Праведный Иов был женат, имел десять детей, был весьма богат, и при этом отличался праведностью — угождал Богу и людям. Но однажды он потерял буквально всё. Иноплеменники умертвили слуг и угнали его скот, от урагана погибли все дети Иова. На праведника обрушилась тяжелая болезнь, поразившая всё его тело, так, что он был вынужден оставить город и поселился один. Люди, прежде уважавшие его, теперь открыто пренебрегали им. Уже и жена Иова, не выдержав всех потрясений и потеряв всякую надежду, сказала мужу: «Похули Бога и умри». Иов же сохранял верность Господу.
Страдания Иова обострили в нём духовное зрение, он жалуется Богу на несправедливость и насилие в мире, где чаще праведник невинно страдает, а негодяй благоденствует. Но Господь молчит. Молчание Бога является для Иова новым испытанием его веры. Не надеясь получить ответ от Бога, Иов просит себе смерти, но и её он не получает, вместо этого он слышит советы-упрёки друзей.
Погружаясь в диалоги Иова и его друзей, становится очевидной духовная пропасть между ними — друзья не понимают Иова, не чувствуют его боли, они подобно бездушным начётчикам, повторяют прописные, заученные истины о том, что Бог всегда справедлив.
Когда друзья Иова исчерпали все возможные доводы и объяснения, в диалог вступает Сам Создатель. Бог поступает парадоксально: не даёт ответы, а Сам задаёт страдальцу вопросы, на которые тот не может ответить в силу своей человеческой ограниченности. И осознание Иовом собственной ограниченности приводит его к пониманию невозможности постигнуть пути Промысла Божия. Он смиряется перед величием и непостижимостью Бога, и Бог возвращает ему всё, что отнял — детей, имущество, здоровье.
Праведность Иова раскрывается через его предельную честность в отношении к Богу, к самому себе, к друзьям. Иов удивительно духовно трезв и жаждет правды, поэтому он отвергает все ложные советы: жены, друзей — и выходит победителем. История Иова свидетельствует: страдание есть не только следствие грехов и не только средство предупреждения греха, но в некоторых случаях (и такова история Иова) это один из путей познания Бога.
Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов