Об этой женщине, жившей во времена Ветхого Завета, написаны поэмы, романы и пьесы. Ведь подвиг, который два с лишним тысячелетия назад совершила Юдифь — готовый сюжет для героической драмы.
Сегодня мы говорим о праведной Юдифь и пьесе Антона Таммсааре «Юдифь».
В основу драмы «Юдифь» эстонского писателя и драматурга Антона Таммсааре легла книга Ветхого Завета под названием «Книга Иудифи».
В ней рассказывается, как во времена завоевания Древнего Израиля ассирийцами, в осаду был взят древнееврейский город Ветилуя. Ассирийцы под командованием военачальника Олоферна перекрыли все дороги и доступы к колодцам, обрекая жителей Ветилуи на мучительную смерть от голода и жажды. В осаждённом городе назревал бунт: люди обвиняли старейшин в бездействии и требовали, чтобы те пошли на поклон к ассирийцам.
Но молодая вдова по имени Юдифь была убеждена в том, что вовсе не от старейшин нужно ждать помощи.
Вот что главная героиня пьесы Антона Таммсааре «Юдифь» говорит своей служанке.
ТАММСААРЕ:
С зари до сумерек стучатся в дверь просящие, но кто им нынче поможет? Кто сможет напоить всех жаждущих и накормить всех голодных? У ИегОвы надо искать помощи, Бога надо просить, а не людей...
И Иегова — таким было ветхозаветное имя Бога у древних евреев — постучался в сердце верующей женщины, послав ей необычное видение. Юдифь услышала во сне будто бы плач ребёнка, молящего о помощи, а потом обращённый к ней голос, который говорил загадочные слова...
ТАММСААРЕ:
Юдифь, Юдифь, отныне да будет тебе под силу творить многое, да не истощатся силы твои. Израиль ждёт спасения, ибо сейчас он как беспомощный младенец, что плачет во тьме кромешной. Восстань от ложа своего, приоденься, возьми с собой хлеба и масла, как для долгого пути, и ступай к ассирийцам — явись к Олоферну, ибо там ты окажешь помощь Израилю.
Юдифь оправляется в лагерь ассирийцев, выдавая себя за пророчицу. Она верит, что в нужную минуту Бог её вразумит и подскажет, что нужно сделать для спасения своих соотечественников.
Молодую женщину отводят для беседы в шатёр Олоферна. Когда ночью военачальник ассирийцев напился вина и крепко заснул, Юдифь решается его убить.
Монолог Юдифь пред тем, как занести меч над головой Олоферна — один из самых сильных по драматическому накалу в пьесе Тамсааре. Главная героиня просит у Бога силы и отваги — она думает не о себе, а только о том, как спасти свой народ.
ТАММСААРЕ:
Олоферн спит... Он спит, но утром он проснётся...Ты слышишь, Иегова, он выступит против тебя под гул труб и грохот барабанов, он истребит города твоего народа, он надругается над дочерьми твоего народа... А сейчас враг спит. Он снял с пояса свой меч и повесил в изголовье... Укрепи моё сердце, если такова твоя воля, дай мне силы, воспламени мой гнев рукою ангела, не дай погаснуть моему страшному гневу, пока не свершиться всё.
Юдифь мечом отрубает голову Олоферна и приносит её в город. Узнав о гибели своего военачальника, ассирийцы снимают осаду и уходят.
Таков финал пьесы известного эстонского писателя 20 века Антона ТаАммсааре «Юдифь».
«И никто более не устрашал сынов Израиля во дни Иудифи и много дней по смерти её», — говорится в Библии.
Православная церковь почитает праматерь Юдифь в числе праведных ветхозаветных жён.
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема