Преподобный Прокопий жил в восьмом веке в области Декаполиса или Десятиградия, в Палестине, к востоку от озера Кинерит. Много лет он был Иноком, стал известен строгостью своей жизни и молитвенным подвигом. В то время возникла новая ересь - иконоборчество. Император Лев Исаврянин, руководствуясь ложным толкованием Ветхого Завета, объявил иконы - идолами, а тех кто их чтит и молится перед ними - идолопоклонниками. Причем иконоборцы не только сжигали святые Образы, и сбивали фрески и мозаики, но и преследовали людей. Многие были брошены в тюрьмы, а некоторые - казнены. Прокопий вместе со своим сподвижником святым Василием и другими ревнителями православия мужественно противостоял этой ереси. По приказу императора Прокопий был схвачен, его пытали и заключили в темницу. Свободу исповедник получил лишь после смерти императора Льва. Старец мирно провел оставшуюся жизнь, наставляя других на путь добродетели и спасения.
Фролищи, Нижегородская область. Свято-Успенская Флорищева пустынь
Село Фролищи расположено в точке, где пересекаются границы Владимирской, Ивановской и Нижегородской областей. Оно стоит на высоком берегу реки Лух. Этот холм именуют также Красной горкой — то ли из-за оттенка здешней земли, то ли за живописные окрестности.
Название селения произошло от имени Флор. По местному преданию, так звали бортника — собирателя дикого мёда, проживавшего неподалеку в незапамятные времена. Этот Флор слышал колокольный звон, раздававшийся из глубины холма, и видел дивное свечение вокруг него на рассвете. Из-за рассказов бортника Красную горку стали именовать Флорищевой. В дальнейшем буквы Эл и Эр в этом слове поменялись местами, и возник топоним Фролищи.
Видения Флора оказались пророческими. В семнадцатом веке удалённую от мира Красную горку несколько иноков избрали местом для сосредоточенной молитвенной жизни. Схимонах Мефодий и его сподвижники Варлаам, Иона и Макарий срубили деревянный храм в честь Успения Божьей Матери. Первое богослужение в нём совершилось в 1651 году. Это и есть дата основания Свято-Успенской Флорищевой пустыни.
Первые насельники прожили в монастыре лишь три года и умерли во время эпидемии чумы. Их труды продолжил иеромонах Иларион. Под его началом в пустыни собралось около двухсот человек братии и вырос великолепный архитектурный ансамбль. Иларион управлял обителью двадцать семь лет. Его трудами и заботами пустынь стала известной — сюда стремились паломники со всей Руси.
Сам настоятель отличался необычайной скромностью. Он трудился наравне с братией и пребывал в непрестанной молитве. Очистив сердце, Иларион получил от Бога дар утешать людей. Узнав о подвижнике, царь Феодор Алексеевич Романов попросил его стать монаршим духовником.
Его величество не раз совершал паломничество в Свято-Успенскую Флорищеву пустынь. Он даровал монастырю пахотные земли, сенокосные и рыбные угодья. Царской милостью в 1681 году здесь возвели каменный Успенский собор и Фёдор Алексеевич присутствовал на его освящении.
Уезжая из Флорищевой пустыни, царь забрал с собой настоятеля обители. В 1682 году Илариона возвели в сан епископа и поставили митрополитом Суздальским. Но и будучи архипастырем он не забывал своё детище — Свято-Успенский монастырь на Красной горке.
Обитель процветала до 1917 года. После революции безбожники разорили пустынь. До девяностых годов двадцатого века на её территории находилась воинская часть. За это время архитектурный ансамбль утратил своё великолепие. Когда в 1992-ом монастырь вновь стал действующим, насельником пришлось немало потрудиться. Но сейчас можно с уверенностью сказать, что усилиями братии Свято-Успенская Флорищева пустынь обрела былые красоту и величие.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Петровская икона Божией Матери
Петровская икона Божией Матери относится к древнему типу Одигитрия, что в переводе с греческого языка означает Путеводительница. Богородица на изображении одной рукой удерживает Богомладенца, а другой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Название образ получил по имени автора-иконописца — святителя Петра Московского. Он создал икону в конце тринадцатого века, ещё до того, как стал архипастырем. В то время Пётр в сане игумена возглавлял Спасо-Преображенский монастырь на Волыни. Иконописец подарил своё произведение Киевскому митрополиту Максиму. Когда Киев разорили полчища Золотой Орды, владыка Максим перенёс свою резиденцию во Владимир на Клязьме. Там хранился и образ Божией Матери, написанный игуменом Петром.
После смерти митрополита Максима престол Русской Церкви пытался занять один из его приближённых, игумен Геронтий. Он снарядил корабль в Константинополь, чтобы получить от Вселенского патриарха Афанасия посвящение в митрополиты. Геронтий взял с собой в дорогу святительский жезл митрополита Максима и Петровский образ Богородицы.
Во время плавания в море поднялась буря. Волны не давали кораблю двигаться в нужном направлении, и, казалось, вот-вот утопят его. Ночью Геронтий задремал и увидел во сне Богородицу. Пречистая Дева строго изрекла: «Напрасно ты трудишься. Не на тебя возложится святительский сан. Но тот, кто написал Моё изображение, игумен Пётр, будет возведён на верховный престол митрополии Русской и украсит его, и упасёт людей своих!».
И всё свершилось по слову Царицы Небесной. Игумен Петр по Промыслу Божию прибыл в Византию, и Патриарх Константинопольский Афанасий посвятил его в сан митрополита Киевского и Всея Руси.
Петровская икона вернулась во Владимир. В 1325 году кафедру русского митрополита перенесли в Москву, и образ стал святыней Успенского собора кремля. Под сводами этого храма икона пребывала несколько столетий и была утрачена при неизвестных обстоятельствах. Но сохранился список Петровского образа, созданный в конце четырнадцатого столетия. Он находится в иконостасе южного придела Успенского собора.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Образ Божией Матери «Всеблаженная»
Православные верующие на протяжении веков прославляли Божию Матерь. Возвышенные эпитеты из молитвенных песнопений нередко становились названиями для икон. Один из таких примеров — образ Богородицы «Всеблаженная», на греческом языке это слово звучит как Паммакариста. Икона была написана в Византии в одиннадцатом веке. В честь святыни построили храм в Константинополе на побережье залива Золотой Рог. После того, как в 1453 году город захватили турки, эта церковь оставалась одной из немногих действующих. Православные перенесли сюда резиденцию Константинопольского патриарха.
В шестнадцатом столетии власти устроили в храме Богородицы Паммакаристы мечеть. Патриархия стала располагаться при соборе Святого Георгия в константинопольском районе Фанар. Под своды этой церкви поместили образ Божией Матери «Всеблаженная». Там святыня находится и поныне.
С чтимой иконы не раз делали списки. Один из них был написан в начале двадцатого века по благословению Константинопольского патриарха Иоакима Третьего для Русской православной церкви. Этот греческий архипастырь с большой симпатией относился к России. В июне 1904 года он с болью воспринял горькие известия из Казани — там был похищен чудотворный Казанский образ Божией Матери. В утешение верующим Константинопольский патриарх отправил в Россию список иконы «Всеблаженная». На обратной стороне иконописной доски Иоаким Третий начертал слова утешения и благословения: «Господь Спаситель наш молитвами Своей Матери да осеняет и охраняет благочестивый народ свой всякой благодатию и милостию».
Дар прибыл из Константинополя в Казань в декабре 1905 года. Образ стал святыней Казанского Богородицкого монастыря. После революции 1917 года большевики упразднили обитель, и православные перенесли икону в Петропавловский собор. Но и эту церковь вскоре закрыли безбожники! Образ Богородицы «Всеблаженная» исчез и многие годы считался утраченным. Искусствоведы обнаружили его в 1989 году в фондах Национального музея республики Татарстан. 6 апреля 2018 года состоялось торжественное перенесение иконы Божией Матери «Всеблаженная» в казанский храм Преподобного Сергия Радонежского. Там перед святыней можно помолиться и сегодня.
Все выпуски программы Небесная Заступница











