Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

«Православие на Ближнем Востоке». Светлый вечер с игум. Арсением (Соколовым) (24.11.2017)

«Православие на Ближнем Востоке». Светлый вечер с игум. Арсением (Соколовым) (24.11.2017)



Игумен Арсений (Соколов)

У нас в гостях был представитель Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриархе, настоятель русского прихода в Бейруте игумен Арсений (Соколов).

Мы говорили о Православии на Ближнем Востоке, о том, в какой обстановке живут прихожане Русской Церкви в Дамаске и Бейруте, и о том, как там сосуществуют разные конфессии.


К. Мацан

— «Светлый вечер» на радио «Вера»! Здравствуйте, дорогие друзья! В студии — моя коллега Алла Митрофанова...

А. Митрофанова

— Добрый, светлый вечер!

К. Мацан

— И я — Константин Мацан. У нас сегодня очень важный гость, очень редкий во всех смыслах в Москве, потому что наш сегодняшний гость — игумен Арсений (Соколов). Здравствуйте, отец Арсений!

Игумен Арсений (Соколов)

— Добрый вечер!

К. Мацан

— Отец Арсений служит настоятелем подворья Русской Православной Церкви в Бейруте в Ливане, и является представителем Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока. Поэтому у нас гость с Востока сегодня!

А. Митрофанова

— Звезда, с востока пришедшая! (Смеется.) Отец Арсений, знаете, прежде чем мы начнем говорить о вашем служении в Бейруте, мне бы хотелось вообще узнать, а как... Вы же ведь не только там... Вы до этого служили в Португалии в Лиссабоне. У вас вся жизнь связана с какими-то переездами. Как это вообще на вас влияет? Понятно, что вы — монах, и, наверное, в этом смысле, куда вас послали — там вы с любовью и служите. Но всё равно ведь личностный вот этот аспект никто не отменял. У вас есть Родина, есть дом, который вы любите, и вы всё время не там, вы где-то в других странах. Как это вообще?

Игумен Арсений (Соколов)

— Да, действительно, так получилось, что последние почти 20 лет мне доводится служить в далеких от России странах, выполнять то или иное послушание в них, но как-то так всегда получается, что у меня возникает живой интерес к этим странам, и они действительно интересны, будь то Италия или Испания, Португалия, или вот теперь Ближний Восток. Ну а в России по милости Божьей бывать доводится нередко тоже, сейчас еще чаще, потому что назначили меня также преподавать в общецерковной аспирантуре на кафедре библеистики. И теперь я буду бывать еще чаще!

А. Митрофанова

— И вы нам принесли ваши труды. Это книга, которая называется «Буква и дух» — сборник статей, докладов по библеистики.

Игумен Арсений (Соколов)

— Да, это небольшой сборник, изданный в Ливане. Там доклады за последние три года: доклады, статьи.

А. Митрофанова

— Изданный в Бейруте в 2016 году. Вы знаете, когда я вижу это название, то у меня сразу ассоциация: «Нищий старик, — конечно, тот самый, что умер в Бейруте год назад». И дальше я пытаюсь понять, а какие у меня еще ассоциации с этим городом и с этим местом. И понимаю, что никаких! Я там никогда не была, я вообще не знаю этой жизни. Костя, а ты?

К. Мацан

— Я тоже не знаю! Более того, меня вот сейчас поразило то, как отец Арсений в одном ряду перечисляет: Испания, Италия, Португалия, Ближний Восток... Это же в каком-то смысле «два мира — два эфира» на самом деле, потому что для нас, слава Богу, есть возможность поехать в Европу, и мы ездим туда как туристы, смотрим: Италия, Испания... Даже, может, просто на летний отдых туда люди ездят. Всё-таки это европейская культура, нам более близкая западная цивилизация, другой язык, но в принципе это какое-то такое различие разных видов внутри одного рода. А Ближний Восток — это что-то совершенно другое! И мы вправду об этом (я, во всяком случае) ничего не знаем даже на уровне ассоциаций. Нет, сейчас, понятное дело, нам в новостях говорят про трагические события, про преследование христиан и про эти ужасы, но, пожалуй, вот и всё, что ассоциируется сейчас у нас Бейрутом, с Ливаном, с соседней Сирией. А для вас это всё-таки какие-то в одном ряду вещи: Европа и Ближний Восток? Или всё-таки был какой-то переход и чувство погружения во что-то новое и неизведанное?

Игумен Арсений (Соколов)

— Вы сказали, Константин, что Европа для вас ближе, чем Ближний Восток, но в Ливан поехать ещё проще! Туда не нужна виза, и по расстоянию ближе, чем, скажем, Португалия, почти в два раза, примерно, как до Италии — три часа лёту. Ливан является на Ближнем Востоке исключением. Это, можно сказать, последняя христианская страна Ближнего Востока, где христиане не в меньшинстве (во всех других странах Ближнего Востока они в меньшинстве). По разным подсчетам христиан в Ливане от 30 до 45% до сих пор. А до гражданской войны, которая началась в 1975 году, христиан было большинство. Вы учили французский язык?

К. Мацан

— Так точно!

Игумен Арсений (Соколов)

— Вы там в Ливане с французским языком не пропадёте! Ливан — франкоязычная страна. И в христианских семьях дети начинают дома говорить на французском языке, а арабский уже учат в школе, правда, школа там с трёх лет. Бейрут называли когда-то (некоторые и сейчас называют) «Парижем Ближнего Востока», а Ливан — «Ближневосточная Швейцария». Ливан находится на перекрестке между Востоком и Западом, это запад Востока, и там Восток с Западом встречаются.

К. Мацан

— Очень интересно! Я об этом никогда не думал в таком контексте.

Игумен Арсений (Соколов)

— Христиане не в большинстве, конечно... То есть они не в меньшинстве, но и не в большинстве. А Ливан — страна, где все в меньшинстве: и шииты, и сунниты, и марониты, и православные, и друзы, и кого там только нет — и все в меньшинстве. И это заставляет как-то выживать, договариваться. Нет доминирующего большинства — этим Ливан тоже интересен.

А. Митрофанова

— Вы сказали о том, что если у вас французский язык, то вы в Ливане не пропадёте. Исходя из того новостного контекста, о котором Костя сказал (и у нас действительно на слуху), как-то вот сейчас, мне кажется, мало кто хотел бы поехать в Ливан, просто потому, что страна ассоциируется с какими-то перипетиями, которые нам в нашей относительно такой мирной и благополучной жизни как-то вот не хочется видеть рядом с собой.

К. Мацан

— Ну потому что Сирия близко, помимо всего прочего.

А. Митрофанова

— Насколько это докатывается до вас? Как это резонирует?

Игумен Арсений (Соколов)

— Ну туристов в Ливане действительно мало, особенно в последнее время. И соседство с Сирией здесь тоже имеет значение. Ливан — маленькая страна в экономическом, политическом и военном отношении, слабая. И получается так, что за Ближний Восток бьются между собой Иран и Саудовская Аравия, а удар приходится по Ливану, потому что в Ливане примерно одинаковое количество шиитов и суннитов. Шииты настроены проирански, а сунниты — просаудитски. И всегда, и раньше, и сейчас особенно, Ливан остается такой страной, где вот эти суннитские и шиитские интересы сталкиваются, и между молотом и наковальней оказываются христиане. Так было в гражданскую войну, так вот и сейчас обстановка накаляется. Но это — Ближний Восток! Ливан последние 75 лет... Нет, прошло 74 года, как Ливан получил независимость, и там эта нестабильность сохраняется. Может быть, в довоенные времена, до гражданской войны, было как-то поспокойнее, постабильнее, но всё равно рядом Израиль, рядом Сирия.

К. Мацан

— А вы помните ваши впечатления, когда вы туда приехали впервые уже служить в командировку? Было ли что-то, что вас поразило, удивило, чего вы никак не ожидали встретить в этой стране с древнейшей историей, в том числе христианской историей?

Игумен Арсений (Соколов)

— Поскольку мне доводится заниматься библеистикой, и Ближний Восток — это страна пророков, земля Спасителя Христа, то... Я никогда не думал, что буду служить на Ближнем Востоке, но, приехав туда, оказавшись на Ближнем Востоке, и бродя по развалинам Библоса, Тира, Сайды или Баальбека, как-то я оказался в той среде, которую знал теоретически.

К. Мацан

— То есть Библия оживает в камнях?

Игумен Арсений (Соколов)

— Да, в каком-то смысле!

А. Митрофанова

— Вы можете там узнать историю кончиками пальцев, просто трогая эти камни!

Игумен Арсений (Соколов)

— Да, там как раз вершилась история человечества: Финикия... Потом ведь ливанская Долина Бекаа — это та долина, по которой шагали и маршировали армии всех древних великих ближневосточных держав: хетты, ассирийцы, вавилоняне, персы, египтяне.

А. Митрофанова

— Отец Арсений, а вы сказали, что там приходится договариваться шиитам, суннитам, друзам, христианам — всем тем представителям конфессий и религий, которые там живут. А вы — православный священник. Вам с кем там лично приходится договариваться? И как вы это делаете, исходя из того, что вы всё-таки там носитель несколько иной культуры?

Игумен Арсений (Соколов)

— Ну договариваться с шиитами и суннитами мне не приходится. То есть моя функция там значительно проще: быть настоятелем русского прихода в Бейруте, который возник еще в далеком 1946 году, и также по совместительству я являюсь представителем Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока. Он свое время делит примерно поровну между Сирией и Ливаном. У него основная резиденция в Дамаске, но часть времени, можно сказать, половину своего времени, сейчас он проводит в Ливане, в Бейруте. Это два моих основных послушания: настоятельство в Бейрутском приходе Московского Патриархата и представительство при Антиохийском Патриаршем престоле. Но с другими конфессиями, религиями, естественно, приходится тоже встречаться и общаться. Ливан в этом смысле страна чрезвычайно многообразная, это страна не только кедров, но и патриархов — каких там их только нет!

А. Митрофанова

— Ну а есть какой-то культурный барьер, что ли? Или моменты, которые нужно обязательно иметь в виду, когда вы идете, скажем, на прием, например, к Антиохийскому Патриарху? Ведь это же, знаете как... У меня есть такая очень мудрая подруга, и она говорит: «Православие у всех разное!» И вот такое Православие, как на Ближнем Востоке, мне кажется, со своей пышностью... Это же у Антиохийского Патриарха через запятую перечисление там такого количества титулов, что, в общем, на память воспроизвести это почти невозможно?

Игумен Арсений (Соколов)

— Ну в этом его, наверное, Александрийский перещеголял! Но есть, конечно, свои особенности: восточный менталитет, восточные традиции, древние, глубокие. Православие там в два раза старше, чем на Руси. Антиохийская Церковь — это наша старшая Церковь-сестра. И вот титул «и всего Востока» — это не пустые слова, не просто восточное красноречие, а действительно когда-то сирийские христиане евангелизировали, христианизировали весь Восток — это и Грузия, и Армения, и Иран, и Аравия, и Средняя Азия, и Южный Китай, и монастыри в Монголии, о которых сегодня уже навряд ли кто-то, кроме ученых, помнит и знает. Всё это, в общем-то, было... Весь Восток до Тихого океана был миссионерским полем Антиохийской Церкви. Поэтому титул Патриарха Антиохийского и всего Востока оправдан — это не пустые слова.

А. Митрофанова

— А как в 1946 году там появился приход Русской Православной Церкви?

Игумен Арсений (Соколов)

— Закончилась Вторая мировая война. И там, по-моему, в 1945 году, если не ошибаюсь (могу ошибаться) Патриарх Антиохийский приезжал в Россию, а потом был визит Святейшего Патриарха Московского Алексия I на Ближний Восток. И после этого визита было принято решение, достигнута договоренность об открытии в 1946 году прихода Московского Патриархата.

А. Митрофанова

— Удивительно! А кто же тогда был прихожанами этого прихода? Неужели в 1946 году в Ливане они были?

Игумен Арсений (Соколов)

— Были! Прихожан русской традиции было много. Начиная с 20-х годов Ливан был подмандатной территорией Франции, и наша белая эмиграция, русские люди, оказавшиеся во Франции, уезжали часто на работу в Ливан: инженеры, топографы... Вот весь ливанский кадастр составлен русскими, много инженерных решений было найдено. Да даже эскизы первых ливанских денежных знаков сделали русские художники!

А. Митрофанова

— Серьезно?

Игумен Арсений (Соколов)

— Да. Первые марки ливанские тоже.

А. Митрофанова

— И тут отличились! (Смеется.)

Игумен Арсений (Соколов)

— Внук художника Серова, например, до сих пор, дай ему Бог здоровья, живет в Ливане. Другие фамилии...

К. Мацан

— А кто сейчас ваши прихожане? Как складывается приход? Это люди, как-то в основном связанные с посольской миссией, с посольством? Или там большая русская диаспора?

Игумен Арсений (Соколов)

— Да. И вот эта группа православных христиан, живших тогда, наша «белая гвардия», как мы её называем, сейчас их меньше, они — в меньшинстве. Большинство прихожан сегодня, точнее, прихожанок (прихожан у нас не так уж много) — это жены и дети ливанцев.

К. Мацан

— Русские?

Игумен Арсений (Соколов)

— Русские, украинки, белоруски, молдаванки, казашки...

К. Мацан

— Русскоязычные, в общем?

Игумен Арсений (Соколов)

— Да. Многие из ливанцев учились в Советском Союзе или вот сейчас учатся в странах постсоветского пространства. И с собой из наших краев привозят себе жен.

А. Митрофанова

— У них хороший вкус, что я могу сказать!

К. Мацан

— Однозначно!

Игумен Арсений (Соколов)

— Но, к сожалению, игра идет в одни ворота. Почему-то ливанки не хотят ехать замуж в Россию и улучшать демографическую ситуацию Дальнего Востока.

А. Митрофанова

— Скажите, а серьезные восточные мужья не возражают, что их жены ходят в православный храм и туда же приводят детей?

Игумен Арсений (Соколов)

— Вот это очень важный вопрос, очень актуальный для Ливана, для наших православных русских в Ливане! В Ливане 18 религий и конфессий — это только официально, без сект, тех, кто официально представлен в парламенте. Парламент устроен конфессионально, как и всё общество и государство ливанское. И вот редко у кого из наших прихожанок православные мужья. Таких единицы! У них мужья кто угодно: сунниты, шииты, друзы, католики, марониты, мелькиты... И вот каждая семья — это отдельная судьба, отдельный образ взаимоотношений. По-разному складывается их жизнь, взаимоотношения. И часто бывает так, что женщины ходит в храм даже тайком, тайком крестят детей. А в некоторых семьях наоборот — муж благоволит к тому, чтобы его жена была верна своей религиозной, церковной традиции, с которой она приехала в Ливан. По-разному! Сколько семей, столько и судеб!

К. Мацан

— Игумен Арсений (Соколов) — настоятель подворья Русской Православной Церкви в Бейруте (это Ливан) и представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока — сегодня проводит с нами этот «Светлый вечер». Вот нам, сидя в столице России, может легко прийти в голову мысль, что ведь в Ливане и в Сирии тоже есть православие. При этом, наверное, более точно сказать, что исторически у нас тоже Православие...

Игумен Арсений (Соколов)

— Не тоже, а там-то оно и есть! Оттуда всё и начиналось, оттуда-то оно и пошло!

К. Мацан

— При этом не секрет, что очень легко церковную жизнь воспринимать через национальную традицию. Вот у нас принято служить так, одеваться так, в храме вести себя так, а там, наверное, надо полагать, возможно, есть какие-то свои традиции, которые нам кажутся совершенно необычными, и покажутся непривычными, если мы их увидим, а для них — это тоже Православие, собственно, так, как они живут. Что у вас там в этом смысле интересного?

Игумен Арсений (Соколов)

— Ну некоторые богослужебные особенности действительно есть. Например, Великий вход совершается с дискосом и чашей через весь храм, какие-то другие моменты, но таких больших, радикальных отличий в богослужении нет.

К. Мацан

— Это в богослужении. А традиции, обыденная, бытовая культура, которой народ живет?

Игумен Арсений (Соколов)

— Ну христиане Ливана — очень европеизированы, в том числе и православные. Может быть, меньше, чем марониты, но всё-таки. Да и в Сирии тоже, где христиан до войны было 11-12%, а сейчас где-то 9-10%. А в Ливане, наверное, сейчас треть населения — христиане. Всё-таки христиан очень связывает традиция с Европой. А если сказать о последних веках истории Антиохийской Церкви, скажем, о втором тысячелетии, то антиохийцы, как и все Восточные Церкви, очень сильно «обвизантинились».

К. Мацан

— Что это значит?

Игумен Арсений (Соколов)

— Это язык, византийские богослужебные традиции, весь богослужебный строй, церковный строй, греческий язык.

А. Митрофанова

— То есть это пышность некая, значит, появилась?

Игумен Арсений (Соколов)

— В том числе, да. Но всё-таки, среди всего содружества православных Церквей, то есть тех Церквей, которые мы называем и считаем православными, каноническими Церквами, вот среди их всех, Антиохийская Церковь всё-таки исключительна, потому что в отличии, скажем, от Иерусалимской Церкви или Александрийского, Константинопольского Патриархата, или Кипрской Церкви, основным богослужебным языком является не греческий, а арабский. Пару веков назад началось возрождение арабского литургического языка. И вот из всего содружества всех православных Церквей, Антиохийская Церковь — это единственная из канонических Церквей, где язык богослужения — не греческий, а семитский, близкий к тому, на котором и Спаситель наш говорил.

К. Мацан

— А в Египте тоже служат на греческом?

Игумен Арсений (Соколов)

— Александрийский Патриархат служит на греческом, если не считать миссионерских приходов и митрополий в Черной Африке.

К. Мацан

— Я этого не знал, кстати!

Игумен Арсений (Соколов)

— А в Египте православных почти нет, их около 10 000, если я не ошибаюсь. Я сейчас не говорю о так называемых восточных ориентальных Церквах: Коптской или, скажем, Церквах Ближнего Востока — у них как раз сохранилось больше особенностей, потому что они не были связаны с Византией, они не были подчинены, «подмяты» Константинопольским Патриархом, который присвоил себе первенство чести на Востоке в Средние века.

К. Мацан

— А вот это движение Антиохийской Церкви к возрождению, о котором вы сказали, литургического арабского языка, то есть богослужебного, с чем было связано? Просто с желанием как-то отмежеваться от большого брата, от соседей, где все служат на греческом, а они — такие независимые, национальные? Или в этом есть еще какой-то другой, более глубокий смысл?

Игумен Арсений (Соколов)

— Это была Османская эпоха, Османская империя... Здесь было несколько факторов, в том числе и возрождение своих собственных традиций, ну и, наверное, слабость Константинопольского Патриарха в какой-то степени на Ближнем Востоке, его влияния в Османской империи. Может быть, это как-то поспособствовало возрождению арабских традиций.

А. Митрофанова

— Отец Арсений, я даже стесняюсь спросить. А вы на скольких языках говорите?

Игумен Арсений (Соколов)

— Ну я говорю на тех языках, где я жил. Кушать захочешь — заговоришь!

А. Митрофанова

— Понятно! Кроме русского, вы говорите на итальянском, испанском, португальском, французском, и теперь еще говорите на арабском?

Игумен Арсений (Соколов)

— На арабском я не говорю, такой задачи я себе не ставил. Ну какие-то бытовые фразы типа «купить», «найти», «пойти» — это да, на ливанском диалекте арабского. А литературный арабский, язык Корана, я не изучал. Для того, чтобы изучать этот большой, сложный язык — это надо 2-3 года ничем другим не заниматься. А в Ливане такой острой необходимости нет, потому что страна — франкоязычная, и французским языком легко обходишься, а с мусульманами где-то по-английски, на моем примитивном английском разговариваю, а с католиками и униатами говорим на итальянском.

К. Мацан

— Всё пригождается!

Игумен Арсений (Соколов)

— Прекрасный португальский, к сожалению, почти не пригождается!

А. Митрофанова

— Да, очень вас понимаю! У меня тоже эта боль... То, что этот язык...

Игумен Арсений (Соколов)

— Да, вы же тоже португалистка!

А. Митрофанова

— Да, он как-то в нашей повседневной жизни встречается довольно редко, если только не приехать в Португалию.

Игумен Арсений (Соколов)

— Это как сказал Фернандо Пессоа: «Моя родина — это португальский язык».

А. Митрофанова

— Это правда!

К. Мацан

— Я вот о чем хотел бы спросить. Любой, кто хоть раз смотрел пасхальную трансляцию из Иерусалима схождения Благодатного огня, тот видел этих арабов-христиан, которые очень бурно выражают эмоции, прыгают, забираются друг другу на плечи и т.д.

А. Митрофанова

— Улюлюкают, с барабанами!

К. Мацан

— Да-да. И у нас есть такой уже даже сложившийся стереотип, что арабы вообще такие, что они себя в храме ведут так...

Игумен Арсений (Соколов)

— Эмоциональные!

К. Мацан

— А вам приходится с чем-то таким сталкиваться? Вот опять-таки я вас к этому вопросу возвращаю, к бытовой культуре.

Игумен Арсений (Соколов)

— Да, у нас эмоциональность на севере приглушена, спокойная, да. Как кто-то сказал, что у африканцев — чувство ритма, а у русских — чувство покаяния. У них действительно... И даже у антиохийцев более эмоционально проходит богослужение. Они и в ладоши могут хлопать, и как-то более живо участвовать в службе. Ну, юг, да!

А. Митрофанова

— Одно слово — юг!

Игумен Арсений (Соколов)

— Да, южнее, чем мы.

К. Мацан

— А вот такой вопрос возникает всегда в связи с такими темами. А насколько, в принципе, поведение на богослужении... Например, они хлопают в ладоши, а у нас нет. Насколько это сущностно и важно? Потому что ведь часто человек, который смотрит на нашу традицию, например, со стороны, скажет: «Смотрите, что же так скучно? Вот там прыгают, хлопают в ладоши, поют! Как здорово, как весело! А у нас все такие унылые и покаянные». А ему говорят: «Вот такая традиция, так надо!» Какое значение, в принципе, эти внешние проявления имеют для веры?

Игумен Арсений (Соколов)

— Рукоплескание — это одно из выражений веры. И в Священном Писании многократно говорится: «Восплещите руками! Воскликните Богу гласом радования!» И в богослужебных текстах, богослужебных гимнах: «Приидите, Богородице руками восплещем!»

А. Митрофанова

— То есть это такой символ радости получается, когда рукоплескание, да?

Игумен Арсений (Соколов)

— Наверное, да, радости, восторга, одобрения.

К. Мацан

— А не возникает у вас (может быть, я сейчас очень какой-то глупый вопрос задаю, но всё-таки) желание, находясь в этой культуре, что-то такое, если угодно, попробовать или как-то попытаться к этому приобщиться в русском приходе? Или всё-таки нет, потому что традиция не наша, и мы этого не касаемся?

Игумен Арсений (Соколов)

— Ну рукоплесканий у нас на бейрутском приходе нет. Но вот такой элемент, как проход через весь храм: от притвора до алтаря с дарами во время Великого входа — это мы осуществляем.

К. Мацан

— Во время Литургии?

Игумен Арсений (Соколов)

— Да. Идут свещеносцы, потом несешь дискос...

К. Мацан

— Давайте скажем, что у нас-то на Литургии это проходит только по амвону, то есть перед самым алтарем.

Игумен Арсений (Соколов)

— Да, а там через весь храм! В древности ведь никто из алтаря в алтарь дары не выносил и не заносил. Их действительно приносили, и вот в Мозарабской Литургии или Бракаренской Литургии, или в других древних Литургиях, дары приносят из притвора или из каких-то боковых помещений, и их при входе встречают дьяконы, народ эти дары отдает дьяконам, а дьяконы их несут в алтарь епископам, пресвитерам, их там принимают. Потому что дары (хлеб и вино), которые приносятся для Литургии — это приношение народа. Когда-то в древности все приношения делились на три части. Самая лучшая — для совершения евхаристического богослужения, одна треть — в питание клирикам и вдовам, и еще одна треть — на дела милосердия, накормить алчущих.

А. Митрофанова

— То есть это такой отблеск очень древней традиции, когда люди максимально, получается, погружались в происходящее в храме. А мы же сегодня зачастую (простите за это слово) такие потребители немножко.

Игумен Арсений (Соколов)

— Да. Вот современное антиохийское богослужение мало отличается от греческого. Есть какие-то небольшие незначительные элементы... Это не значит, что они, как на концерте, всё время рукоплещут. Это редкие моменты: это какая-то послеслужебная беседа или проповедь во время службы, или ещё что-то. А вот Древневосточные Церкви, в частности сиро-яковиты, сохранили очень много особенностей. Мне довелось быть на интронизации нынешнего Сиро-Яковитского Патриарха Афрама II...

А. Митрофанова

— Потрясающе! Это какой-то вообще другой мир, другая планета!

Игумен Арсений (Соколов)

— Это было удивительно! Большинство епископов и священников приехали вообще из Индии, потому что это автономная часть Сиро-Яковитской Церкви (Маланкарская), и вот эти вот мелодии как будто бы из индийских кинофильмов, потом напевы какие-то. А потом они посадили его на трон, и уже, когда совершили интронизационную молитву, то священники стали его с этим троном вверх в воздух подбрасывать и ловить вместе с троном!

А. Митрофанова

— Ловили, не уронили, нет? (Смеется.) Видимо, репетировали, наверное, тоже тренировались! Слушайте, как интересно! Правда! Вот Костя сказал про «два мира — два эфира»...

Игумен Арсений (Соколов)

— Да. Поскольку они не были под Византией, то они и сохранили больше какого-то своего своеобразия, своеобычности.

А. Митрофанова

— Самобытности такой!

Игумен Арсений (Соколов)

— Да.

А. Митрофанова

— А в Сирию вам доводится ездить? Бываете вы там?

Игумен Арсений (Соколов)

— Да, доводится. И вот четыре года я уже служу в Ливане, и всякий раз, когда случается оказия, то я этой возможностью пользуюсь.

А. Митрофанова

— А вы не боитесь? Сирия всё-таки!

Игумен Арсений (Соколов)

— Ну, нужно соблюдать меры предосторожности, куда попало не ездить, куда попало не ходить, и желательно, чтобы... Ну то есть знать какие-то правила, как там действовать, и без охраны, куда не надо, не ходить. Вот недавно совсем довелось быть в Сирии. Есть надежда, поскольку дело идёт к миру в Сирии, что работа нашего представительства при Антиохийском Патриархе будет вновь перенесена, возвращена из Бейрута в Дамаск. Из-за войны работа представительства была перенесена в Бейрут из Дамаска. А сейчас, когда дело идёт к миру, наступило время подумать о возвращении работы представительства обратно в Дамаск. И я надеюсь, что в скором времени представительство вернется в Дамаск, и вернусь я как представитель.

К. Мацан

— Понятное дело, что в Дамаске, наверное, всё-таки достаточно безопасно сейчас. Там, собственно, военных действий не идёт. Но понятно, что во всей стране не может не быть разлита эта трагедия войны. А как это сказывается на вашем служении, на ваших прихожанах? Как это, может быть, на их чаяниях отражается, зачем они идут в храм, и что они в храме находят?

Игумен Арсений (Соколов)

— В Ливане есть значительная русская диаспора — 30 000 по данным российского консульства граждан России (не берем сейчас украинцев и белорусов), стоявших на консульском учете, проживало до войны, сейчас примерно половина, то есть около 15 000. Вот совсем недавно в Дамаске прошла страновая конференция российских соотечественников, проживающих в Сирии. Впервые за несколько лет представители ассоциаций российских соотечественников приехали из далеких городов, в том числе из освобожденных Алеппо, Хомса, приехали из прибрежной Сирии: Латакии, Тартуса. Никто не смог приехать из таких мест, как, скажем, Дейр-эз-Зор, Хасаке или Ракка, но вот те, кто приехали... Я удивился, я присутствовал и участвовал в этой страновой конференции, она проводилась в Дамаске. Я удивился, что несмотря на 6 лет войны, несмотря на всё, что выпало на их долю, эти ассоциации живы, они продолжают существовать, и они хотят дальше развиваться, у них планы какие-то, они что-то хотят делать, возрождать всё, возобновлять работу Российского культурного центра с его многочисленными студиями, кружками. И если говорить об общине (у нас ведь два прихода в тех краях: в Бейруте и в Дамаске), то в связи с войной дамаскский приход почти растаял, там совсем мало осталось прихожан: кто-то, кто мог, уехал на Родину переждать войну, а, может быть, уже и не вернется (правда, некоторые возвращаются), а кто-то боится из пригородов приезжать. Сейчас несколько женщин живут у нас в представительстве, они — вдовы, у них мужья или умерли, или погибли, и их дома в пригородах непригодны к жилью из-за минометных и прочих обстрелов, разрушены, и они некоторое время, пока не восстановят свое жилье, живут у нас в представительстве в Дамаске. Ну заодно они его и охраняют, и содержат в чистоте, и раз в неделю там есть служба на арабском языке — в русском православном храме, который назван в честь Игнатия Богоносца — первого Антиохийского епископа... Там ведь до войны как бы две общины сосуществовало: русская, русскоязычная, община Московского Патриархата и арабоязычная община Антиохийской Церкви. Вот сейчас продолжаются еженедельные богослужения арабской общины, ну и изредка мне доводится тоже там совершать Литургию. Это вот несколько женщин, которые там, приходят также верующие сотрудники российского посольства, и народ собирается помаленьку.

К. Мацан

— Игумен Арсений (Соколов) — настоятель подворья Русской Православной Церкви в Бейруте, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока — сегодня проводит с нами этот «Светлый вечер». В студии моя коллега — Алла Митрофанова, я — Константин Мацан. Мы прервемся и вернемся к вам буквально через минуту!

А. Митрофанова

— Ещё раз добрый, светлый вечер, дорогие слушатели! Константин Мацан, я — Алла Митрофанова, и напомню, что в гостях у нас Игумен Арсений (Соколов) — настоятель подворья Русской Православной Церкви в Бейруте в Ливане, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока. Насчет «всего Востока»... Как у нас говорят: «Восток — дело тонкое». Я понимаю, наверное, в связи с военными действиями и нестабильной обстановкой какой-то колорит, может быть, немножечко приглушился, что ли, на это время, но всё-таки... Отец Арсений, а восточные рынки, восточная манера общения, какие-то восточные традиции послеобеденного сна и угощения гостей какими-то сладостями и прочее — вот это вот всё, вы с этим сталкиваетесь там?

Игумен Арсений (Соколов)

— Ну что-то есть. Но опять же не в христианских районах Ливана, а, скажем, в шиитских или суннитских остались какие-то небольшие восточные рынки. Они — небольшие, но такие живые, там жизнь кипит! В той же Сайде...

А. Митрофанова

— И там надо торговаться?

Игумен Арсений (Соколов)

— Можно, да, торговаться, всё пробовать. Или в Триполи... Отдельно следует сказать о Дамаске. Там огромный восточный базар с лавками, то есть тут же делают всякие серебряные или бронзовые изделия, можно купить какие-то древние мечи, всё, что угодно. Всё, что хочешь, можно купить на восточном рынке!

А. Митрофанова

— Действительно древние?

Игумен Арсений (Соколов)

— И древние, и подделок, естественно, много. И в воздухе висит запах различных специй, кофе...

А. Митрофанова

— С кардамоном!

Игумен Арсений (Соколов)

— Да! То есть попадаешь, окунаешься в действительно восточную атмосферу!

А. Митрофанова

— А что касается войны... Понимаю, что вы соблюдаете меры предосторожности и т.д., но всё-таки приходилось ли сталкиваться или попадать в какие-то острые ситуации, или, может быть, есть какая-то миссия, в которой вы принимаете участие как священник по оказанию помощи людям, пострадавшим от военных действий?

Игумен Арсений (Соколов)

— Мне пока не приходилось попадать в смертельно опасную ситуацию...

А. Митрофанова

— И слава Богу!

Игумен Арсений (Соколов)

— Да, по милости Божьей! Ну а наша Русская Церковь активно участвует в миротворческой миссии, благотворительных проектах по оказанию гуманитарной помощи и сирийскому народу, и сирийским беженцам в Ливане. Вот совсем недавно была создана такая рабочая группа российских христиан (и не только христиан, там и мусульмане участвуют, также с участием ближневосточных представителей религий и конфессий), смешанная группа, по оказанию гуманитарной помощи. Вот с нашей российской стороны ее возглавил иеромонах Стефан (Игумнов), который является секретарем по межхристианским связям. И вот сейчас разрабатываются разные проекты, идеи по оказанию гуманитарной помощи сирийским беженцам в Ливане. И уже несколько партий гуманитарного груза они доставили. Создана также группа диалога между Русской Православной Церковью и Сиро-Яковитской Церковью. Один из самых главных аспектов этого диалога — в гуманитарной сфере. И думаем... Недавно я встречался в Захле в Долине Бекаа с сиро-яковитским архиепископом Юстином, и мы обсуждали конкретные планы, конкретные схемы помощи в решении этих гуманитарных проблем, оказания гуманитарной помощи. То есть в маленьком Ливане с населением 4 миллиона в настоящее время 1,5 миллиона сирийских беженцев.

А. Митрофанова

— А что включает эта помощь? Это медикаменты, питание?

Игумен Арсений (Соколов)

— Вот мы конкретно обсуждали. Да, медикаменты (одежда им особо не нужна), продукты питания, школьные принадлежности. Вот христиане, которые в Долине Бекаа, живут не в лагерях беженцев в основном, в отличии от мусульман, а живут по городам: Бальбек, Захле, другие города Долины Бекаа. И Православная Церковь, и Сиро-Яковитская, и Мелькитская, и католики их опекают. Вот взять тех же сиро-яковитов... У них 150 семей на учете, они помогают им оплачивать аренду жилья, помогают детям беженцев оплачивать школьное обучение (берут на себя 50% оплаты), помогают с работой, распределяют гуманитарную помощь, оплачивают в зимний период мазут для дизелей для обогрева жилища (дизеля, которые нагревают воду с помощью мазута). Многообразная у них деятельность! И они активно сотрудничают также с другими христианскими Церквами там, в Долине Бекаа. И вот Русская Церковь, которой близки эти трудности, которая действительно солидарна с христианами Ближнего Востока, уже несколько лет и словом, и делом являет свою солидарность, активно старается помогать. И тут есть ряд организаций, которые в сотрудничестве с Русской Церковью действительно оказывают большую гуманитарную помощь христианам Сирии и вообще сирийскому народу — это организация «Боевое братство», потом ИППО, ну и также, кончено, российские военные, которые предоставляют свои самолеты, принимают какие-то логистические решения по доставке этих грузов. В самый разгар сирийской войны была собрана большая сумма денег по приходам и передана Антиохийской Церкви. Потом был большой сбор гуманитарной помощи, в том числе и по московским храмам и монастырям, одежды, продуктов питания — всё это доставлялось!

А. Митрофанова

— И всё это пригодилось?

Игумен Арсений (Соколов)

— Пригодилось и распределялось, и с благодарностью было принято!

А. Митрофанова

— Вот это, кстати, очень хорошо, потому что, знаете, мы же живем в информационном пространстве, тут тоже всякое говорили: «Вот собирают... Куда это потом всё девается? Неизвестно!» Вот хорошо, что...

Игумен Арсений (Соколов)

— Я свидетельствую, что всё это попадает в нужные руки и имеет большую пользу и отклик!

К. Мацан

— А меня вот еще другое в вашем рассказе зацепило... Можно зайти в любую социальную сеть и увидеть (сейчас уже чуть меньше, но раньше было), что люди до хрипоты и до взаимных обвинений и ненависти дискутировали о войне в Сирии, об её смысле, истоках, об участии России, о необходимости или не необходимости, сидя у себя дома на диване... А вы там, на месте, видите совсем другую картинку. Вот, мне кажется, что человека в вашей ситуации, наверное, должно было бы как-то, может быть, даже раздражать вот это пустословие, которое льется отсюда, и так непохоже на то, что там реально происходит и так не совпадает с тем, что видят люди, которые реально там, на месте, что-то делают. Вот у вас нет такого чувства какой-то набитой оскомины от всех этих наших бесед здесь о том, что там?

Игумен Арсений (Соколов)

— Я не слежу за всеми беседами, но то, о чем вы говорите, да, имеет место. Действительно, лежа на диване, человек не должен бросать пустых фраз о «священной войне» или ещё о чём-то, потому что Ближний Восток — это настолько тонкая материя, что оно может так перетолковываться, переинтерпретироваться кем угодно (СМИ, социальными сетями теми же, народом просто), что потом появится тот смысл, который изначально не вкладывался в те или иные фразы.

К. Мацан

— Лучше промолчать!

Игумен Арсений (Соколов)

— Да. Когда говорят, что на Ближнем Востоке — священная война, всё время вспоминают крестоносцев: «Вот пришли крестоносцы, завоевали нас в X веке», — так говорят мусульмане. «А вот тут теперь опять нам хотят объявить священную войну!» А ещё покажут какие-нибудь фейковые картинки или фотографии в газетах сделают о страдающих детях и стариках... Поэтому тут надо очень взвешено и осторожно... Восток — дело тонкое!

К. Мацан

— Игумен Арсений (Соколов) — настоятель подворья Русской Православной Церкви в Бейруте, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока. Такой длинный восточный титул у нашего сегодняшнего гостя!

А. Митрофанова

— По-восточному очень, да! (Смеется.)

К. Мацан

— ...Проводит сегодня с нами этот «Светлый вечер»!

А. Митрофанова

— Отец Арсений, мы с вами сейчас говорили о вашем служении на Ближнем Востоке. Но ведь до того, как вас направили туда, вы много лет служили в странах Западной Европы. И среди них, конечно, у меня особенную симпатию вызывает Португалия! Ну и Италия, конечно, тоже! Но я знаю, что, когда вы служили в Португалии в Лиссабоне, вы организовывали ваших прихожан, сподвигали их в паломнические походы в Сантьяго-де-Компостела. Я подчеркну, что именно в походы! При том, что Португалия и Галисия (это провинция в Испании, где находится Сантьяго-де-Компостела), конечно, соседствуют, но Лиссабон — не пограничный город, мягко говоря. То есть речь идёт о десятках километров, если не сотнях, которые нужно преодолевать пешком, и вы идёте к мощам апостола Иакова, которые находятся в Сантьяго-де-Компостела... Объясните, пожалуйста, зачем? И как люди на это соглашались?

Игумен Арсений (Соколов)

— Ну вот вы начали свой вопрос с «Восток — Запад»... Когда-то, в те времена, когда только начиналась традиция паломничества апостола Иакова, Camino De Santiago, как раз там, на крайнем западе Европы, был Восток.

А. Митрофанова

— Точно!

Игумен Арсений (Соколов)

— Восток, который постепенно отвоевывался, была Реконкиста, но это был мусульманский Восток — Андалусия... Юг Испании был восемь веков под арабами и маврами, Португалия — меньше, но это был Восток. А Запад был как раз на Востоке — Константинополь!

А. Митрофанова

— Да, такие перевертыши истории фактически!

Игумен Арсений (Соколов)

— Да-да! Есть Такая строчка у одного средневекового испанского поэта: «Я на западе крайнем живу, но сердце моё на востоке». Да, и вот эта традиция Camino de Santiago возникла как раз во времена начала Реконкисты. Король Леона — это его была идея. В начале IX века, 813 год — первое паломничество придворных, вельмож этого короля, потом он и сам это паломничество совершит из Леона в Сантьяго.

А. Митрофанова

— Леон — это...

Игумен Арсений (Соколов)

— Это город в Испании, да. Не путать с французским Лионом и украинским Львовом. И эта традиция постепенно стала развиваться, и на сегодняшний день существует восемь путей этого православного паломнического маршрута, который первый начал православный король Леона, которого звали, если не ошибаюсь, Родриго II (могу ошибаться в имени). И эта традиция... Это самый популярный паломнический маршрут Европы.

А. Митрофанова

— И не только Европы, мне кажется!

Игумен Арсений (Соколов)

— Да, существует несколько путей: и французский, и английский... Самый длинный — из Севильи: Via de la Plata — более 900 километров, ну и французский не мал — 800 с лишним. Мы, паломничая с прихожанами из Испании или Италии, не могли позволить себе 30 или 40 дней. У всех прихожан там свои семьи, работа, другие заботы, и поэтому мы на это отводили одну неделю в году.

А. Митрофанова

— То есть вы часть проезжали?

Игумен Арсений (Соколов)

— Нет, мы просто последний участок пути проделывали...

К. Мацан

— Бегом? (Смеется.)

Игумен Арсений (Соколов)

— Ну главное, чтобы не меньше ста километров было. Потому что сертификат паломника дают тем, кто прошел более ста километров пешком...

А. Митрофанова

— Двести километров на велосипеде, по-моему, и что-то там ещё на лошади...

Игумен Арсений (Соколов)

— И на коне тоже 200, да! Тут важна не только цель прийти, посетить Сантьяго, помолиться у мощей апостола, а важен сам процесс паломничанья: оторваться от этих холодильников, телевизоров, интернета. И такой опыт православного... Подбираю слово... Бомжевание, наверное, не то... В общем, такой хороший православный опыт отрыва от цивилизации.

А. Митрофанова

— Передвижничество!

Игумен Арсений (Соколов)

— Подвижничества, передвижничества! Этот опыт полезен, чтобы осознать, как ты всё-таки привязан к цивилизации. Потом дорога — это метафора жизни, и важна не столько, может быть, цель паломничества, сколько само паломничанье, понимание того, что твоя жизнь — это путь, это странствование.

К. Мацан

— А вот расскажите, как тот, кто знает эту тему, тому, кто, как я, не знает. Сантьяго-де-Компостела — там мощи апостола Иакова. И что? Вот к ним идут просто поклониться? Что там? Какая цель в итоге этого паломничества?

Игумен Арсений (Соколов)

— Паломничество происходит круглый год, идут вот этими восемью дорогами, восемью путями, идут, стекаются со всего мира люди в Сантьяго. Там, действительно, город паломников. В средневековом соборе апостола Иакова находится серебряная рака с его мощами, совершается очень впечатляющая паломническая Литургия.

К. Мацан

— А это, кстати, какой Иаков из апостолов?

Игумен Арсений (Соколов)

— Иаков Зеведеев.

К. Мацан

— То есть брат Иоанна Богослова?

Игумен Арсений (Соколов)

— Да.

К. Мацан

— Один из двенадцати.

Игумен Арсений (Соколов)

— И раскачивается огромное-огромное кадило, которое летает по всему храму в этом огромном соборе, пролетает над головами, и в него дьяконы лопатами сыплют ладан, а потом раскачивают. Здесь еще не только всё это красиво в богослужебном смысле, но имело, видимо, в Средние века и практическое значение.

А. Митрофанова

— Какое?

Игумен Арсений (Соколов)

— Ну если человек 40 дней шел путем апостола Иакова, а кто-то и больше...

А. Митрофанова

— Понятно! Кто-то не успел помыться!

Игумен Арсений (Соколов)

— Горячего душа не было, наверное... И потом нужно было выстоять Литургию! Ну и мы ведь тоже, когда ходили... И сейчас у нас это там продолжается. Мы ходим каждый год вот этими дорогами апостола Иакова. Несмотря на то, что сейчас проще в бытовом плане: есть и паломнические приюты, в этих приютах иногда бывает, и вода...

А. Митрофанова

— Иногда бывает вода! (Смеется.)

Игумен Арсений (Соколов)

— И даже электропечка! Но всё-таки мы, действительно, спим, где придется, едим, что добыли.

К. Мацан

— Как это «добыли»? Собрали землянику?

Игумен Арсений (Соколов)

— Ну где-то что у крестьян купили, где-то нам просто дарят картошку или фрукты, где-то по пути забежали в какую-то минилавку в деревне и там купили хлеба, консервов. Иногда в больших деревнях встречаются паломнические столовые с паломническим меню.

А. Митрофанова

— Там ведь местные люди привыкли, что через их населенный пункт, деревню или город проходит маршрут к апостолу Иакову, там ракушки такие есть...

Игумен Арсений (Соколов)

— Да, ракушки, стрелки желтые особые!

А. Митрофанова

— Да, такие опознавательные знаки на земле, на деревьях, на домах, что, условно говоря: «Паломники! Вам — туда!»

Игумен Арсений (Соколов)

— И выходят крестьянки, и зазывают нас в свой сад, говорят: «Рвите фруктов, сколько хотите!»

А. Митрофанова

— Класс!

Игумен Арсений (Соколов)

— Это же обычно в августе бывает.

А. Митрофанова

— Паломников кормить — это же святое дело! Тоже такой момент гостеприимства, оказания милости человеку, который идет в святое место. Зачтется потом!

Игумен Арсений (Соколов)

— Да, удивительно, что столько веков, а паломники им до сих пор не надоели!

А. Митрофанова

— Слушайте, мне кажется, что это тоже показатель какого-то внутреннего устройства человека и отношения к ближним. У нас всё ругают, знаете, как «бездуховный Запад»... А я каждый раз так в этот момент еле сдерживаюсь, чтобы что-нибудь эмоциональное не возразить, потому что я видела вот эту жизнь тоже!

Игумен Арсений (Соколов)

— Да, христианская Европа жива! И вот добрый, простой, приветливый галисийский народ, крестьяне, действительно, народ — христианнейший!

К. Мацан

— А я вот неслучайно спросил, а какой это из Иаковов новозаветных, ведь мы на самом деле не так много знаем об апостоле Иакове Зеведееве, в отличии, может быть, от других апостолов, как апостол Петр или Павел, или Иоанн Богослов, но знаем, что он был в числе трёх, которые были при Преображении Господнем, то есть, которых Христос возвысил до какого-то такого особого уровня своих учеников. А люди, которые идут к апостолу Иакову, что они о нем узнают? Как его почитают? Почему именно в этом месте оказались его мощи?

Игумен Арсений (Соколов)

— Мощи оказались в том месте, как и вообще на севере Испании, видимо, в результате мусульманского завоевания. В 711 году мавры-мусульмане переправились через Гибралтар и начали завоевание Европы, и дошли до Пуатье во Франции. А по мере их наступления, сначала в Северной Африке, а потом на Пиренеях, христиане спасали святыни: мощи, реликвии, иконы. Вот, например, в Астурии хранится Сударь, который, как вы помните по Евангелию, был отдельно свит...

К. Мацан

— А что такое Сударь?

Игумен Арсений (Соколов)

— Плат, Сударь, которым была повита голова Спасителя в гробной пещере.

А. Митрофанова

— Была Плащаница...

Игумен Арсений (Соколов)

— Да, Плащаница, которая в Турине, а есть Сударь, который хранится в Овьедо в Астурии. Вот если брать Астурию или тем более страну басков, то эти страны никогда не были завоеваны маврами-мусульманами, они оставались христианскими, и оттуда началась Реконкиста, отвоёвывание. И вот эти святыни там хранятся, и в том числе мощи апостола, видимо, попали вот этим путем в те времена, хотя, может быть, еще и раньше даже — тут история сложная, и не всегда можно точно доказать, и подтвердить, когда всё это происходило и какими путями.

К. Мацан

— Просто здорово, что ввиду таких паломничеств с древним святым апостолом возникает какое-то особое личное отношение: «Вот я к нему пришёл, я ему поклонился, и уже какую-то роль в моей жизни он сыграл, и теперь, наверное, дальше тоже будет играть!» Это, мне кажется, очень важно!

Игумен Арсений (Соколов)

— Ну Пётр — это Рим, Иоанн — это Эфес (правда, мощей нет), а Иаков — это Сантьяго.

А. Митрофанова

— Сантьяго-де-Компостела.

Игумен Арсений (Соколов)

— Сантьяго — Святой Иаков!

А. Митрофанова

— Ведь этот маршрут находится под охраной ЮНЕСКО, если я не ошибаюсь. Древнейший...

Игумен Арсений (Соколов)

— Самый популярный — это французский путь, который идет с французских Пиренейских гор.

А. Митрофанова

— Потрясающе!

Игумен Арсений (Соколов)

— И вот идут не только паломники, не только христиане, хотя много христиан, у которых именно паломническая цель. Идут просто люди, которым это интересно, туристы. Некоторые приходят к вере во время этого пути, некоторые приходят к каким-то для себя жизненно важным выводам. Вот однажды на пути нам попался какой-то бразильский писатель. Он говорит, что ему приходилось идти Via de la Plata по степи Эстремадуры испанской, даже по компасу, ночевать в степи. И он похудел на пять дырок в ремне! Вот такая история! Интересно, что испанские пары молодоженов проводят свой «медовый» месяц в пути апостола Иакова. Вот они идут с рюкзачками, и открывается твой эгоизм, твое отношение к ближнему.

А. Митрофанова

— То есть они начинают уже пуд соли съедать в момент «медового» месяца!

К. Мацан

— Это надо делать до свадьбы, наверное?

А. Митрофанова

— Кстати, да!

Игумен Арсений (Соколов)

— Да, приходят в Сантьяго и думают: «Разводиться или дальше жить?» (Смеется.)

К. Мацан

— Отец Арсений, когда в следующий раз будете в Москве, мы вас еще раз позовем к нам в студию, чтобы и про Испанию договорить...

А. Митрофанова

— И про Португалию, пожалуйста!

Игумен Арсений (Соколов)

— Португалия — спящая красавица Европы! Самая неевропейская страна!

К. Мацан

— И про другие страны, в которых вы служили, которые мы в сегодняшней беседе не охватили, но оставим задел на будущее! Спасибо огромное за эту беседу! Напомню, игумен Арсений (Соколов) — настоятель подворья Русской Православной Церкви в Бейруте в Ливане, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока — сегодня был с нами в программе «Светлый вечер»! В студии была моя коллега — Алла Митрофанова, и я — Константин Мацан. До свидания! До новых встреч!

А. Митрофанова

— До свидания!

Игумен Арсений (Соколов)

— Спасибо за приглашение! Будете на Ближнем Востоке, милости просим!

А. Митрофанова

— Спасибо!

Радио ВЕРА

Последние записи

Стать добровольцем и помочь жителям Мариуполя

Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви организует поездки волонтёров-ремонтников в город Мариуполь. Там добровольцы…

02.05.2024

«Разговор с подростками о христианских ценностях». Елена Бреднева

У нас в гостях была заместитель директора фонда культурного наследия и образовательных технологий «Медиа просвещение» Елена Бреднева. Мы говорили…

02.05.2024

«Фрески Макарьева Свято-Троицкого монастыря в Калязине». Юлия Ратомская

У нас в гостях была ученый секретарь государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева Юлия Ратомская. Мы говорили об истории фресок…

02.05.2024

Гатчинский Павловский кафедральный Собор. Святая преподобномученица Мария Гатчинская

Есть среди царских резиденций, расположенных в окрестностях Санкт — Петербурга, особенное место — город Гатчина. Все в нем связано…

02.05.2024

«Белые птицы»

Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела,…

02.05.2024

Тайная вечеря – первая Пасха

Тайная вечеря. Леонардо да Винчи. 1495—1498 г. Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую…

02.05.2024

This website uses cookies.