Преподобный Ферапонт Можайский, в миру Феодор, родился в тысяча триста тридцать седьмом году, в Волоколамске в дворянской семье Поскочиных. В сорок лет он принял монашеский постриг в Московском Симоновом монастыре. В этой обители инок Ферапонт сблизился с другим известным деятелем русского монашества, преподобным Кириллом Белозерским. Вместе они слушали духовные наставления преподобного Сергия Радонежского, несколько раз посещавшего их обитель. Однажды Ферапонт побывал на Вологодчине, в Белозерском крае. Суровая северная земля привлекла внимание подвижника. Второй раз он отправился туда вместе с преподобным Кириллом. Некоторое время подвижники жили вместе, а потом по взаимному согласию, Ферапонт перешел на новое место подвигов. Он основал свой монастырь, впоследствии названный в его честь. Ферапонт по смирению отказался быть там настоятелем, но содействовал устроению обители. К Ферапонту тянулись простые верующие и монахи за духовным наставлением и советом. Но сам он всегда обращался со всеми сомнениями к своему другу, преподобному Кириллу Белозерскому. В начале пятнадцатого века сын Димитрия Донского, князь Андрей Димитриевич попросил Ферапонта основать обитель в Можайске. Там, в созданном им Лужецком монастыре преподобный Ферапонт прожил восемнадцать лет, скончался и был погребен. Сейчас - это единственный из восемнадцати средневековых монастырей города, сохранившийся до наших дней.
«Вера и творчество». Антон и Виктория Макарские

Нашими гостями были известные актеры и музыканты Антон и Виктория Макарские.
Мы говорили о музыке, вере, семье, а также о святынях Оптиной пустыни и Крыма, которые оказались особенно важными и близкими для наших гостей.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Социальное служение». Татьяна Зальцман
Гостьей программы «Делатели» была заведующая кафедрой социальной работы Богословского факультета ПСТГУ Татьяна Зальцман.
Наша гостья рассказала о своем удивительном жизненном пути: о том, как, не поступив на философский факультет, стала уборщицей и как позже попала на учебу в Будапешт, где начала изучать тему реабилитации людей с особенностями развития. Татьяна поделилась, почему для нее важна эта проблема и почему социальное служение стало занимать такое важное место в ее жизни.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели
Псалом 65. Богослужебные чтения

Какое важное условие необходимо выполнить, чтобы научиться задавать вопросы Богу и получать на них ответы? Интересные размышления на эту тему можно найти в 65-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 65.
Начальнику хора. Песнь.
1 Воскликните Богу, вся земля.
2 Пойте славу имени Его, воздайте славу, хвалу Ему.
3 Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих! По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои.
4 Вся земля да поклонится Тебе и поёт Тебе, да поёт имени Твоему, Вышний!
5 Придите и воззрите на дела Бога, страшного в делах над сынами человеческими.
6 Он превратил море в сушу; через реку перешли стопами, там веселились мы о Нём.
7 Могуществом Своим владычествует Он вечно; очи Его зрят на народы, да не возносятся мятежники.
8 Благословите, народы, Бога нашего и провозгласите хвалу Ему.
9 Он сохранил душе нашей жизнь и ноге нашей не дал поколебаться.
10 Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро.
11 Ты ввёл нас в сеть, положил оковы на чресла наши,
12 посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу.
13 Войду в дом Твой со всесожжениями, воздам Тебе обеты мои,
14 которые произнесли уста мои и изрёк язык мой в скорби моей.
15 Всесожжения тучные вознесу Тебе с воскурением тука овнов, принесу в жертву волов и козлов.
16 Придите, послушайте, все боящиеся Бога, и я возвещу вам, что сотворил Он для души моей.
17 Я воззвал к Нему устами моими и превознёс Его языком моим.
18 Если бы я видел беззаконие в сердце моём, то не услышал бы меня Господь.
19 Но Бог услышал, внял гласу моления моего.
20 Благословен Бог, Который не отверг молитвы моей и не отвратил от меня милости Своей.
Прозвучавший псалом — это песнь благодарения. Автор вспоминает дивные дела, которые Бог сотворил с евреями. Господь провёл еврейский народ через многие испытания. Вывел из египетского плена, переправил через Красное море, через пустыню, чтобы привести в Землю Обетованную. Выпавшие на долю евреев трудности не только не уничтожили их, но закалили их, сделали чище, сильнее, укрепили их веру. Как говорит псалмопевец, при их помощи Господь «перепла́вил нас, как переплавля́ют серебро́». Именно благодаря этим трудностям возник Израиль. За всё это и благодарит автор псалма Творца.
Однако 65-й псалом свидетельствует не только о масштабных свершениях Бога. Вторая часть посвящена личной судьбе псалмопевца. Он благодарит Господа за то, что Он сотворил для него лично. Что бы это могло быть? Как мы видим из текста, псалмопевец благодарит Бога за то, что Он не отвергает его молитвы, но слышит его и благословляет его. Откуда он это знает? Это ему подсказывает то, как протекает его жизнь, как складываются вокруг него события. Но самое главное, он ощущает это внутри себя. «Е́сли бы я ви́дел беззако́ние в се́рдце моём, то не услы́шал бы меня́ Госпо́дь». Псалмопевец чувствует, что совесть его перед Богом чиста. И одновременно именно благодаря этой чистоте, его сердце максимально чутко воспринимает то, что происходит в духовном мире. Он сразу же ощущает, что ему отвечает Господь.
Это очень важная истина духовной жизни. Бог обращается к каждому человеку. И к праведному, и к тому, кто живёт во грехе. Однако только человек, чистый сердцем, человек, который, как говорят святые отцы христианской церкви, хранит свою совесть, может явственно услышать Его ответ. У грешника слишком много помех внутри. Раздражение, неприязнь, обиды, злоба, зависть и другие нечистые движения души и пристрастия создают постоянный шум в сердце. Праведник — тот, кто научился устранять причины этого шума. Тот, кто путём исполнения евангельских заповедей, путём участия в таинствах Церкви сделал свою совесть чистой от обид и претензий к окружающим. А потому теперь отчётливо слышит внутри самого себя то, что говорит ему Господь.