Праведный Филарет Милостивый жил в восьмом веке на севере Малой Азии, в области Пафлагония. Филарет был богатым и знатным вельможей, но достаток его не радовал. Он часто вспоминал слова о том, что человек, умирая, ничего не уносит из мира. И тогда он начал помогать местным беднякам. Однажды на Пафлагонию напали арабские племена. Они опустошили и разграбили страну. Пострадало и имение Филарета. Но он роздал оставшееся имущество тем, кому пришлось гораздо хуже. В то время византийская императрица Ирина искала невесту для сына, будущего императора Константина Багрянородного. Послы побывали во всех уголках империи. Им приглянулась кроткая и добрая внучка Филарета, Мария. Она пришлась по сердцу и Константину. Тот щедро одарил Филарета. Так к нему вернулась слава и богатство. Но, как и прежде, он продолжал раздавать милостыню и кормить нищих, сам прислуживая им за трапезой.
Часть 2
Праведный Филарет Милостивый жил в области Пафлагония, на севере Малой Азии, в восьмом веке. Семья его принадлежала к знати. Но богатство не затмило глаза Филарету. Он близко к сердцу принял слова Спасителя о том, что богатому трудно попасть в Царствие Небесное. С тех пор главным его попечением стала забота о бедных. Филарет кормил нищих, помогал вдовам и сиротам. Долгое время жена и дети с насмешками и упреками относились к отцу. Ведь даже последнее оставшееся имущество после набега арабов он раздал тем, у кого совсем ничего не осталось. «Я имею в тайниках, вам неизвестных такое богатство и такие сокровища, которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживете без труда и ни о чем не заботясь»,- отвечал Филарет родным. И Господь воздал Филарету, вернув ему богатство. После смерти Филарета его жена, Феозва, увидела – сколько людей пришло помянуть добрым словом ее супруга. Тогда и она принялась восстанавливать в Пафлагонии монастыри и храмы, разрушенные во время иноземных нашествий.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница