Священномученик Сергий родился в 1876 году в семье священника в Рязанской губернии. В три года он потерял родителей, рос у родственников, которые не были к нему ласковы. Как сирота, учился в Рязанской духовной семинарии за казенный счет. В 27 лет Сергий женился и принял священный сан. В годы первой мировой войны он служил полковым священником, за безупречное служение получил два ордена – Анны III степени и Георгиевский крест. После революции протоиерея Сергия назначили настоятелем Никольской церкви в селе Царёво Московской области. Приходилось нелегко, даже бытовые трудности оборачивались подвигом. Взять дров было негде, чтобы их добыть зимой, отцу Сергию приходилось нырять в ледяную воду и отлавливать тяжелые мокрые бревна. Говорят, ныряя, священник приговаривал: «Благодать-то какая!». В Царёво священномученик Сергий жил впроголодь. Он не только не брал денег за требы, но умудрялся сам помогать нуждающимся. Власти неоднократно намеревались закрыть церковь, один из жителей по распоряжению сельсовета пытался собрать подписи за закрытие храма, но люди отказывались подписываться. Народная любовь к пастырю досаждала властям, в марте 1938 года протоиерей Сергий Кротков был арестован. Ему припомнили еще и службу в императорском полку и по обвинению в антисоветской деятельности 1 июля расстреляли. Священномученик Сергий Кротков прославлен в лике святых на архиерейском соборе в 2000 году.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (26.11.2025)
Псалом 72. Богослужебные чтения
Наверное, каждому из нас иногда приходилось ощущать в сердце самую настоящую... занозу. 72-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, рассказывает от первого лица, какая «сердечная заноза» — самая опасная и болезненная. Давайте послушаем!
Псалом 72.
Псалом Асафа.
1 Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!
2 А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, —
3 я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,
4 ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;
5 на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.
6 Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;
7 выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
8 над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;
9 поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
10 Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
11 и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»
12 И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.
13 И я сказал: так не напрасно ли я очищал сердце моё и омывал в невинности руки мои,
14 и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?
15 Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
16 И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
17 доколе не вошёл я во святилище Божие и не уразумел конца их.
18 Так! На скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
19 Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
20 Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.
21 Когда кипело сердце моё, и терзалась внутренность моя,
22 тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.
23 Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;
24 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.
25 Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.
26 Изнемогает плоть моя и сердце моё: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.
27 Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
28 А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование моё, чтобы возвещать все дела Твои во вратах дщери Сионовой.
О чём скорбит Давид? Что за «занозу» он поймал в своё сердце? Псалом начинается сразу с мощной драматургической завязки: Бог добр только к «благим сердцем» — да вот только сам Давид-то — на краю пропасти, и видит, как его ноги сами сползают всё ниже и ниже!
Проблема, об которую споткнулся Давид, вполне буднична: нечестивые и грешники благоденствуют, жируют, наглеют — у них буквально «от жира глаза навыкате» — а праведники, напротив, страдают, находятся в уничижении, бедствуют — и нет этому никакого просвета! Ещё бы при виде такого положения не «поймать» занозу самой обычной, понятной, человеческой зависти! Взгляд, перед которым простирается изобилующая всяческими благами жизнь нечестивца, соблазняется: образ «успеха без Бога» оказывается настолько сильно манящим, что ему противостоять крайне сложно.
И Давид вовсе не пытается спрятать свою зарождающуюся зависть — но превращает и эти помыслы в молитву, где жалоба и недоумение сплетаются вместе с просьбой о помощи. Более того: своё состояние Давид исповедует перед Всевышним, используя самые неприглядные эпитеты. Он говорит о самом себе в состоянии зависти как о бессловесной скотине, животном с «вскипевшим» от страсти нутром. Но это вовсе не повергает его в безнадёжность и отчаяние: напротив, даже в самом таком скотоподобном состоянии он ощущает, что его «держат» — заметим, не он — держится за Бога, но Сам Бог ухватил его за правую руку и не отпускает!
И после этих слов начинается очень мощный пассаж псалма — который трудно было бы оценить, не будь всей предваряющей его линии. «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле!» — это исповедание предельной ценности Бога и является тем самым лекарством, при котором зависть — при всей своей казавшейся разумности — просто исчезает, как дым. При взгляде на Бога чужое добро перестаёт восприниматься как угроза или как свидетельство своей отчуждённости от Бога. В кризисе зависти человек всегда сравнивает «доли», кому сколько чего «досталось». И это сравнение не имеет конца: ведь всегда найдётся кто-то «превосходящий»! Ответ псалма на проблему зависти лежит вообще в другой плоскости. Давид предлагает не соревноваться в измерении, а сменить сам принцип единиц: вместо «сколько у него» — «ты — чей? Кто с тобой? Кто на твоей стороне? Кто — безусловно «за тебя?». И именно это — а не «скольжение по хрупкому льду успеха» — и является гарантом настоящих, непреходящих и подлинных благ — которые только и может унаследовать человек в вечности.
Так что, дорогие друзья, когда мы чувствуем, что к сердцу приближается заноза зависти, и вот-вот уже готова в него вонзиться — срочно берём 72-й псалом и читаем его до тех пор, пока казавшаяся острой зависть не исчезнет, словно бы и не появлялась!
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христианское богослужение глубоко символично, в нём весьма непросто найти те действия, которые не заключали бы в себе тех или иных символов. Да и священнослужители тоже не просто совершители таинств, они сами — символы. К примеру, во время литургии священник символизирует собой Самого Спасителя мира Господа Иисуса Христа. Вполне очевидно, что такая смысловая нагрузка подталкивает священников к тому, чтобы стараться уподобляться Христу не только в символическом смысле в литургическом контексте, но и во всей своей жизни. Да, у нас не всегда это получается, но есть среди нас и те, кто сумел стать подобным Спасителю мира. Сегодня Православная Церковь чествует одного из таких людей — святителя Иоанна Златоуста. В день его памяти во время литургии звучит отрывок из 7-й и 8-й глав Послания святого апостола Павла к Евреям. Давайте послушаем эти слова Нового Завета.
Глава 7.
26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,
27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.
28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.
Глава 8.
1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
2 И есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.
Как мы только что могли услышать, избранный Церковью для чтения во время литургии в день памяти святителя Иоанна Златоуста отрывок из Послания к Евреям посвящён размышлениям о Христе, в частности, о том, насколько сильно отличается Христос от священников Ветхого Завета.
Логика здесь довольно проста: священники Ветхого Завета были такими же людьми, как и все прочие; да, Бог повелел им приносить жертвы о грехах других людей, но и они сами не были исключены из числа тех, кто должен искупать свои грехи жертвами. Кроме того, эти жертвоприношения не могли прекратиться, ведь люди продолжали грешить, и никакие заклания животных не были способны изменить человеческую греховность. Христос же, будучи Воплощённым Богом, Тем, Кто не причастен греху, не нуждался и не нуждается в принесении жертв за Самого Себя. Более того, Он Сам Себя принёс в Жертву, и тем самым устранил необходимость каких-либо иных жертвоприношений, Его Жертва не нуждается в повторении, и, что самое важное в практическом смысле, она разорвала порочный круг греха и попыток избавиться от него.
Прозвучавший сегодня отрывок не делает из этой мысли никакого вывода, он просто констатирует нашу веру. Мы верим, что Христос — такой Первосвященник, каким Его описывает апостольское Послание к Евреям. Христос уникален и неповторим, Он над всеми. Однако Он дал нам — людям — власть быть священниками, быть теми, кто продолжает дело Христово, кто приводит людей ко Христу и через кого Христос подаёт благодать спасительных таинств церковных. А потому всякий раз, когда мы слышим звучащие сегодня в храмах апостольские слова, мы не можем не задаваться вопросом: а в какой степени я сам приблизился к явленному Спасителем идеалу? Да, никто и никогда не сможет уподобиться Ему в полной мере, но от нас этого никто и не требует, мы должны всеми силами стремиться быть теми людьми, которые не столько пекутся о прощении своих грехов — потому что минимизировали их — сколько тратят своё время и силы на вызволении из греховной пучины вверенных нашему попечению христиан.
Святитель Иоанн Златоуст стал тем человеком, который «пришёл в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13), пусть же его молитвами Всемилостивый Господь сподобит и нас взойти на такую же высоту!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











