученик Александр, архиепископ Самарский, в миру - Александр Трапицын, родился в тысяча восемьсот шестьдесят втором году в Вятской губернии. Он получил духовное образование, женился и стал священником. Супруга отца Александра рано умерла и он принял монашество. Через несколько лет он был назначен на Вологодскую кафедру. Епископ Александр видя оскудевающую в народе религиозность пытался изменить ситуацию. Так он собирался инициировать приходскую реформу, принимал активное участие в деятельности Поместного Собора семнадцатого - восемнадцатого годов. После революции владыка Александр решительно выступил против проводившегося в рамках атеистической агитации вскрытия мощей святых угодников. Он вступил в переписку с властями, убеждая с помощью научных и богословских доводов о значимости мощей для верующих. Но над священником лишь смеялись в советских газетах. В двадцать третьем году епископа Александра арестовали и приговорили к работам в концлагере. В тридцать третьем его, уже епископа Самарского, приговорили к трехлетней ссылке на Урал. В тридцать седьмом году последовал новый арест. Вместе с владыкой под стражу взяли еще двадцать три священника и двух мирян. Вместе с епископом Александром было расстреляно еще пять священномучеников.
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 205 зач., III, 8-12.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Всякий верующий человек старается соблюдать заповеди. Однако обычно он и не задумывается, почему именно это делает. А ведь подходы к нравственной жизни могут быть очень разными. Христианский ответ на вопрос, почему именно человеку важно соблюдать заповеди, прикровенно звучит в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла Галатам, который читается сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте его послушаем.
Глава 3.
8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом,
10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Ни для кого не секрет, что многие люди выстраивают отношения с окружающими и в том числе со своими детьми по модели, которую можно было бы назвать рыночной. Они так и говорят «если исполнишь моё поручение, тебе можно будет пойти гулять», «если не послушаешь меня, не получишь вкусного». Эти фразы кажутся для многих нормальными и невинными, но в итоге, если они не являются редкими педагогическими приёмами, а становятся законом жизни, мировоззрение ребёнка и подростка оказывается искажённым, и во взрослой жизни его ждут большие трудности. Конечно, взрослые работают и получают зарплату, но жизнь так не строится, и если искать в ней только рыночную логику, счастливым не станешь. Недавно один молодой человек спросил меня: «Почему Бог сотворил людей, если точно знал, что они его не послушаются?» И я ответил, что Он хотел поделиться с ними бытием и любовью. Реакция моего собеседника меня удивила, ведь он спросил: «Но за что же их было любить?». Пришлось рассказывать ему о том, что настоящая любовь не бывает за что-то. Он не стал спорить, но для него это было очень необычно. Подобный подход настолько чужд современному миру, в котором всё как будто бы покупается и продаётся, что и сам Бог воспринимается как Тот, Кто покупает у человека доброе поведение обещаниями награды.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел размышляет о том, каким образом и на каком основании Бог оправдывает людей. Современные люди слово «оправдание» обычно понимают либо как объяснение человеком своего поступка, либо как решение суда, в котором обвиняемый признаётся невиновным. Очевидно, что первый вариант не подходит, потому что, по апостолу, оправдывает человека Бог, а второй, потому что внешнее декларативное заявление никак не меняет человеческого состояния. Если он виновен, то виновен, если праведен, то праведен. Из Писания мы знаем, что все люди несут в себе последствия первородного повреждения, смертность, тленность и страстность как зависимость и подчинённость от мира. Однако в том же Писании мы читаем, что Бог обратился к Аврааму и призвал его к завету с Собой. Но чем заслужил это Авраам? Был ли он праведником? Очевидно, что как человек совершенно праведным не был. И всё же Бог позвал его, и Авраам доверился Ему. В его жизни случались минуты сомнений и кризисов, и всё же из этих испытаний он выходил, сохранив доверие Творцу. Что же им двигало? Доверие к Богу. Почему же он стал исполнять волю Божию? Чтобы нечто заслужить? Нет. Но потому что уже верил, что Бог Его любит и хотел этой любви хоть сколько-нибудь соответствовать. Позже его потомков Бог вывел из Египта. За что? Не за что, а для чего. Чтобы освободить их из рабства. Он вывел их и предложил им договор, и они доверились. Однако получив закон, со временем решили, что он спасает и сам по себе. Подобную позицию апостол называет ошибочной. Евреи ничем не заслужили спасения, Бог вывел их по Своей любви, и отвечая на эту любовь, они были призваны соблюдать закон. Именно поэтому оправдание с христианской точки зрения — это не декларация о праведности, не просто присвоение её виновному, но восстановление нашей способности к праведной жизни, которое мы получаем, доверившись Христу. Именно поэтому наше доверие и ответная любовь к Тому, Кто возлюбил нас, когда мы были ещё грешниками, — лучшие основания для нравственной жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О несении креста». Архимандрит Симеон (Томачинский)
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе проповеди священномученика Серафима (Чичагова) говорили о том, что значит «нести свой крест», для чего самому Господу пришлось пройти через страшные крестные муки, а также в чем смысл слов Христа о том, что невозможно спасти душу, не погубив её.
Также разговор шел о самом священномученике Серафиме (Чичагове): каким был его жизненный путь, в чем состоял его подвиг и как этот святой связан с Дивеево и преподобным Серафимом Саровским.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Срочная помощь для тех, кто попал в беду
Не так давно в жизни трёхлетней Алины из Таганрога случилось сразу несколько важных событий — она научилась улыбаться, идти на контакт с людьми и, наконец, заговорила! Для её мамы Ольги это стало настоящим подарком, ведь год назад врачи не давали никакой надежды.
Из-за проблем со здоровьем, Алина отстаёт в развитии. Долгое время она не откликалась на имя, не хотела общаться, играть и отвергала любые попытки её обнять. Ольга понимала, что дочери необходима длительная реабилитация, но денег на дорогостоящее лечение не было. В надежде на помощь она позвонила на горячую линию церковной социальной помощи. «Когда мне сказали, что нам оплатят реабилитацию, у меня от радости перехватило дыхание!» — вспоминает Ольга.
Вскоре Алина отправилась в медицинский центр, где начала заниматься с нейропсихологом, логопедом, дефектологом и другми специалистами. И спустя две недели девочка начала произносить слова, потом впервые улыбнулась, и сама подошла обнять маму.
Первый этап занятий стал огромным прорывом для Алины. Чтобы закрепить результат, лечение важно продолжать. И Ольга вновь рассчитывает на поддержку, ведь собрать всю необходимую сумму она не может.
Для того, чтобы у Горячей линии церковной социальной помощи была возможность оперативно помогать таким детям, как Алина, и всем, кто нуждается в участии, копилка проекта всегда должна быть полной. Поддержите работу Горячей линии Русской Православной Церкви, сделать это можно на платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











