Москва - 100,9 FM

"Православный Свято-Тихоновский Университет". Светлый вечер с прот. Алексеем Емельяновым (12.05.2017)

* Поделиться
прот. Алексей Емельянов

прот. Алексей Емельянов

У нас в гостях был проректор Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, Заведующий кафедрой Священного Писания протоиерей Алексей Емельянов.

Мы говорили о 25-летней истории Свято-Тихоновского Университета, о его преподавателях, студентах, и о тех задачах, которые ставит перед собой этот ВУЗ.

 

 

 

 


А. Пичугин

В студии светлого радио приветствую вас я, Алексей Пичугин. И у нас в гостях этот час, ближайший час «Светлого вечера» проведет протоиерей Алексей Емельянов, проректор православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующий кафедрой библеистики, автор ряда книг по новозаветной истории и составитель евангельского синопсиса. Здравствуйте, отец Алексей.

Протоиерей Алексей

– Добрый вечер.

А. Пичугин

– Сегодня будем говорить про Свято-Тихоновский университет. Мы неоднократно в этой студии с разными гостями обсуждали православное образование, разного уровня богословское образование, но про Свято-Тихоновский университет, который является, наверное, у нас одним из самых крупных учебных заведений Русской Православной Церковью, наряду с Московской духовной академией и Петербургской духовной академией, мы еще не говорили. Вот исправляемся, тем более что в ближайшее воскресенье, 14 мая у нас, вернее, в Свято-Тихоновском университете пройдет день открытых дверей. Давайте с этого и начнем, расскажите, что это такое. Ну практически все вузы, я думаю, проводят дни открытых для того, чтобы познакомить потенциальных студентов с жизнью университета. Отец Алексей, расскажите, где это будет проходить, что это такое. Ну а потом уже, я думаю, в течение программы мы будем говорить об истории, о современности университета.

Протоиерей Алексей

– Да, действительно, в этом году, 2017 этот день открытых дверей майский будет проходить в мемориальном уникальном доме-памятнике и бывшем епархиальном доме, в Лиховом переулке, дом 6.

А. Пичугин

– Ну, самый центр Москвы, на Садовом кольце.

Протоиерей Алексей

– Да, напротив Театра кукол Образцова, через дорогу. И в этом доме проходил 100 лет назад Великий Всероссийский Священный Собор Русской Православной Церкви, который в течение года заседал в этом мемориальном здании, и в этом доме был избран Святейший Патриарх Тихон. Вот вокруг этого дома, в частности, конечно, или в первую очередь будет проходить день открытых дверей. Там будет проходить лекторий, будет организована неоднократно экскурсия по дому этому уникальному, с показом всяких документальных кадров, посвященных памяти 100-летия Собора. Ну и, конечно, естественно, будет приходить формальная, техническая часть, посвященная жизни нашего университета, наших десяти факультетов. В этом году университет празднует 25-летие, и это событие формально должно было отмечаться в марте, ибо именно в марте 1992 года наш университет зарегистрировал свой устав в Министерстве юстиции Российской Федерации. Но традиционно актовый день и всякие торжества сопрягаются с другим мемориальным днем, а именно с днем избрания Святейшего Тихона на патриарший престол. Это произошло в ноябре 1917 года. Вот эти юбилеи, эти даты, они в этом году будут идти чередом, начиная с 100-летия открытия Собора на праздник Успения Божией Матери в 17-м году и так далее. Ну, значит, что будет. Конечно, каждый факультет будет, в течение нескольких часов, начиняя с торжественной части, и ранее торжественная часть...

А. Пичугин

– Ну у меня программка есть перед глазами, я даже могу процитировать, что все это начнется в половине двенадцатого, продлится до четырех часов, там работа стендов факультета. В 11.45 экскурсия по зданию история Московского епархиального дома, потом в три часа еще одна такая экскурсия. И в полдень мини-лекция «Наука в ПСТГУ. От студента до профессора» – здесь будут рассказывать о грантах, конкурсах, стажировках. И читать ее будет Александр Викторович Савин, профессор кафедры философии, религии, религиозных аспектов культуры. И еще одна лекция «Языки в богословском образовании – роскошь или необходимость» – Софья Александровна Моисеева, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры восточно-христианский филологии. Ну и дальше знакомство с факультетами, торжественная часть и многое-многое другое

Протоиерей Алексей

– Да, и концерт там будет, в том числе, музыкальный. Так что вот такая разнообразная программа ожидает тех, кто будет интересоваться нашим университетом, в день открытых дверей 14 мая, в воскресенье сего года. В Лиховом переулке, дом 6.

А. Пичугин

– Буфет будет работать.

Протоиерей Алексей

– Да.

А. Пичугин

– «Цветной бульвар», правильно? Ближайшее метро «Цветной бульвар», «Трубная».

Протоиерей Алексей

– Да, «Цветной бульвар» и «Трубная», и «Тверская» метро.

А. Пичугин

– «Маяковская», наверное еще. Там пройти недалеко. Ближе всего от «Цветного бульвара», буквально 5-7 мнут.

Протоиерей Алексей

– Да, от «Цветного бульвара» действительно ближе всего от метро. И, собственно, университет находится прямо около остановки троллейбуса – автобуса «Б».

А. Пичугин

– История здания, конечно, впечатляет. Мы уже говорили с вами сейчас, вернее, вы говорили, что оно было построено как епархиальный дом, еще по замыслу святителя Филарета. И предполагалось, что там, да и не то что предполагалось, а когда его открыли, там действительно все, что было связано с образованием в Московской епархии, издательство, миссионерские центры – все это постепенно возвращается сейчас в Лихов переулок.

Протоиерей Алексей

– Да, действительно, в это здание возвращается постепенно жизнь, самая разнообразная. Там, действительно, действуют не один лекторий уже, регулярно действующие лектории с приглашенными лекторами самыми разными. Там, действительно, уже теперь по нескольку раз в месяц проходят очень неплохие концерты классической музыки. Дело в том, что палата, соборная так называемая палата, в которой заседал в течение целого года Собор 1917-18-го годов, считалась одним из самых выгодных мест акустически в Москве. Ну наряду, она похожа в чем-то на Рахманиновский зал Синодального училища при Московской консерватории, где сейчас проходит регулярная концертная деятельность наряду с Большим и Малым залами консерватории. Так вот она действительно подтверждает это свое, так сказать, звание одного из лучших акустических залов в городе Москве. Ну а кроме того, эта палата очень торжественная, ну я уже не говорю о ее мемориальном значении. И что там еще происходит, в этом здании. Ну, конечно, в этом здании происходят богослужения теперь регулярно. Там два храма, один храм посвящен святому равноапостольному великому князю Владимиру, и он был год назад, в юбилейный год для князя Владимира, 2015-й, когда мы праздновали 1000-летие его блаженной кончины, освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. И кроме того, там был освящен и нижний храм, в первом этаже, посвященный Всем Святым Отцам Всероссийского собора. Уже около 50 делегатов этого собора причислены к лику святых.

А. Пичугин

– Ну вот совсем недавно причем.

Протоиерей Алексей

– Да, ну вот они постепенно...

А. Пичугин

– Ну прошедший на днях Синод утвердил как раз список Отцов, участников Собора.

Протоиерей Алексей

– Да, совершенно верно. И, кстати говоря, наш актовый день, когда мы празднуем избрание Святейшего Тихона на патриарший престол, что произошло в храме Христа Спасителя у иконы Владимирской Божией Матери в ноябре 1917 года, вот этот день он решением Священного Синода назван днем и Отцов Всероссийского Поместного Собора. Вот как один от древних соборов это Собор Святых Отцев тем самым. Но для нас-то место совершенно мемориальное, потому что мы, конечно, ощущаем историческую и преемственную связь с Отцами Собора, которые прямо из этого помещения порой отправлялись в свои епархии и оттуда уже не возвращались, будучи замученными, сосланными и репрессированными. Так что этот Собор, помимо, конечно, избрания Святейшего Тихона на престол и восстановления патриаршего правления Русской Православной Церковью совершил эпохальное деяние – он вдохновил Русскую Церковь на страдания вот в послереволюционные годы.

А. Пичугин

– Интересно, что проходя мимо этого здания много лет, я думаю, что многие из наших слушателей мимо этого здания проходили, и в таком совершенно конструктивистском доме, в котором находилась киностудия, нельзя было вообще рассмотреть очертания храма. Теперь, когда опять мимо него проходишь и видишь здание с огромным куполом и крестом, уже пытаешься найти это конструктивистское, и не понимаешь, что это одно и тоже.

Протоиерей Алексей

– Да, люди не узнают совершенно этого места, которые бывали там только лишь в давние поры. Потому что там еще, помимо этого основного купола храма равноапостольного князя Владимира, там теперь восстановлена и колокольня, которая совершенно была разрушена, ее следы абсолютно исчезли. Вот эта колокольня выступает, так сказать, к тротуару. И здание очень стильное, вот в этом неорусском стиле построенное. Его, собственно говоря, устроителем явился уже следующий великий святой Русской Православной Церкви, а именно святой священномученик Владимир Богоявленский, который пострадал, уже будучи на последней, четвертой великой митрополичьей кафедре Русской Рравославной Церкви в Киеве. А до этого занимал все митрополичьи кафедры нашей страны, нашей Церкви. Это была его последняя кафедра. Так вот он строил этот дом, действительно, с целью организации в нем народного православного просвещения. Поэтому там, в частности, собирались огромные хоры из рабочего класса, из того самого пролетариата, которому нечего терять было. Эти хоры доходили до нескольких сотен человек. Там было, где собраться, было, где это все устроить. Это вот, собственно, сейчас и видно. В этой огромной соборной палате. Ну и да, действительно, издательская деятельность, о чем уже сегодня вы говорили. Но университет старался все 25 лет своего бытия и, собственно говоря, и раньше, потому что родился он не на пустом месте, он родился из живой церковной работы...

А. Пичугин

– Сейчас об этом будем говорить как раз. Но меня удивляет, что, действительно, на протяжении всех 90-х годов Свято-Тихоновский пытался это здание каким-то образом вернуть Церкви и разместиться в нем.

А. Пичугин

– Напомню, что протоиерей Алексей Емельянов, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующий кафедрой библеистики этого университета, сегодня в гостях у радио «Вера». Программа наша приурочена к тому, что 14 мая в Лиховом переулке, в одном из помещений Свято-Тихоновского университета, пройдет день открытых дверей. Да, вот буквально последние два слова про это здание. Меня удивляло, что в 90-е годы Свято-Тихоновский действительно за него боролся очень много лет, были суды. Причем киностудии там уже и не было, здание было расселено и признано аварийным.

Протоиерей Алексей

– Да. Оно, мало того, было признано аварийным, там значит, оно было куплено в частную собственность, и его пришлось, так сказать, ну буквально выпрашивать. Но это выпрашивание было сопряжено с трагическими обстоятельствами. Прежде, чем люди поняли, что это нужно именно Русской Православной Церкви, а не для какого-то еще иного личного частного бизнеса, там даже и пострадали люди. Вот такое вот продолжение этой страдальческой истории, которая имела место быть и началась с 1917 года в этом здании.

А. Пичугин

– Ну давайте теперь к истории университета перейдем, потому что люди, мне кажется, должны понимать, на день открытых дверей чего они приходят. У нас в 90-е годы возникало огромное количество негосударственных высших учебных заведений, где они теперь. Ну практически ни одно из них не сохранилось, не сумело перешагнуть даже пятилетие. Свято-Тихоновский университет уже отметил четверть века, 25 лет, если не ошибаюсь, да, в этом году будет отмечать.

Протоиерей Алексей

– Да, именно в этом году мы отмечаем 25-летие. Нам предрекали, что мы не переживем кризиса, знаменитого кризиса...

А. Пичугин

– 98-го сначала, потом 8-го и так далее...

Протоиерей Алексей

– Да. Но еще есть и кризис развития, 15-летие считается в социологии или не знаю где таким вот кризисом для учреждения любого.

А. Пичугин

– Это 2007-й, с 92-го считаем, правильно?

Протоиерей Алексей

– Да. Я имею в виду, что есть независимые какие-то законы, по которым развиваются всевозможные образования и институты человечества, и вот какие-то ученые премудрые вывели, что есть так называемый кризис 15-летия существования. Мы его уже 10 лет назад, как преодолели, слава Богу, милостью Божией, действительно. Итак, институт родился, с одной стороны, не с пустого места. Группа московских священнослужителей объединилась для того, чтобы начать народное просвещение. С абсолютнейшего нуля, если не сказать с минуса. И это вылилось сначала в лекторий, регулярно действующий лекторий, который обретал всевозможные площадки в себе. В том числе, одна из пафосных площадок была предоставлена на площади трех вокзалов, рядом вот с Казанским вокзалом, в здании Дома культуры железнодорожников, и там несколько заседаний этого лектория проходило. Потом образовались курсы, двухгодичные курсы, а затем они плавно уже перекочевали в Православный Свято-Тихоновский богословский институт.

А. Пичугин

– Таковым он долго просуществовал.

Протоиерей Алексей

– Таковым он просуществовал до 2004 года.

А. Пичугин

– Подождите, еще раз. Название Православный Свято-Тихоновский Богословский институт возникло в каком году?

Протоиерей Алексей

– Оно возникло в 1992 году. И именно в марте того года, как я сказал, вот то есть 25 лет уже миновало, формально, он был под таким вот брендом.

А. Пичугин

– Зарегистрирован.

Протоиерей Алексей

– Да, и зарегистрирован в Министерстве юстиции. Этот устав, так сказать, вот он существовал.

А. Пичугин

– А для чего это нужно было? Ну понятно, 90-е годы, все по-новому, Церковь возвращается. Ну существовала Московская духовная академия, семинария, существовала Ленинградская, уже потом Петербуржская академия, семинария, еще несколько учебных заведений церковных, которые, ну худо-бедно, на тот момент обеспечивали Церковь кадрами.

Протоиерей Алексей

– Да, конечно, эти учебные заведения существовали, и многие выходцы из этих учебных заведений, в том числе оказались и деятелями, работниками и института Свято-Тихоновского.

А. Пичугин

– Причем я, да, прошу прощения, наверное, стоит поправить себя. Худо-бедно – я имел в виду, что потребности Церкви росли, конечно, образование прекрасное в Петербурге и в Московской академии. Но, конечно, запросы Церкви, видимо, превышали те возможности, которые...

Протоиерей Алексей

– Безусловно, они превышали. Но главный-то пафос все-таки открытия института тогда был в том, чтобы дать широкую возможность образования, в том числе и для людей мирских. То есть не только тех, кто пожелает стать членом клира Русской Православной Церкви, но также и просто мирским деятелям, которые смогла бы стать помощниками в деле просвещения народного, в деле строительства церковного. Которое, конечно, тогда вот с таким могучим напором развивалось после 1000-летия Крещения Руси, после этой знаменательной даты, когда очень многое в нашей стране, собственно говоря, и сдвинулось, лед тронулся. Вот этому было четыре года как раз.

А. Пичугин

– Но тут несколько факторов воедино еще сошлось, как я понимаю. Это и Николо-Кузнецкая община, которую возглавлял отец Всеволод Шпиллер. Ну до этого, естественно, за много лет, да, вот за восемь лет до основания института умер, но все равно была Николо-Кузнецкая община, в которую, как я понимаю, входили и вы тогда, да?

Протоиерей Алексей

– Да.

А. Пичугин

– Это и служение отца Глеба Каледы покойного.

Протоиерей Алексей

– Безусловно, отец Глеб Каледа...

А. Пичугин

– Вот расскажите об этом. Вот советская составляющая, которая была еще в то время. Потому что Николо-Кузнецкий храм, наряду еще с некоторыми церквями, в Новой деревне отец Александр Мень, Николо-Кузнецкий храм, Крестовоздвиженский, где начинал служить отец Дмитрий Смирнов молодой, это вот те храмы вокруг Москвы, в Москве, которые объединяли именно такую церковную интеллигенцию.

Протоиерей Алексей

– Да, Николо-Кузнецкий храм всегда привлекал, действительно, во время служения отца Всеволода московскую интеллигенцию. И можно сказать, что все интересующиеся, скажем так, в христианстве в нем тогда побывали за эти годы. Ну он прослужил там 33 года, в этом храме. Так вот отец Всеволод как-то один раз сказал будущему, по-моему, еще тогда не бывшему священником, отцу Владимиру...

А. Пичугин

– Воробьеву, ректору.

Протоиерей Алексей

– Да, отцу Владимиру Воробьеву ректору нынешнему бессменному нашего университета. И это он любит вспоминать все время. Он сказал: вот большевизм закончится, рухнут все, так сказать, атеистические препоны, которые чинятся сейчас христианству в нашей стране, люди пойдут в храм. «Кто их будет встречать?» – спросил он. Она задал такой вот вопрос риторический. Вот именно, собственно говоря, вот это, если хотите, и вопрошание, и одновременно благословение, конечно, старца, можно сказать, отец Всеволода Шпиллера, оно и вдохновляло тех, кто начал эту работу. Потому что, действительно, приходящим в храм зачастую некому было их, приходящих, встречать. Ну встречать, в каком смысле. Встретить их запросы, встретить их недоумения, встретить их, в конце концов, полную неосведомленность, невежество, разрыв с традицией, ну и так далее. Ну и, наконец, всякие их, конечно, какие-то и интеллектуальные запросы удовлетворить, это тоже. И мало того, все-таки, как можно сказать таким, на современном языке выраженные ответы на эти все самые знаменитые запросы, вопросы, трудные вопросы бытия и мироздания. Так вот именно это движило теми, кто организовывал сначала курсы, а затем Свято-Тихоновский институт. Отец Глеб Каледа...

А. Пичугин

– Ну он как раз вышел тогда на открытое служение.

Протоиерей Алексей

– Да, он в эти годы как раз вышел на открытое служение.

А. Пичугин

– Может быть, надо напомнить слушателям. Человек, который был рукоположен в конце 70-х, по-моему, еще в начале 80-х годов в Ярославле митрополитом Иоанном (Вендландом), доктор наук геолого-минералогических, если не ошибаюсь...

А. Пичугин

– Да-да-да.

Протоиерей Алексей

– Продолжал быть ученым, естественно, что шло абсолютно вразрез, у нас никогда в советское время не приветствовались священнослужители не то чтобы с научными степенями, но и с высшим светским образованием. Соответственно, он мог служить только у себя дома на квартире. И вот конец 80-х – начало 90-х – отец Глеб выходит на открытое служение.

Протоиерей Алексей

– Да. И он тогда организовал, значит, отдел по образованию и катехизации. И в какой-то степени вот вместе с этим отделом и действовали эти самые катехизаторские курсы, хотя, в общем, они никогда не были слиты воедино. Но отец Глеб стал, конечно, сразу активным участником ученого совета нашего института. Я хорошо помню, как он посещал эти вот поздние тогда заседания, которые продолжались заполночь тогда у нас, в каких-то таких самых разных помещениях, потому что помещения собственно своего у института не было. Ему предоставил свои площади, какие-то площади предоставил Николо-Кузнецкий храм...

А. Пичугин

– Ну что было, в общем, естественно.

Протоиерей Алексей

– Да, Николо-Кузнецкий храм ему предоставил. И вот так это все начиналось. Хочется вспомнить также такое знаменательное посещение отцом Иоанном Мейендорфом конференции, которую проводить начал Свято-Тихоновский институт, которая потом вылилась в международную ежегодную богословскую конференцию, которая теперь разрослась до нескольких секций. Значит, она проходит раз в несколько месяцев ежегодно, не укладываясь теперь в какие-то отдельно взятые дни. И отец Иоанн Мейендорф вот таким замечательным образом тоже благословил это начало. Он, приехав в Россию, позвонил отцу Владимиру и спросил: чем я вам могу полезен быть? И в этот же год он скончался. После приезда в Россию он вернулся домой, и обнаружился скоротечный рак у него. Но вот его такое вот как бы, если так можно выразиться, мистическое появление на этом мероприятии, куда, кстати говоря, приехал в тот же самый день и Святейший Алексий II на это заседание – как-то так все это соединилось удивительно, – который тоже благословлял этот начало и поддерживал его очень. Вот так это все как-то вот соединилось и как много в нем отозвалось, что называется, в этом дне и в этом вот таком вот участии. Что еще хочу сказать, что вот это начало было связано с таким необыкновенным, конечно, совершенно энтузиазмом. Множество уже взрослых людей, с высшим образованием буквально ринулись на эти курсы, а затем оказались первыми студентами Свято-Тихоновского института. И в первый год выпуска уже у нас, открылся институт в 92-м, а поскольку начал фактически он действовать раньше на вот этих курсах, то мы уже могли сразу выпустить в 94-м году первых выпускников. Их, правда, было всего там неполных четыре десятка человек.

А. Пичугин

– Давайте об этом мы продолжим говорить буквально через минуту. Я напомню, что в гостях у радио «Вера» сегодня протоиерей Алексей Емельянов, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующий кафедрой библеистики, автор ряда книг по новозаветной истории и составитель евангельского синопсиса. Я Алексей Пичугин, через минуту мы в эту студию вернемся.

А. Пичугин

– Возвращаемся в студию светлого радио. Здесь сегодня протоиерей Алексей Емельянов, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующий кафедрой библеистики этого учебного заведения. И говорим собственно о ПСТГУ, Свято-Тихоновском университете – 14 мая день открытых дверей. Еще раз мы напомним, что начнется все в Лиховом переулке, дом 6, метро «Маяковская», а ближе всего метро «Цветной бульвар» или «Трубная», «Тверская». Лихов переулок, дом 6, с 11.30 до четырех часов дня будет проходить день открытых дверей. Там и экскурсии, и встречи с преподавателями, и мини-лекции, и много-много всего другого интересного – 14 мая, в ближайшее воскресенье. А пока мы говорим об истории Свято-Тихоновского университета. 92-й год первый набор и в 94-м, спустя, вы говорили, два года университет уже мог выпустить первых желающих. Но кто были люди, которые приходили? Я так понимаю, что...

Протоиерей Алексей

– Ну это были. Конечно, прихожане нескольких храмов. В первую очередь, Николо-Кузнецкого храм, потом храма Царевича Димитрия при Первой градской больнице.

А. Пичугин

– Да, на Ленинском.

Протоиерей Алексей

– Где, в частности, тоже проходили наши занятия в аудиториях этой замечательной больницы.

А. Пичугин

– Но это не дети, это не бывшие школьники.

Протоиерей Алексей

– Нет, это были, в основном, конечно, тогда это были только взрослые люди.

А. Пичугин

– И вы диплом государственного образца еще тогда не выдавали.

Протоиерей Алексей

– Мы тогда диплом государственного образца не выдавали. А начали мы его выдавать только лишь в 2004 году, когда мы получили свою аккредитацию. С тех пор у нас все это здание, так сказать, разрослось в разные стороны. До десяти факультетов, уже более 50 специальных образовательных программ аккредитовано в нашем университете, то есть по этим программам люди получают дипломы государственного образца – бакалавриат, магистратура, аспирантура. И, в том числе, дистанционное образование возможно в нашем университете, и довольно оно активно развивается.

А. Пичугин

– Мы об этом уже как-то говорили в нашей программе.

Протоиерей Алексей

– Да. Итак, я тогда был в те годы диаконом, и я хорошо помню это вот ощущение, эту атмосферу удивительную. А она была удивительна, конечно, и для преподавателей, и для студентов. Студенты хватали все на лету, они буквально ну разрывали своих преподавателей на части, преподаватели с наслаждением делились своим опытом. И люди были самого разного свойства. Например, одно дело я, там совсем, ну не совсем, но молодой человек...

А. Пичугин

– Ну вам чуть больше 30 было.

Протоиерей Алексей

– Мне было тогда чуть-чуть больше 30, да, ну, собственно, когда мы начинали, в 92-м году, мне 30 еще не было. Диакон, только что рукоположенный, ну да, ну я там закончил Московскую семинарию, окончил перед этим Московский университет, и моя специальность, конечно, не имела никакого отношения к богословию.

А. Пичугин

– Мехмат.

Протоиерей Алексей

– Да. Но вот я оказался со студенческой скамьи, буквально, ну там отработав распределение тогдашнее советское, в должности преподавателя.

А. Пичугин

– Что вы преподавали?

Протоиерей Алексей

– Я преподавать начал тогда буквально все на свете: и Ветхий, и Новый завет, и приходилось принимать экзамены и читать лекции по истории Церкви. В общем, тогда у нас была такая стахановская пора.

А. Пичугин

– Я так понимаю, что это еще и пора самообразования.

Протоиерей Алексей

– Это, конечно, пора самообразования.

А. Пичугин

– Приходится всем одновременно заниматься.

Протоиерей Алексей

– Приходилось заниматься всем вместе взятым. И это было, действительно, совершенно незабываемо. Денег мы тогда не получали за это, но были готовы делать все на свете. Это одно, с одной стороны. А с другой стороны, это уже умудренный годами, например, будущий отец Борис Левшенко, ну тогда он еще священником не был. Нынешний отец Борис Левшенко, кандидат физмат наук, уже человек в почтенном возрасте, ему тогда уже было за 50 все-таки, который всю жизнь занимался этим самообразованием и пришел сюда уже действительно по-настоящему сложившимся богословом. И преподавание отца Бориса Левшенко догматического богословия – совершенно незабываемое явление, когда вот эти богословские истины в таком совершенно строгом виде, логически увязанном преподавались, и все становились на свои, действительно, места. И ну вот отец Валентин Асмус, ну и так далее. В общем, много вот самого-самого разного народа интереснейшего. Ну и первые выпускники наши оказались цветом, так сказать, зарождающейся заново, если так можно выразиться, вот этой самой Свято-Тихоновской школы. Ну, в частности, там одним из первых выпускником был отец Олег Давыденков.

А. Пичугин

– Ну это все преподаватели нынешние Свято-Тихоновского.

Протоиерей Алексей

– Да, наши нынешние преподаватели, люди уже известные не только в Русской Православной Церкви, но и за ее пределами.

А. Пичугин

– А как проходил переход от такой системы образования для людей уже сформировавшихся, для прихожан разных московских храмов, для тех, кто хотел расширить свое христианское видение, мировоззрение, к классической форме образование, когда вы начали набирать бывших школьников и, в общем-то, открыли разные факультеты, из которых можно было выбрать?

Протоиерей Алексей

– Ну это происходило, конечно, очень медленно и трудно. Потому что понятно, что к нам, конечно, приезжали и молодые люди со временем. Но именно для молодых людей проблема с прерыванием обучения при достижении призывного возраста тогда никак не могла быть решена. И поэтому, конечно, это были молодые люди, может быть, да, не имевшие уже теперь высшего образования, но которые отслужили в армии, то есть уже все-таки не школьники.

А. Пичугин

– Женщин вы еще не принимали?

Протоиерей Алексей

– Нет, людей женского пола мы принимали с самого начала.

А. Пичугин

– Но у вас был период, когда вы на богословский факультет женщин, например, не принимали.

Протоиерей Алексей

– Да, на богословский факультет мы не принимали, действительно, долго. Но после того как на богословском факультет открылись и другие специальности, в частности, вот классическая специальность, когда там появились филологи-классики, люди, которые изучали древнюю восточную филологию, восточные языки и классические языки, то туда, конечно, пришли и дамы. Но теперь там есть, скажем, и философы, и религиоведы, и там, конечно, тоже на этих отделениях богословского факультета учатся и девушки. По-прежнему, вот группы именно богословские, где специальность теология, мы дам не набираем. Но в результате на богословском факультете, если взять, так сказать, температуру по больнице, то там будет пополам приблизительно теперь уже учащихся обоих полов, если вот учесть все эти различные формы обучения, которые теперь там существуют. Когда мы начинали, это было у нас тогда всего лишь, если мне не изменяет память, четыре факультета, теперь же их десять. В том числе и странные, казалось бы, для такого гуманитарного вроде бы образования как факультет прикладной математики...

А. Пичугин

– Давайте, сразу перечислим факультеты, которые у вас есть сейчас.

Протоиерей Алексей

– Да, ну факультеты следующие: богословский факультет, церковного пения, церковных художеств, информатики и прикладной математики, миссионерский факультет, исторический, филологический, педагогический, и социальных наук. Наконец, десятым является факультет дополнительного образования. Вот наши факультеты. Значит, ну теперь, после 25 лет нашего существования, выпуск уже достигает четырехсот человек, он увеличился более, чем в десять раз. Начиналось с неполных сорока, напомню. Ну вот это если перечислить выпускников всех форм обучения, конечно, имеется в виду, не одного какого-то факультета. В университете, как мы сказали выше, при университете параллельно существует религиозное учебное заведение, которое называется по-старому: ПСТБИ.

А. Пичугин

– Но оно недавно возникло.

Протоиерей Алексей

– Оно возникло недавно, и решением нашего священноначалия те, кто параллельно обучаются, учась на каких-то других специальностях, но в первую очередь, конечно, на богословском факультете. Параллельно обучаются – потому что многие предметы и здесь и там параллельно, просто они перезачитываются в том учебное заведении, ПСТБИ – Православном Свято-Тихоновском богословском институте, параллельно существующем, они имеют возможность рукополагаться. Таково решение, так сказать, в идеале, и к этому будет стремиться дальше наше священноначалие, а сейчас уже это так уже и в Москве реально, де факто. Именно только таковых обладателей, значит, вот этого образовательного ценза допускают к принятию сана. Недавно, кстати, вышел по этому поводу как раз вот основополагающий документ, правила. Значит, за эти годы более шестисот наших выпускников приняли священный сан.

А. Пичугин

– Это немало.

Протоиерей Алексей

– Не только выпустившиеся, конечно, с богословского факультета, потому что это выпускники и других факультетов. Выпускники наши служат практически во всех епархиях Русской Православной Церкви. В том числе и в епископском сане, их сейчас уже около десяти, выпускников в епископском сане, которые вот это служение свое проходят. Они, конечно, наши выпускники, не только клирики, но они и работники всевозможных церковных структур. А также многие из них, конечно, остаются зачастую там же, где они были, поступая к нам. Скажем, если они поступили, уже будучи людьми в возрасте, уже с образованием там и с работой, с каким-то образом деятельности уже пришли к нам своим уже сложившимся, они могут продолжать свою работу, где они были до того. Но, конечно, они возвращается в свою среду как потенциальные миссионеры. Миссионеры не обязательно по форме, но по содержанию. И это регулярно вот срабатывает. Мы с этим регулярно сталкиваемся и в этом убеждаемся, что это действительно срабатывает.

А. Пичугин

– Напомню, что протоиерей Алексей Емельянов, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в гостях у радио «Вера». Мы говорим о Свято-Тихоновском университете, о его истории и современности. 14 мая день открытых дверей, в ближайшее воскресенье с 11.30 до 16 часов в Лиховом переулке, дом 6, в центре Москвы, пройдет это мероприятие. Мы еще не поговорили на такую важную тему: студенты, досуг и учебный процесс. Вот придут молодые люди на день открытых дверей, заинтересуются. Есть ряд факультетов, которые представлены не только в Свято-Тихоновском университете, но и во многих гуманитарных вузах Москвы, во многих профильных вузах. Это, например, исторический факультет, это филологический, педагогический, социология, информатика и прикладная математика – все это есть в разных вузах столицы. Почему именно к вам, почему вы считаете, что студент должен прийти на это направление именно в ПСТГУ?

Протоиерей Алексей

– Ну да, конечно, безусловно, из перечисленных факультетов многие имеют весьма уважаемые аналоги многолетние в нашей столице и не только, и за ее пределами.

А. Пичугин

– Ну, будем говорить в московских вузах, поскольку вы в Москве находитесь.

Протоиерей Алексей

– Да. Итак, ну что выгодно отличает процесс образования и выпускника именно нашей формы обучения от параллельной формы, адекватной, идентичной в других вузах. Значит, в нашем университете был совершен некогда прорыв: мы религиозное образование вывели из гетто. Усилиями, в первую очередь, нашего ректора отца Владимира Воробьева, стандарт по теологии занял свое заслуженное место в общегосударственном реестре образовательных специальностей. Это был совершенно революционный, бескровный, конечно, переворот, после декрета Совнаркома об отделении школы от Церкви и Церкви от школы, который последовал некогда беззаконно и просуществовал вот без малого сотню лет у нас в стране. В противовес тому, что происходит во всех цивилизованных странах мира, где этот образовательный стандарт всегда существовал наряду с прочими стандартами, с прочими направлениями деятельности в государственных, ну и в частных вузах, и имел полное право на существование и гражданство в своих системах образования национальных. Так вот что это к чему это должно привести, в частности, и вот не в теологической специальности для наших выпускников историков, педагогов, филологов. Наши все студенты в своем академическом плане – и это стандарт государственный всех образовательных программ сейчас позволяет сделать, – имеют богословскую составляющую, которая ориентирует их в мире гуманитарных наук, так сказать, в религиозном плане. Гуманитарные исследования в нашей стране очень сильно были обеднены от того, что вот эта религиозная составляющая мировоззрения ученого воспитуемого...

А. Пичугин

– Но далеко не у всех ученых было религиозное мировоззрение. Ну, по крайней мере, далеко не все ученые на протяжении последних двухсот лет позиционировали себя как верующие люди.

Протоиерей Алексей

– Это верно.

А. Пичугин

– На качество их исследований как раз это не влияло зачастую.

Протоиерей Алексей

– На качество их исследований это могло не влиять. Но в гуманитарной области отсутствие представления о том, что религия и наука не противостоят друг другу и не находятся в антагонизме, конечно, препятствовало развитию настоящего гуманитарного исследования. Я сейчас не говорю об исследованиях математических и всевозможных естественных наук, на которых был поставлен акцент, начиная с начала гонки вооружений в нашей стране, по естественной необходимости. Я говорю именно сейчас о гуманитарной составляющей. Вот эта вот атеистическая ярко выраженная составляющая всего образовательного поля в нашей стране, которое, как родимое пятно, не изжито в гуманитарных вузах нашей страны целиком и полностью, и я подчеркиваю, именно атеистическая составляющая, не просто безрелигиозная, агностическая и так далее, как угодно назови, а именно атеистическая составляющая, она преодолена. И это правильно. Дело не в том, чтобы всякого ученого филолога сотворить, значит, крещеным или некрещеным попом, там как угодно назови. Речь не об этом. А речь о том, чтобы для него эта составляющая просто существовала в рамках в его исследования, чтобы он принимал во внимание...

А. Пичугин

– А вы принимаете... Простите, что я перебиваю, просто время у нас остается не так уж много, но много важных вопросов еще. Вы принимаете молодых людей, если речь идет о бывших школьниках, после единого госэкзамена, как и все прочие вузы...

Протоиерей Алексей

– Конечно

А. Пичугин

– Но обязательным условием является их принадлежность к христианству, к православию?

Протоиерей Алексей

– Ну понимаете, в чем дело, мы конечно же, не имеем пава по закону при сдаче результатов ЕГЭ в приемную комиссию тем или иным молодым человеком, задать ему вопрос в анкете, является ли он православным. Это позиционируется самим, значит, фактом нашего существования.

А. Пичугин

– Ну, к примеру, захочет прийти к вам учиться неверующий молодой человек...

Протоиерей Алексей

– Мы ему не имеем права отказать. Таковые прецеденты у нас уже существуют. Конечно, с течением времени эти люди, когда они понимают, куда они попали, не только на дне день открытых дверей, а уже из практики обучения у нас, они конечно потом не приживаются. Понятно дело, что они...

А. Пичугин

– Но вы их целенаправленно не выдавливаете?

Протоиерей Алексей

– Целенаправленно мы их не исключаем. По крайней мере, такого прецедента у нас – целенаправленного исключения человека, который честно заявляет о том, что он неверующий, – у нас не было.

А. Пичугин

– А прецеденты были?

Протоиерей Алексей

– Прецеденты были, людей, которые говорили, что они неверующие.

А. Пичугин

– У нас время бежит быстро. Блиц не блиц, но так кратко давайте попробуем ответить на ряд вопросов, которые наверняка будут интересовать людей, пришедших на день открытых дверей. Образование – понятно. Какой-то есть наверняка досуг для студентов, который организует университет, что это такое. Понимаю, что у разных факультетов это разная деятельность.

Протоиерей Алексей

– Да, безусловно. Но есть, конечно, и общиеуниверситетские дела, в том числе общеуниверситетским делом является, ну например, традиционным ставшее уже поздравление ветеранов на Поклонной горе, которое не исчерпывается всучением гвоздик, а которое выливается в такую имитацию народного праздника, когда студенты готовятся долго, там танцы разучивают народные, там приезжают музыканты, гармошка, поют песни народные. И вот таким образом как-то радуют людей, пришедших вот на это священное место, на Поклонную гору. И это пользуется успехом.

А. Пичугин

– Может быть, есть студенческие лагеря, практика, поездки?

Протоиерей Алексей

– Есть у нас студенческие лагеря и поездки. Вот из таких поездок могу отметить ежегодную поездку в Иоанно-Богословский монастырь под Рязанью, которая очень сближает студентов, и там замечательная такая вот работа в монастыре организовывается, и там их очень ждут. И студенты потом не могут оторваться и просятся уже еще и еще раз туда поехать. Миссионерские поездки, ежегодные миссионерские поездки с руководством, со священниками в самые разные епархии. Ну в том числе, ездили вот в Пермскую епархию, в Архангельскую епархию ездили, в глухие совершенно районы, где они уже стали родными для бабушек, для людей там, зародились приходы в эти местах, куда ежегодно ездили наши студенты. Там уже какая-то своя жизнь началась. В том числе и ее помогли вдохнуть, мы веруем, вот наши юные миссионеры, которые приезжают туда со своей специальной программой. И, конечно, это очень, так сказать, памятно для тех, кто молодого христианина с человеческим лицом мог и не видеть ни разу в жизни. Ну далее дошло и до балов. Мы организуем тоже ежегодный, значит, студенческий бал. Ежегодный студенческий хоровой фестиваль у нас организовывается, и к нему тоже очень активно студенты готовятся, соревнуется, побеждают смотрят друг на друга, заражаются опытом, воспитывают вкус. Мы пытаемся воспитать вкус тем самым. Вспомнить если хоровой фестиваль двухгодичной давности и то, что было в этом году – студенты поняли, раскусили, что такое попса и что такое не попса, когда готовили свою хоровую программу. Факультетские хоры, имеется в виду. И, кажется, им удается постепенно в этом разобраться.

А. Пичугин

– Вы наблюдаете студентов на протяжении всего времени существования университета, 25 лет, четверть века. Как меняются студенты, вот именно молодые люди церковные или околоцерковные, которые приходят к вам учиться? Ну, скажем, как изменились студенты, которые приходили к вам в начале 2000-х и студенты которые приходят к вам в конце 2010-х, в 2017-17?

Протоиерей Алексей

– Ну как всегда, первый набор как первая любовь, это явление исключительное. То были люди, действительно, с особой совершенно мотивацией, с уже достаточно высоким уровнем самообразования и умением просто работать вот в академическом ключе. А потом, когда появились юные дети, то они в большой степени зависят, конечно, с одной стороны, от решения родительского, надо признать, а с другой стороны, от того, что им выдала школа, что им дала школа. А школа, как известно, в нашей стране испытывает тяжелейшие поры. И это, конечно, очевиднейшим образом отражается на вчерашних школьниках, наших абитуриентах нынешнего года. Они являются жертвами многочисленных экспериментов в области образования в нашей стране, не будем уточнять. И это, конечно, влияет на обстановку в нашем студентом коллективе. Конечно, мотивация в этом обществе не та, что у людей... и нынешних вечерников, у нас есть тоже, конечно, так называемое вечернее, по науке, очно-заочное отделение действует. Это люди, которые приходят к нам с рабочего места, от семьи отрывают время. Они, конечно, тоже учатся иначе, не так, как дети, которых содержат родители, которые живут под покровом родительским, не должны работать, никого содержать и ни за кого отвечать пока не должны. Но могу сказать по своему опыту, что несомненно, поскольку у нас все-таки учебное заведение очень большое, а с другой стороны, в рамках, конечно, обычных вузов страны, камерное, тем не менее, если со студентами начинать общаться и работать, то они, конечно, отзываются и они откликаются, они расцветают.

А. Пичугин

– Спасибо. Давайте еще раз напомним, что 14 мая, в ближайшее воскресенье, в Свято-Тихоновском университете в Лиховом переулке, дом 6, метро «Маяковская», ближайшее, правда, «Цветной бульвар», «Трубная,, пройдет день открытых дверей с 11.30 до четырех часов дня. О Свято-Тихоновском университете нам с вами сегодня рассказывал протоиерей Алексей Емельянов, проректор университета и заведующий кафедрой библеистики. Я Алексей Пичугин, мы прощаемся с вами. До новых встреч в эфире. Спасибо и всего доброго.

Протоиерей Алексей

– Всего хорошего.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Еженедельный журнал
Еженедельный журнал
Общая теплая палитра программы «Еженедельный журнал» складывается из различных рубрик: эксперты комментируют яркие события, священники объясняют евангельские фрагменты, специалисты дают полезные советы, представители фондов рассказывают о своих подопечных, которым требуется поддержка. Так каждую пятницу наша радиоведущая Алла Митрофанова ищет основные смыслы уходящей недели и поднимает важные и актуальные темы.
Разговоры о кино с Юрием Рязановым
Разговоры о кино с Юрием Рязановым
Вы любите кино, или считаете, что на экранах давно уже нечего смотреть? Фильмы известные и неизвестные, новинки и классика кино – Юрий Рязанов и его гости разговаривают о кинематографе.
Семейные истории с Туттой Ларсен
Семейные истории с Туттой Ларсен
Мы хорошо знаем этих людей как великих политиков, ученых, музыкантов, художников и писателей. Но редко задумываемся об их личной жизни, хотя их семьи – пример настоящей любви и верности. В своей программе Тутта Ларсен рассказывает истории, которые не интересны «желтой прессе». Но они захватывают и поражают любого неравнодушного человека.
Фрески
Фрески
Фрески – это очень короткие прозаические произведения, написанные интересно, порою забавно, простым и лёгким слогом, с юмором. Фрески раскрывают яркие моменты жизни, глубокие чувства, переживания человека, его действия, его восприятие окружающего мира. Порою даже через, казалось бы, чисто бытовые зарисовки просвечивает бытие, вечность.

Также рекомендуем