Преподобный Венедикт, основатель западного монашеского ордена бенедиктинцев, принадлежит к общим святым, канонизированным еще до разделения Церквей. Он родился в итальянском городе Нурсии в конце пятого века. В четырнадцать лет Венедикта отправили на учебу в Рим. Его угнетала тамошняя безнравственная жизни, и юноша стал искать себе другого пути. Он ушел в горы и встретил там отшельника Романа, который постриг Венедикта в монашество. Три года прожил тот в пещере, в полном уединении, ведя борьбу с искушениями. Вскоре к нему стали собираться люди, жаждавшие жить под его руководством. Число учеников настолько выросло, что Венедикт разделил их на двенадцать общин. Каждая община жила как отдельный скит, под руководством игумена. Подобную обитель Венедикт позже основал на горе Кассино. Монте-Кассинский монастырь на долгое время стал центром Богословского образования для всего Запада. Там Венедикт написал устав, основанный на опыте жизни восточных пустынников и установлениях преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Его приняли впоследствии многие западные монастыри.
Деяния святых апостолов

Деян., 38 зач., XVI, 16-34.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Мартин Хайдеггер, крупнейший немецкий философ XX века, в «Разъяснении к поэзии Гельдерлина», оставил нам такую мысль: «Мы никогда не познаем тайну, срывая с неё покров... познать тайну мы можем только сохраняя тайну в качестве тайны».
С этой цитаты мне хотелось бы начать размышления над чтением из 16-й главы книги Деяний святых апостолов, которое сегодня звучит в храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Глава 16.
16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.
17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.
18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.
19 Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.
20 И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город
21 и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.
22 Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками
23 и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.
24 Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.
25 Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.
26 Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.
27 Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.
28 Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.
29 Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе,
30 и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?
31 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.
32 И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.
33 И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.
34 И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.
Реакция апостолов из прозвучавшего сейчас отрывка поначалу кажется очень странной: ведь, как сказали бы сегодня, прорицательница «увеличивала потенциальный охват аудитории» проповеди апостолов и повышала существенно эффективность их миссии! Однако апостол Павел не только отказывается от такого «продвижения» себя, но и вообще лишает пророчицу дара — из-за чего и получают апостолы избиение палками и заточение в тюрьму. Что же именно оказалось настолько неприемлемым для апостолов — что они, не задумываясь, отказались от «услуг прорицательницы» — тем более ещё и бесплатных?
Для меня ответ — в приведённых выше словах Хайдеггера о важности не срывать покровы с таинственного. Для обычного человека огромный соблазн — «подглядывать», «подсматривать», «вынюхивать» то, что доступно не всем. И за это, как мы знаем в том числе и из сегодняшнего чтения, люди готовы платить большие деньги! Но что же в этом настолько неправильного, что апостолы решили вопрос с пророчицей радикально, вообще лишив её этой связи с демоном?
Приведу историю, думаю, многим знакомую. Вы когда-нибудь в детстве перед Новым годом — пока родители были чем-то заняты — подглядывали в подарочные коробки? Если да, вы знаете, что сам факт этого подглядывания напрочь испаряет аромат праздника. Когда ты уже знаешь, что тебе подарят, — интрига пропадает, вкус предвкушения улетучивается — остаётся только неизбежное. И сколько же, напротив, восторга у того, кто не стал нарушать определённых границ — дотерпел до конца — и вот, разворачиваются праздничные ленты, снимаются внешние покровы упаковки — да в конце концов, какая разница, что именно окажется там, внутри: ведь ребёнок на всю жизнь запомнит это ощущение протяжённости любви — которая куда важнее самого подарка!..
Подглядывающий — всегда «ворует» любовь; в то время как способный дотерпеть — принимает её как благодарный дар. Этому и учит нас сегодняшнее чтение: уметь ждать, уметь терпеть — и не пытаться своими хитростями проникать туда, куда не следует!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Артемию восстановиться после болезни и операции

Вечерами, после того как Артемий сделает уроки, он с удовольствием устраивается с бабушкой в кресле, и вместе они и читают книги о животных. Артемий с увлечением и разглядывает красочные иллюстрации, с которых на него глядят грозные тигры, величественные слоны, дружелюбные дельфины и много кто ещё. Мальчик очень внимательно слушает рассказы бабушки. Жаль, что он пока не может обсудить с ней свои впечатления и задать море разных вопросов. Из-за болезни и неудачной операции, которые случились в раннем детстве, Тёма не разговаривает, не сидит самостоятельно и не ходит. Раньше он не мог даже голову держать, но со временем, в результате постоянных упражнений и заботы близких, стал чувствовать себя гораздо лучше. Сегодня мальчик проходит обучение на дому — с интересом познаёт школьную программу, изучает по книгам окружающий мир и пытается произносить звуки.
Чтобы Тёма заговорил, научился держать спину и однажды встал на ноги, ему необходимо продолжать курсы восстановительной терапии. Врачи говорят, что у ребёнка есть все шансы многое освоить. Вы можете поддержать Артемия Василёва из города Сургута на его пути к полноценной жизни. Сбор для мальчика открыт на сайте фонда «Мои друзья».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Шестая неделя после Пасхи. Вознесение Господне». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Деян.16:16-34) и Евангельского (Ин.9:1-38) чтений в шестое воскресенье по Пасхе, об Отдании Пасхи, о празднике Вознесения Господня, а также о дне памяти святых отцов семи Вселенских Соборов.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица