Святитель Тарасий, патриарх Константинопольский, жил в восьмом веке. Он происходил из знатного рода, получил хорошее образование и быстро выдвинулся при дворе императора Константина Шестого и его матери, святой царицы Ирины, достигнув звания сенатора. В те времена Церковь захватывали иконоборческие смуты. Святой патриарх Павел не сочуствовал иконоборчеству, но по слабости характера не мог решительно бороться с ересью. Он удалился в монастырь и принял схиму. Когда же императрица с сыном пришли просить его вернуться на патриарший престол, то в качестве преемника он указал на Тарасия. Тот долго отказывался, но потом подчинился общему желанию. Главным условием стал скорый созыв Вселенского собора для осуждения иконоборческой ереси. В семьсот восемьдесят седьмом году Собор был созван в Никее. На нем было утверждено почитание святых икон. Патриарх Тарасий мудро управлял Церковью двадцать два года. Он вел суровую аскетическую жизнь, а свое имение истратил на помощь бедным.
Часть 2.
В семьсот тридцатом году византийский император Лев Третий Исавр, исходя из ложных толкований Ветхого завета, запретил почитание икон. Священный Образы приравнивались к идолам, а их почитание - к идолопоклонству. В результате многие чудотворные и исторически и художественно ценные иконы были уничтожены. Но страдали не только святые лики. Преследовались и люди, те, кто хранил иконы и продолжал их чтить. Тем не менее часть Церкви оценивала иконоборчество как ересь и не собиралась мириться с существующим положением. Через пятьдесят лет императрица Ирина, соправИтельница своего сына императора Константина Шестого, решила воспротивиться иконоборчеству. Тогдашний патриарх Павел был уже стар и немощен. Перед смертью он указал на своего преемника - секретаря Ирины и сенатора Тарасия. Тот был благочестивым мирянином и сначала удивился и противился такому решению святителя Павла. Но потом Тарасий подчинился. Главным его деянием стал созыв Седьмого Вселенского Собора в пятьсот восемьдесят седьмом году. Там было утверждено почитание святых икон. Патриарх Тарасий запомнился современникам как мудрый пастырь, строгий аскет и милосердный человек, помогавший старикам, сиротам и вдовам.
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»