Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский родился в тысяча триста сорок девятом году, в Нижнем Новгороде. В двенадцать лет он тайно ушел от родителей и принял постриг в Нижегородской Печерской обители. Вскоре он приобрел уважение братии и славу постника и молитвенника у местных жителей. Макарий стал тяготиться этим. Со временем он удалился на берег Волги и стал жить в пещере близ озера Желтые воды. К нему собрались другие искатели безмолвной жизни. Так Макарий основал обитель во Имя Пресвятой Троицы. Он проповедовал христианство местным племенам - черемИсам и чувАшам. В тысяча четыреста тридцать девятом году казанские татары разорили монастырь. Но даже они испытывали почтение к благочестию отшельника. Макария и других христиан отпустили из плена, но ему запретили селиться у Желтого озера. Тогда он отправился в Костромской край. Макарий поселился близ города Унжа, на берегу одноименного озера. Там он прожил до своей кончины пять лет. Еще при жизни Макарий был наделен даром исцеления. Чудеса продолжались и после его смерти - по молитвам к святому край не раз был спасен от набегов войск Казанского ханства и поляков.
Джеймс Барри «Дорогой Брут» — «О вторых шансах»

Фото: PxHere
Нет, наверное, человека, который не мечтал бы порой о том, чтобы вернуться в прошлое и что-то исправить. Иными словами, получить второй шанс. А что, если такая возможность и правда была бы нам дана, хотя бы раз? Об этом размышляет Джеймс Барри, автор знаменитой повести «Питер Пэн и Венди» в пьесе «Дорогой Брут».
Все персонажи пьесы в той или иной мере недовольны своей жизнью и каждый точно знает, что именно он или она изменили бы в прошлом, будь у них второй шанс. Этот шанс они получают, благодаря соседу, чародею. На одну ночь он возвращает их в прошлое. И что же? Аккуратно и последовательно все герои повторяют свои ошибки. В конце концов один из них восклицает:
— Я понял. Что-то такое есть во мне, что заставит меня поступать и дальше так же. Моя душа словно заражена, отравлена. И сколько мне ни давай шансов, ничего не изменится.
«Всё дело в нас самих» — вот главное открытие героев. Человек, осознавший, что источник зла кроется в его душе, близок к покаянию. А покаяние — это изменение, перемена души, ума, сердца.
И тогда второй шанс, о котором говорит пьеса «Дорогой Брут», как раз и заключается в том, чтобы понять, какие именно свойства, качества и привычки привели в прошлом к тем или иным ошибкам — и не повторять их.
Все выпуски программы: ПроЧтение
Валентина Осеева. «Хорошее» — «Посильное добро»

Фото: PxHere
Как часто мы говорим близким: «я для тебя ничего не пожалею». И правда ведь, ничего не пожалеем. Кроме, пожалуй, чуточки внимания, капли тепла, минуты времени. Если оглянуться, сколько упущенных возможностей проявить посильное добро осталось за плечами?
Вот и Алёша, герой рассказа Валентины Осеевой «Хорошее», до поры до времени не обращал на них внимания. Однажды с самого утра мальчик начал напряжённо размышлять: что бы хорошее сделать для сестрёнки, няни и пёсика Трезора? В мечтах он спасает тонущую сестру, защищает няню от волков, вытаскивает Трезора из колодца. А в реальности на просьбы няни, сестры и тявканье собачки отвечает: «уйди, не мешай», совершенно не замечая разрыва между своими мечтами и действиями.
Рассказ Осеевой прост и рассчитан на детей. А вот и уровень посложнее. Английский писатель и богослов Клайв Льюис в 1942 году написал повесть «Письма Баламута», в которой опытный бес даёт молодому бесёнку советы по искушению людей. Одна из его инструкций звучит так: «Отвлекай подопечного от простых и прямых обязанностей, направляя к далёким и возвышенным. Усиливай неприязнь и слепоту к очевидному». Расчёт беса очевиден: человек способен всю жизнь провести в бесплодных мечтаниях и очнуться с пустыми руками и сердцем.
Вот и святитель Игнатий Брянчанинов, подвижник и духовный писатель девятнадцатого столетия, предостерегает нас от такого ослепления. Не стоит гнаться за великим, подчёркивал святитель. Драгоценен малый, терпеливый и постоянный подвиг, говорил он.
Маленький герой рассказа Осеевой сумел разглядеть самые простые и прямые свои обязанности — а всегда ли это удаётся нам?
Все выпуски программы: ПроЧтение
Владимир Одоевский «Сказка о том, по какому случаю коллежскому советнику Ивану Богдановичу»

Фото: PxHere
Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что только совершаемый впервые грех ужасает человека. Привычка же делает любой грех незаметным, и он уже не потрясает душу. В рассказе-притче с длинным названием «Сказка о том, по какому случаю коллежскому советнику Ивану Богдановичу Отношенью не удалося в Светлое воскресенье поздравить своих начальников с праздником» писатель Владимир Одоевский говорит как раз о такой привычке к тому или иному греху.
Герой рассказа, Иван Богданович имел обыкновение по субботам играть в карты с коллегами. Однажды в Страстную Субботу Иван Богданович, хоть и помнил, что ночью — Пасха Господня, но всё же не удержался и позвал сослуживцев играть в карты. Те послушно пришли, и началась игра. Уже стемнело, а игроки всё тасовали и сдавали карты. Кто-то из них и пытался подняться, да где там. Карты словно приклеились к рукам.
— А всё же здесь нам гораздо веселее, — сказал, к собственному ужасу, один из чиновников, когда зазвонили пасхальные колокола.
Ужас чиновника понятен. Его слова — это фактически отвержение Христа, да ещё когда? В Пасхальную ночь. И всё же герой эти слова, пусть помимо воли, но произносит. Игроки остаются на своих местах, даже когда уже идёт пасхальная служба. Они и силятся встать, но не могут. Пытаются задуть свечи, но никак. Привычка сделала грех — страсть к карточной игре — сначала незаметным, а затем и непреодолимым.
Завершается рассказ кошмарным сном Ивана Богдановича. Ему приснилось, что карты, внезапно увеличившись, заняли место игроков, перетасовали их и начали партию, используя людей вместо игральных карт. Такая игра — закономерный итог полного порабощения греху.
Есть ли в рассказе Одоевского отблеск света? Да. Можно надеяться, что, получив такой урок, увидев, пусть во сне, как играет им страсть, герой отыщет в себе силы положить конец своей зависимости и обретёт свободу.
Все выпуски программы: ПроЧтение











